О чём поют серебряные струи

Вячеслав Харитонов 2
   В 2012 году вышла в свет первая книга стихов сызранского поэта Игоря Рабштейна "Городские акварели". В предисловии к ней я, помнится, отталкиваясь от афористического изречения известного советского поэта Михаила Львова:
 
     Чтоб стать мужчиной - мало им родиться,
     Чтоб стать железом - мало быть рудой.
     Ты должен переплавиться. Разбиться.
     И, как руда, пожертвовать собой,-
 
проанализировав несколько наиболее интересных стихов своего земляка, пришёл к выводу, "что внутренний мир их автора из руды, данной с рождения, давно переплавился в металл, обретший жертвенное звучание и не утративший своей первозданной ранимости". И ещё - что "основную поэтическую и смысловую нагрузку сборника несут не стихи "акварельные"(о природе и любви к женщине, родной земле и Спасителю), а гражданственно-резкие.., представляющие собой гравюры, травленные кислотой по металлу".
   Естественно, что наиболее весомыми из них он открывает и второй свой сборник "Серебряные струи", добавив к ним новые, пожалуй, не менее острые публицистически-философские стихи. Такие, как "Облака", "Украину разъяли...", "9-е мая", "Буква Р" и другие. И эта книжка, как и первая, состоит из девяти глав, да и по объёму обе примерно одинаковы. Однако во второй заметно расширилась полифония тем и образов. Поэт не только обращается к славному либо трагичному прошлому, но и сквозь "мишуру" современных событий стремится прозреть будущее. Вот, например, строки, посвящённые акции - "Бессмертный полк":
 
     И пусть враги от злобы сотрясаются!
     Из прошлого в грядущее парад
     Пройдёт опять! И в памяти останутся
     Шеренги, что не ведают преград!
 
   Хорошо разрабатывается автором "Серебряных струй" и тема творчества. Ей посвящена целая глава "Пусть грёзы строками прольются". Весьма в ней интересны и стихи философского характера. Они обретают глубину и общечеловеческую направленность. Взять хотя бы его "Сонет":
 
     Среди колонн, покрытых пеплом лет,
     Я мудрости искал забытый след.
     Но там нашёл лишь ветхость и забвенье,
     И тщетны были все мои стремленья!

     Тогда я окунулся в груды книг,
     И многое, поверьте, в них постиг.
     Но, мудрость обретя средь пыльных свитков,
     Я с ней обрёл печаль, что стала пыткой...

     И стал тогда я мужество искать,
     Неколебимой мудрости под стать,
     Ведь знания - великие печали,
     Гнетут сильней ярма, что за плечами.

     Спустя года, я понял, наконец:
     Силён любовью истинный мудрец!
 
   Подобные поиски ведут к осознанию своего места в жизни и в творчестве:
 
     Мы все равны и все неравны!
     Мы все на свой лад хороши,
     Лишь не забыть о самом главном,
     Не растерять тепла души!

     Пусть стих негромок, неизвестен,
     И даже в чём-то неказист,
     Зато он искренен и честен,
     И автор строк душою чист!
 
   Поэт постоянно ищет новые пути реализации своих идей: то выступает от лица известных литературных героев - барона Мюнхгаузена, Робин Гуда или Дон-Кихота, то увлекается стилизацией("Скоморошина", "Я ходила на угол..."). И это неудивительно, если он сам признаётся:
 
     Не люблю я законченность линий,
     Завершённость не мой идеал.
 
   А в стихотворении "Новый декаданс" с горечью констатирует:
 
     Ныне время упадка, и в моде опять ностальгия...
     И опять декаданс накрывает нас новой волной,
     И, рифмуя строку за строкой, как когда-то другие,
     Ощущаю, как время сжимает нас хваткой стальной.

     Что осталось у нас кроме прошлого, кроме былого?..
     Настоящее жалко, о будущем страшно мечтать...
     Где ж ловцы человеков, спасители, душ "рыболовы",
     Что из бездны зияющей могут надеждою стать?!
 
   Интересно, что в прошлом веке "декадентская мадонна", как называли Зинаиду Гиппиус её современники, намекала на путь выхода из подобного состояния:
 
     На всех явлениях лежит печать,
     Одно с другим как будто слито.
     Приняв одно - стараюсь угадать
     За ним другое,- то, что скрыто.
 
   Наверное, это "угадывание" и есть смысл истинной поэзии. А мне почему-то подумалось(не знаю уж кстати или нет) о том, а что же скрыто за названием "Серебряные струи"? То, что навеяно нам серебряным веком русской поэзии, или то, что осталось в нас от него? А, может быть, в "Серебряных струях", пусть и отдалённо опосредованно, угадывается некая связь с коллективным сборником сызранских поэтов-земляков "Серебряные родники"?.. Думаю, не столь уж это и важно. Главное в том, что новый сборник Игоря Рабштейна состоялся и, уверен, будет тепло встречен любителями поэзии.

                Вячеслав Харитонов,
                член Союза писателей России.

Серебряные струи: стихи/ И.Д.Рабштейн - Сызрань: ООО "ОК Полиграфия", 2017 г.-98с.