Георгий Почуев Спектр Единорога... Арона Гаала

Арон 52
  Зритель, рассматривающий живописное полотно, обладает преимуществом перед читателем, скользящим взглядом, по тексту строка за строкой. Это преимущество - возможность видеть полотно сразу и целиком, отойдя на нужное для этого расстояние. При этом обращает внимание на ту часть картины, которую художник изобразил так, что она привлекает взгляды в первую очередь.
  Читатель же стихотворения не может составить впечатление о нём до тех пор, пока не прочтёт его до конца. Однако по ходу чтения он может оценить достоинства отдельных, составляющих его стихов. Прежде всего, конечно, тех, которые обладают чем-то особенным. Такие стихи в "Единороге..." тоже есть. Вот первые из них:

"...удивляется, как кружатся бабочки. Небо,
 А утром в полусне встает Солнце..."

  Эти метафоры, на первый взгляд, могут показаться незатейливыми и намекающими на то, что далее последует пасторальная картина. Однако, если продолжить чтение, вырисовывается глубоко лиричная картина утра Земли, одним из главных героев которой является невидимый Ветер, листающий по сути, Книгу Бытия, одним из действующих лиц которой предстаёт он сам.
  И эта Книга вмещает в себя не только историю Феи Листев, нашедшую пристанище в ветвах дерева, но и другие истории, обычно происходящие на Земле. Благодаря этой Книге, которую, безусловно, читает особа, посвяшая Единорога, в свою очередь, сбылась мечта лирического героя стихотворения: вернуться домой, в листопад. Потому что одухотворённый человек в трудную минуту часто прибегает к мечте - оказаться под защитой родного дома. Тоска по дому, по целительной силе его ауры сохраняется на всю жизнь. И листопад, конечно же, может навеять тоску, послужить толчком к возникновению этой мечты.
  Этот метафизический сюжет производит настолько сильное впечатление, в том числе и потому, что написан практически на одном дыхании: ведь если всмотреться, можно заметить, что весь текст стихотворения - это одно предложение, вмещающее в себя весь мир поэта. Причём не фрагментарно. Предложение, наводящее на мысль о том, что болезнь не обязательно должна быть прозаической хворью, а жар, который испытывает поэт, - это его беспокойство о судьбе мира, из которого вытесняются феи, а ветер перестаёт считаться одним из главных действующих лиц на Земле, вообше отметается пришедшее из глубин древних цивилизаций представление (пусть даже мифологизированное) об устройстве мира.
  Вглядываясь в мир этого стихотворения (как и любого другого, написанного талантливым поэтом) глубже и заинтересованнее, можно составить некороткий список образов, в нём прсутствующих. Пытливый читатель наверняка отыщет их, посмакует их символику и оригинальность проникнется чувствами, которые вызвали у автора неотложное стремление написать о них с благодарностью к некой особе, приславщей ему Единорога. Эта благодарность проясняется лишь из контекста, тем не менеее учитывая силу поэтического слова, значение, которое поэт придаёт событию (переносу домой, а за этим понятием стоит много больше, чем стены и крыша), можно верить, что благодарность (выраженная пусть неявным образом) имеет место быть.
  Ведь только Единорогу (это убеждение автора стихотворения, прочитываемое между строк) под силу преодолеть любые лабиринты, не только "лабиринт жара", способного сжечь поэта, если его не перенесут домой - в место, дорогое его сердцу.
  Многоплановая символика, таящаяся за образом этого мифического однорогого сушества предполагает, как минимум, его способность противостоять силам эла. Одним из последствий влияния этих сил, как считалось традиционно, являются болезни (неважно какого рода). Поэтому особа, которая насколько таинственна, настолько и могущественна (далеко же каждому ведь дано распоряжаться Единорогом), должна быть вознаграждена словом поэта.
  Зная из уст автора этого стихотворения, что он получил классическое западное образование, можно бытьувереным в его приверженности традициям, берущим начало в Элладе. И обращенние к образу Единорога - тому подтверждение. Известно также, что такие западные писатели и поэты, как Ф.Рабле, Л.Кэролл, У.Шекспир, У.Йейтс, Р.-М.Рилке, и не только они, использовали этот образ в своих произведениях.
  Известно, что каждый из цветов солнечного спектра обладает некими наборами оттенков этого цвета. А каждый настоящий поэт наргаждает мир своим набором оттенков в той цветовой гамме, которую сам избрал на основе связей с культурной традицией, с одной стороны, и своими притязаниями на какую-то роль в мире поэзии - с другой. И каждому стихотворению, пользуясь спектроскопической терминологией (если принять условие её уместности в оценке стихотворений) присущ свой, одному ему свойственный оттенок цвета. И он может определяться, с известной долей вероятности, по настроению, которое присутствует, или навевается на читающего его. По аналогии с "цветовым" тестом Люшера, определяющим психологический портрет личности.
  Почувствовать это может, прежде всего, человек, испытавший душевный резонанс с автором прочитанного стихотворения.
  В "Единороге..." ощущаются меланхолия (лиловые тона), а также благодарность и надежда (красно-алые). В данном случае - надежда на выздоровление. Хотя поэт, наверное, не может выздороветь до конца, потому что в этом случае перестанет соперживать страждущим. что равносильно лишению дара - таланта, данного свыше...
  Доминируют здесь два цвета, одноко лиловым и алым цветами не исчерпывется спектр красок. В нём есть вкрапления голубизны неба и переливы цветов утренней зари, пестрота цветущего поля и, конечно же, традиционная белизна Единорога (у Рилке: "Белёсый зверь с глазами, как у лани"). Удовлетворение от того, что с помощю Единорога поэт оказался дома, не зря прозвучало тонким финальным штрихом стихотворения, окрашенным в тона листопада.
  Это стихотворение, с одной стороны, как нельзя лучше подтверждает, что настоящий поэт мыслит образами а с другой - что человек, написавший это стихотворение, талантлив, и его поэтический мир своеобразен.
   Для меня - человека, не обременного обязательством следовать требованиям классической литературоведческой схемы, который делится впечатлениями о прочитанном стихотворении, многое  прояснилось в последнем благодаря широкой палитре образов, на которые не поскупился его автор. Надеюсь. найдутся люди, которые согласятся со мной во многом из того, что я ошутил. читая и перечитывая "Единорога...". Это стихотворение, в котором многое читается между строк.

Публикована в журнале "Берега" (Но 1 / 2016, г. Калининград)
Автор член Союза писателей России, живёт в Литве, в Вильнюсе.

"Единорог в листопаде"

Ты прислала единорога мне,
Он прибыл из старого мира,
Чтобы вынести из болезни, что жгла меня внутри,
Из лабиринта жара и показать дорогу дальше,
И дальше на далекое цветное поле,
Где удивляется тому, как кружатся бабочки, Небо,
А утром в полусне встает Солнце,
И купается в каплях росы Земля, Ветер
Перелистывает свои стихотворения в Книге,
В которой осталась Фея Листьев на Ночь
На стволе дерева, что дремало в звездной тишине,
Где были строки о болезни, что горела у меня внутри,
И о том, как по лабиринту жара, по гальке дня,
Когда я чувствовал, что наступает конец света,
Ты его - Единорога - прислала ко мне,
Чтобы Он показал путь через старые миры,
И принес меня по дороге сна домой
В литстопад.