1812 Причины отступления ч 242

Валерий Жуков 2
ч242
Причины отступления

Ответ Души на огненный вопрос,
Дал каждому истоки покаянья,
За павших ,ощущая вечный спрос,
Открывший Дух Величия Сознанья.

Соединившего в Единство Навсегда,
Всех , кто стоял за Родину в метели,
Огнём творящей Век Величия Труда,
Всех отмолить в Божественной Купели.

Пролитых молча генеральской сединой,
Возвысившей Дух Подвига в Сиянье,
Страны Величия и Радостью Святой,
Обнявшей всех , творя устой и назиданье.

Готовить к бою лучшие войска,
Не пожалев богатства и основы,
Поставив во главе Величия Клинка,
Врагу Дух сечи ,превратив в оковы. 

            Причины , побуждавшие Князя Кутузова к отступлению , изложены в следующем донесении его Государю, от 29-го Августа . Оно было последнее , представленное Его Величеству до уступления Москвы .
         «Баталия 26-го числа была самая кровопролитнейшая  из всех тех , которые в новейших временах известны . Место баталии нами одержано совершенно , и неприятель ретировался тогда в ту позицию , из которой пришёл нас атаковать . Но чрезвычайная потеря и с нашей стороны сделанная , особливо тем ,что переранены самые нужные генералы , принудила меня отступить по Московской дороге . Сегодня нахожусь я в деревне Наре , и должен отступить ещё, потому что ни одно из тех войск , которые ко мне для подкрепления следуют ,, ещё не сблизились , а именно :3 полка в Москве , сформированные под ордером Клейнмихеля , и полки формирования Князя Лобанова-Ростовского , которые приближаются к Москве .»
            30 Августа , когда в Петербурге праздновали отпор , данный неприятелю в Бородино , армия снялась с лагеря при Крутице и пошла к Вязьме . В следующий день продолжала она марш к Мамонову , в одном переходе от Москвы , сохраняя ещё твёрдую надежду на неминуемое , близкое сражение . В сём сладостном для неё уповании укрепил её отданный Князем Кутузовым в Мамонове , 31 Августа , приказ , начинавшийся так : «Не безизвестно каждому из начальников , что армия Российская должна иметь решительное сражение под стенами Москвы .»Действительно , на всём пути от Бородина до Мамонова , Князь Кутузов не переставал помышлять о средствах вступить в бой . Доказательством тому служат следующие письма его к Графу Ростопчину . От 27-го Августа , из Жукова , Князь Кутузов писал Графу Ростопчину: « Намерение моё состоит в том , чтобы притянуть к себе столько способов , сколько можно только получить , у Москвы выдержать решительную , может быть , битву . Помощи , которые требую я , различны, и потому отправляю Полковника Князя Кудашева оныя вам представить лично, и просить , чтобы всё то , что может дать Москва в разсуждении войск , прибавки артиллерии , снарядов и лошадей , и прочего имеемого ожидать от верных сынов Отечества , всё бы то было приобщено к армии, ожидающей сразиться с неприятелем . И к кому же надёжнее могу я во всех сих нуждах обратиться , как не к известному любовью и усердием достойному предводителю древней Столицы?»-От 28-го Августа , из Шелковки : «Вручителя сего, Ротмистра Графа Апраксина , отправил я к вам для повторения покорной моей просьбы о доставлении , если можно , сегодняшнего же числа , на курьерских лошадях , сколько можно более кирок и лопаток , в дополнение уже присланных в армию.»- От 30-го Августа , из Вязьмы: «Мы приближаемся к генеральному сражению у Москвы , но мысль , что не буду иметь способов к отправлению раненых на подводах , устрашает меня . Бога ради прошу помощи скорейшей от вас !»- Другое от того же числа : « Отправляя нарочного с повторением прежних моих просьб , приношу ещё следущую : вышлите с получения сего столько батарейных орудий , сколько есть в Московском арсенале , с ящиками и зарядами, на обывательских лошадях , с тем , чтобы они как можно скорее к армии прибыли. Да , прежде просил я выслать на 500 орудий комплект зарядов , то надобно скорее выслать в то число на 200 батарейных и на 200 лёгких орудий снарядов .»- Третье , от того же числа: «Прошу вас приказать, сколь можно скорее , прислать в армию тысячу топоров и тысячу лопат, для делания засек , так же выслать из Москвы всех выздоровевших, устроя их в порядок при офицерах .»-Четвёртое , тоже от 30-го Августа : «Я нахожусь при Вязьме, но так как здесь позиции никакой нет, то отправился Генерал Беннигсен назад приискать место , где бы удобнее ещё дать баталию.»
              Не столько нужна была позиция , как нужны были свежие войска ; но они ниоткуда не приходили , а с 50000 человек , выведенных из Бородина, как можно было решится на сражение против 100000 , ведомых Наполеоном ? Оставалось одно средство вступить в бой: высматривать, не разобщит ли Наполеон своих сил , и напасть на который либо из отдельных его корпусов , но Наполеон держал войска в совокупности , и не являлось случая покуситься на частное , или отдельное поражение их.

