Для красоты и созерцания

Татьяна Ситникова 2
Невесомые, нежные, хрупкие, как иней, узоры кружев. Символ женственности и мира на душе. И такой же хрупкий и изящный человек с удивительной быстротой перебирает коклюшки с намотанными на них ниточками. Живые темные глаза и длинные ловкие пальцы. Это моя Галина Новикова. Вот так просто и буднично рождается чудо. Я никогда не могла понять, как это можно днем и ночью стучать коклюшками, переплетая ниточки. Что-то позабыли мы в бешеной гонке жизни, в погоне за рациональным. Мастерица (или просто чья-то молодая прабабушка, готовя приданое) делала кружево для себя, вкладывая и душу, и мечты о счастье, и тепло своих рук. Если человек очень заинтересован чем-то, каким-то делом, то он делает это творчески! Мало кто из нас, студентов художественно-графического факультета, представлял себе, что можно защищать диплом по кружеву, да еще и с отличием. Ну кто в наше время плетет кружева? А Галка, глядя преданно в глаза лектору, упорно точила на коленке коклюшки.

Этим делом - кропотливым, сложным - может заниматься только добрый и не жадный человек. В погоне за «бабками» за кружево не сядешь. А ведь какая красота! Жизнь нельзя упрощать бесконечно, это всегда оборачивается бездуховностью.

Унификация жизни в советское время, упрощение одежды и быта привели к упадку в прикладном искусстве, процветанию кича, а художники мельчают, вынужденно работая на людей, имеющих деньги, но не имеющих вкуса.

В книге по рукоделию, вышедшей в 1994 году, показаны несколько платьев, оформленных Гапиными работами. Кружево цветное, несимметричное -такого еще не бывало. Например, работа «Огни города» - черное платье с пышным кружевным воротником из черной нитки с морином - создает впечатление загадочного мерцания ночных огней. Как описать то, что можно оценить, лишь увидя?! И лучше всего в движении, потому что каждое платье сделано на конкретного человека и рассчитано на то, как он двигается.

Затем в издательстве «Мастерица» вышли два журнала «Кружевоплетение» с работами Галины.

Недавно в церкви Козьмы и Домиана, что на Маросейке, появились кружевные элементы оформления аналоя и праздничного одеяния батюшки. А вот кружевную закладку для Евангелия отец Федор бережет, боясь испортить ежедневным использованием.

Всегда, рождая идею как стих, Галина ищет в своих работах эти образы, художественно осмысливая и тщательно отрисовывая композицию до того, как сделать ее в материале.

Она пытается внедрить кружево в жизнь, чтобы вещь не только поражала воображение на выставке, но и чтобы можно было эту вещь носить и выглядеть при этом современно и изысканно.

Быть может, кому-то больше нравится традиционное кружево. Но ведь авторское - только родилось, а уже появились свои поклонники. Самое главное, что каждая работа - единственная и практически неповторимая. Конечно, на выставках, где экспонировались работы Галины и Т. И. Наливиной (руководителя диплома в институте), разгорелись споры с представителями Вологодской, Елецкой традиционных школ кружевоплетения, которые восприняли новую манеру рисования кружев и цветную нить как профанацию на искусстве. Что ж, новое в искусстве всегда вызывало разногласие.

А ведь рисовать кружевом, рождая необычные композиции и новые элементы, невозможно без изучения и осмысления всего того ценного в этом виде творчества, что было переработано веками! Отсюда и родилась Галина коллекция. И опять-таки этим почти никто не занимается, особенно так страстно и целеустремленно, как она. Практически все деньги, которые зарабатывает она преподаванием в художественном колледже, идут на покупку новых образцов для коллекции. Начала уже вырисовываться история кружева, самым малоинтересным периодом которого стал советский период, когда стандартизация жизни привела к общей цензуре искусства, даже в каноническом его виде, как кружевной промысел. Жизнь, душа в искусстве возбранялись, люди должны были быть одинаковыми, одинаково думать, не допускать излишеств. И кружево, как и замечательные балкончики, кованые ограды, так украшавшие жизнь, попали в опалу. Немногочисленные западные авторские работы того времени попадали к партийным бандам или уезжали за рубеж. А теперь мы огромными усилиями таких вот энтузиастов, как Галя, пытаемся возродить ту красоту, те корни народа, которые приказано было считать мещанством и дурным вкусом, а лучше вообще позабыть.

Когда «уплотнялись» квартиры и упрощался быт, когда женщина вместо пяльцев и коклюшек взяла в руки отбойный молоток, приданое и всяческие «кружавчики» ушли в прошлое. При такой жизни для красоты и созерцания, конечно, не остается ни места, ни времени.

Коллекция включает в себя кружево аж с XVIII века. Выставок подобного рода у нее не было, говорят, нет интереса к этому. Просто некому заняться рекламой. А женщины есть женщины! Будет выставка - будет интерес. Начнет снова развиваться искусство кружевоплетения. Появятся и ученики, и магазины... Было бы желание.

Татьяна СИТНИКОВА

http://youngfamily.ru/cntnt/dljakrasotii.html