Бедность или неразумность?

Игорь Ткачев
Мнения человека о себе самом редко бывают своими собственными. Как правило, это мнения других, совершенно посторонних тебе людей, о тебе самом, которые ты почему-то считаешь своими.

У большинства представления о бедности, состоятельности или богатстве формируются и поддерживаются преимущественно на сравнениях себя с окружающими, а также с идиллически представленной в наших СМИ, более сытой западной жизни, в которых всегда присутствует некорректный перегиб в нужную сторону, без упоминания многочисленных деталей и особенностей для верности картинки, а не на объективной оценке своего материального положения и возможностей. Причем сравнения эти основываются на весьма грубых оценках внешних показателей, усредненной статистике, меняющихся дефинициях, что есть бедность, что средний класс, а что состоятельность. 

Например, совсем недавно быть бедным означало попросту не иметь в достаточном количестве экзистенциальных, необходимых для выживания базисов - еды и одежды. Бедный человек был человек недоедающий и не имеющий возможности, к примеру, купить себе новые ботинки взамен износившихся. Сегодня даже среди самых бедных и маргинальных представителей нашего социума даже самые бедные имеют достаточно еды и одежды, пускай и не самых качественных. Сегодня  у нас необеспеченными или бедными принято считать уже иную категорию граждан – тех, кто не может себе позволить собственное жилье, машину, путешествия на свое усмотрение или последней модели айфон. Сегодня уже не худоба от недоедания, а ожирение от переедания считается признаком бедности. 

По опросам примерно 70% белорусов совершенно искренне считают себя бедными и даже нищими, приводя в качестве доказательства среднюю по стране зарплату в 300- 400 долларов, упавшую покупательскую способность, дешевеющий белорусский рубль. На вопрос, почему они так думают, большинство резонно отвечает, что раньше они зарабатывали больше, имели возможность откладывать, ездить не на Черное море, а в Турцию и Египет. Плюс вечные сравнения себя с Европой, своих зарплат с европейскими, что добавляют к белорусской депрессии. 

Приводя в качестве примера такие сравнения, средний ум редко стремится к объективности и приводит в качестве равновесия не только Европу, но и весь остальной мир – Азию, Африку, Южную Америку, большую часть Земли. Не упоминает, или не знает и того факта, что по статистике 80% населения земного шара живет еще беднее, в месяц меньше, чем на 200 долларов, а 90% никогда не выезжает за пределы границ своего государства и не имеет счета в банке.   
Проводя такие грубые сравнения, многие принимаются также грубо сравнивать свои зарплаты с зарплатами европейскими и американскими, забывая про высокие налоги (до 40-45%), очень высокие цены на аренду жилья, газ, отопление, воду там и про низкие, по тем же европейским меркам, здесь. 

При этом средний белорус, всегда на все по-привычке жалующийся, по-прежнему редко себе отказывает в любимой «чарке и шкварке», которые уже давно стали символом белорусской бедности, а не скромной обеспеченности, имеет в своем распоряжении квартиру, часто полученную от государства в советское время, а примерно 50% также имеют и домик в деревне, дачку, доставшуюся от родителей или самим купленную, построенную.

Недавно я просмотрел ряд передач по немецкому каналу ZDF про бедных в Германии. Проблема, по мнению немцев, огромна и о ней уже давно бьют в немецкий набат в СМИ. По разным оценкам, число немцев за чертой бедности достигло 15% или 12,5 млн. (на 82 млн. населения) и продолжает расти. Среди пенсионеров примерно 4,5 млн. вынуждены работать, чтобы как-то «держать голову над водой».

Примечательны две истории: ему 82, ей 76. Проживают в Мюнхене. Бюджет пары без подработки – примерно 900 евро (для наших пенсионеров солидная сумма), с подработкой около 1500 евро. Он, несмотря на свой возраст, вынужден по 4 часа в день работать грузчиком (возит грузы на ручном грузоподъемнике), она там же работает упаковщицей на полдня. Оба арендуют 3-комантную квартиру, за которую выплачивают где-то 500 евро. Плюс около 300 евро уходит на коммунальные платежи. В итоге, «на жизнь» с подработкой у них остается 700 евро, без подработки было 100 - что и заставило их работать, так как денег этих им было явно недостаточно.  У пожилой пары также есть за городом участок земли с сарайчиком, на котором они выращивают овощи, «для души», за который они платят налог на землю.

Что показалось мне примечательным в сюжете, так это общее со всеми представителями разных народов разумение, или, скорее, недо-разумение: старики готовы гробить остатки здоровья, зарабатывая дополнительные пару сотен евро, но не готовы 1) съехать с 3-комнатной квартиры, например, в 2-комнатную и, например, на окраину города, где аренда жилья может уменьшиться вдвое (Мюнхен – очень дорогой город и проживание на окраине могло бы урезать аренду вдвое) 2) продать свой участок и сэкономить на налоге на землю, а также пополнить свой бюджет суммой от продажи и на эти деньги жить, не работая.

Во втором случае, аккуратный пожилой мужчина, по образованию технолог чего-то там, по-немецки аккуратный и опрятный и вовсе не похожий на неимущего пенсионера, как у нас, вынужден в свои 67 лет заниматься монтажом дверей и окон, так как его пенсии ему также недостает на достойную немецкую жизнь. Ездит он, естественно не на трамвае, а на не самой дешевой машине, проживает один в собственном доме на три комнаты с подсобными помещениями, однако часто отоваривается в специальных немецких магазинах за символическую плату в «сколько дадите» (есть в Германии такие заведения для малоимущих, где ты даешь, сколько можешь, а набираешь продуктов сколько хочешь).
Что примечательно: старичок со слезами на глазах сетует на тяжелую жизнь немецкого пенсионера с пенсией и доходом от установки дверей примерно в 1200 евро (500 евро пенсия + 700 подработка), но вот съехать из собственного дома, взять и продать или обменять его на более дешевое жилье он не готов, или на ум не приходит. Также как и обменять машину на более дешевую, например, или вовсе пересесть на автобус.

С одной стороны, немецких пенсионеров, сводящий концы с концами на 1000 евро искренне жаль. Но с другой, логическо-аналитической стороны понимаешь, что это далеко не нищета и бедность, даже принимая во внимание высокие немецкие налоги, а, скорее, неумение жить сообразно своим доходам, жадность и неразумность.
Проблема, скорее, не в бедности, как таковой, так как подлинно бедных ни среди немцев, ни среди даже небогатых белорусов или русских, в истинном понимании слова, давно нет. Как раз наоборот, сегодня потребляется товаров и услуг всеми нами больше, чем когда-либо. Проблема в том, что дефиниции бедности сдвинулись в сторону еще недавно привычных обеспеченности и благосостояния и сегодня бедный – просто всякий, кто отстает от общепринятого, заданного обществом уровня потребления. Чувство несостоятельности и неполноценности искусственно внушается и подогревается производителями товаров и маркетологами, а также сравнением себя с другими, более обеспеченными членами социума и ролевыми моделями. 
   
Иначе завтра бедными будут уже не сегодняшние пенсионеры с автомобилями и дачей в деревне, от которых они не готовы отказаться в пользу своего здоровья и долголетия, при этом искренне считая себя нищими, а уже те, у кого не будет собственного воздухолета и 20-го айфона, как у большинства и кто не будет успевать за новыми планками богатства и бедности.