А.И. Михайловский-Данилевский Описание Отечественной Войны 1812 года

Ваять в военном деле смерть и славу,
Дано тому , кто Высший Свет творит в миру,
Ответ противнику , давая за Державу,
Взяв на себя , подвластное Небесному Царю.

Над разразившейся вселенскою Голгофой,
Стояли Души , покаянием Божественной Любви,
Наполнив Духом счастья эти строфы,
Перевернув страницу вечную вражды.

Богоприятием  Божественной Души,
Кутузов уводил , всех уцелевших в страшной битве ,
Исполнив право , принимать  обеты павших по любви,
Взойти в Величие Бессмертия в Молитве .

Исторгнув злобу дня в сердечной боли,
За всех ушедших , покаянием в миру,
Отдавших жизни в Бородинском поле,
За Славу Рода и Великую Страну.

Почтившую их светом радости небес,
В веках сиять , Души Богоявленьем,
Жизнь , освящая счастьем вечности чудес,
И Бога , вечным откровеньем.

Поющим оду Вечному Огню,
Творящему покой на поле брани,
Дух Богородицы ,боготворя сиянием в бою,
Воспламенив сердца с Отечества Сынами.

Сейчас , стоящими на вверенных постах,
Сверяя в сердце Дух Величия Традиций,
По вере данных , радостью в умах,
Хранить покой Любви и Родины на лицах.

У обелисков ,обретающих войны жнивьё,
Коснувшись сердцем Святости Души Отечества и Флага,
Склонившись  перед Родиной за всё,
Что принесла ей верность роду и отвага.

Вверяя Дух Величия Страны,
Потомкам, отворяющим стремленье,
Взойти сутьбой в армейские ряды,
Великим правом Духа и Знаменья.

Где каждый , служит под Божественной Рукой,
Творящей мир , веленьем счастья воинского дела,
И сотворяет Мир Творения Святой,
Примером  жизни и Величием Отечества Предела . 

Военная галерея Зимнего дворца, Г. Г. Чернецов, 1827
Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike).

                Моление о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных
              Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Твоим, овому посылаеши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овому же на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшныя и смертоносныя силы, разрушающия телеса, расторгающия члены и сокрушающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники веры и Отечества.
Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов, на брани убиенных, и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Твое. Молим Тя, приими убо отшедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных Сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов веру православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, и всех, добрым подвигом подвизавшихся за древнехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч. Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш, и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением. Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их, мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютыя скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениих быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачеством и елеем, возлиянным на греховныя язвы их. Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отцев своих, и приими умиленныя о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенныя воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши, благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братий и сестер, плачущих о своих присных, — и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев, в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи! Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости: услыши молитву нашу и приими милостивно отшедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена); воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствии Твоем, яко мучеников, отшедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениях предававшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранех; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей, и венцев мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных страстотерпцев, добропобедных мучеников, праведных и всех святых Твоих. Аминь.

Общий итог битвы

Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным из всех однодневных, бывших до него. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало или получало ранения около 6000 человек, французская армия потеряла около 25 % своего состава, русская — около 30 %. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных выстрелов, с русской стороны — 50 тысяч . Наполеон назвал битву под Бородином своим самым великим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.
Число погибших, считая умерших от ран, было гораздо выше, чем официальное число убитых на поле боя; к жертвам сражения следует отнести и раненых, позднее умерших. Осенью 1812 года — весной 1813 года русские сожгли и похоронили остававшиеся непогребёнными тела на поле. Согласно военному историку генералу Михайловскому-Данилевскому, всего было захоронено и сожжено 58 521 тело убитых. Русские историки и, в частности, сотрудники музея-заповедника на Бородинском поле, оценивают число захороненных на поле в 48-50 тысяч человек . Согласно данным А. Суханова, на Бородинском поле и в окрестных сёлах (без включения сюда французских захоронений в Колоцком монастыре) было захоронено 49 887 погибших.
Википедия.
 
Нет ничего дороже счастья вечной жизни,
Солдат , стоявших насмерть на посту,
Они во веки ,Свет Величия Отчизны,
Мир  сотворяя и Величие Души в Роду...