О скороговорках

Совы и сосны (пример авторской скороговорки, А.В.)

В сосняке соснули сосны,
После сна они несносны!
Осовелая со сна -
Косится на сов сосна!
Сердится, скрипит сурово:
- С сосен убирайтесь, совы,
Сосны вам не софки,
Ухайте на сопке!

Скороговорки - очень интересный жанр, который, как правило, относят к детским жанрам, ибо он способствует развитию речи, в чём дети нуждаются в первую очередь. Скороговорки, как и частушки, зародились в недрах фольклора, но отличаются от них именно тем, что ориентированы на детей, а их назначение, в отличие от частушек, не столько развлекательное, сколько "учебное". Что, разумеется, не исключает развлекательности. Фольклорные скороговорки бывают не только стихотворными, но и прозаическими. Скороговорку можно определить, как плотно аллитерированный текст, в прозе либо в стихах, то есть текст с большой плотностью аллитераций, ориентированный на развитие речи. Одним из обязательных признаков скороговорки является его "трудновыговариваемость", что ставит перед ребёнком определённую учебную задачу. Эта же характеристика, провоцируя трудности произношения, вызывает смех и воспринимается, как специфический "скороговорочный" юмор. Смешно, потому что "не получается" - одна из черт характерного для детей чувства юмора. Нужно также отметить, что фонетическая однородность скороговорок ориентирована, как правило, на использование определённых труднопроизносимых звукосочетаний, содержащих "трудные" для детей звуки - шипящие, аффрикаты (ч,ц), звук "р", которые удаются детям в последнюю очередь. Отсюда - их нестрогая классификация по тренируемым ими звукам. Разбирая приведенный выше пример, мы можем сказать, что это - скороговорка на звук "с", хотя в ходе её прочтения встречаются различные повторяющиеся созвучия, в состав которых входит звук "с":
1-я строка - сосн, сосн, сосн
2-я строка - ос, есн, есн, осн
3-я строка - со, со-сн
4-я строка - се, ся, со, со
5-я строка - се, с, су
6-я строка - ссо, ес, со
7-я строка - сосн, со
8-я строка - со.

В современном литературном пространстве словесные игры и такой богатый фонетическими эффектами художественный приём, как аллитерация, чрезвычайно популярны, ими пользуются достаточно широко даже в так называемых серьёзных стихах. Безусловно, стихосложение вообще можно считать литературной игрой - игрой с определёнными правилами, а варьируя эти правила мы получаем всё разнообразие современных поэтических жанров. Некоторые из них достаточно стары, а другие зародились не очень давно. При этом все эти жанры постоянно развиваются, иногда обретают новые черты, модифицируя правила... хорошим примером этому может послужить сонет, который в процессе своего развития претерпел немало трансформаций и теперь существует во множестве разновидностей.

Скороговорки, в последнее время, стали очень популярны в особенности среди детских поэтов - их фонетическая привлекательность и юмор, требующие виртуозного владения словом, мотивирует создавать новые скороговорки, с использованием современных лексических приобретений. Успешное использование аллитерации и сложных созвучий в стихотворных текстах указывает на определённый уровень мастерства и даже является характеристикой стиля того или иного автора, что является дополнительным побудительным мотивом для овладения этим инструментом. Современные скороговорки должны быть более профессиональны, чем фольклорные, "самоделки" уже не соответствуют современным эстетическим требованиям. Прозаические скороговорки, как правило, неинтересны и поэтому малоэффективны. Развивая этот жанр нужно учесть детскую психологию, предлагая ребёнку не маловразумительные неритмичные тексты, которые ему скучны, а чёткие, ритмичные стихотворные миниатюры с интересным сюжетом и обязательно с юмором. И специалисты логопеды также должны это учесть и постоянно пополнять свой "арсенал" новыми, мастерски сложенными стихами-скороговорками, которые бы нравились ребёнку и мотивировали его часто их повторять и выучивать наизусть - не только ради "учебного эффекта", но и в своё удовольствие. Ребёнок не должен воспринимать учебный материал как скучную обязательную программу, которую он обязан усвоить - единственной мотивацией для него является не "обязательность" усвоения того или иного текста, а позитивность его влияния на психику ребёнка, удовольствие, которое он может получить в процессе работы с текстом. Как и любое другое детское стихотворение, скороговорка должна быть не набором рифмованных фраз, а мини-спектаклем, со своим весёлым увлекательным сюжетом, со своими героями-актёрами и действующими лицами, и должно решать, в совокупности, те же задачи обучения и воспитания.

Этот текст включён, как отдельная глава, в эссе "О детской поэзии": http://www.stihi.ru/2018/04/25/9829


Рецензии
Давно собиралась перенести эту статью на коллективную страницу ДЛНВ
(ДетскаяЛитература Нового Века), что я и сделаю сейчас... Тем более,
что она является продолжением другого эссе - "Жанры в детской поэзии".

Детская Литература Нового Века   28.04.2018 21:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.