Выставка художника, заставляющего думать...

Соловьёва
Вчера в Художественном музее города Витебска состоялась выставка, посвящённая творчеству известного живописца и графика Владимира Витко. Скоро Владимиру Ильичу исполняется 85 лет!
Художник отличается многоплановым оригинальным мышлением,- каких только картин нет на выставке: космос и Чернобыль, 41- ый год и часы, время и колесо движения, мелодии осени и весны, «Куда идти?» и «Ночь, когда встают солдаты»…
Последняя работа является не только математическим центром выставки, но и главным духовным акцентом.
На картине изображены матери, вдовы, сёстры, друзья не вернувшихся с войны солдат! Они задумчиво смотрят на облака, превратившиеся в образы погибших героев!
Именно этой картине я посвятила стихи:
Ночь, когда встают солдаты
Боль- осколочек острый.
Не дающий уснуть.
Вдовы , матери, сёстры
Отправляются в путь.
Просмотрели все даты:
Без окошечек дом!
-Поднимайтесь, солдаты!
…И застрял в сердце ком.
-Хватит жить нам в обиде,
Нет, не верим мы в смерть.
На мгновенье б увидеть-
И прощай, круговерть,
До Девятого Мая…
Бесконечность разлук,
Ожиданье без края
В запредельности мук…
Облака словно вата,
И туманы как дым.
- Поднимайтесь, солдаты,
Надевайте свой нимб!
Помнят верные вдовы
Не пришедших солдат,
В сердце пламень багровый
Обжигает их взгляд...
В зале негде было упасть яблоку,- столько друзей пришли поздравить Владимира Ильича!
Художник Александр Слепов сказал, что Витко - творец, заставляющий думать каждого, пришедшего на выставку.
Искусствовед Георгий Корженевский отметил трагичность и мистичность картин художника Витко.
Художник Анатолий Люцко говорил о доброте Владимира Ильича, неизбывной любви к людям.
Гумен Феликс назвал Витко самым честным художником нашего времени:
- Не все художники могут позволить делать себе работы, которые им диктуют совесть и время.
Ещё Владимир Ильич - замечательный писатель, автор двух книг - “Белыя воблакі”и «Лёс мастацтва».
…От эскиза до осуществления картины очень далеко. За это время - время воплощения- сколько творческих задумок, идей, озарений и догадок переживает художник!
Даже ошибки, идущие от души, идут от Бога! Заблуждения художника часто говорят нам о том, насколько он человечен, любит ли людей, как относится к своей жизни.
Владимир Ильич Витко – человек, несомненно, талантливый, добрый, жизнелюбивый , щедрый : около ста картин Владимир Витко дарит Витебску, около 200 картин - любимому Слуцку, городу, от которого художник недалеко родился.
К 85- летию со дня рождения и была организована выставка!
На этой выставке представлены работы в разных жанрах и в разных техниках : от инсталляций с глубоким философским смыслом до широких полотен на космические и исторические темы.
Вот, например, «Кинетическая инсталляция»: на фоновом квадрате серого цвета расположился ещё один квадрат из проволоки, а ведь квадрат - это знак мироздания, дома, Родины. В белорусском орнаменте квадрат символизирует хату.
Вбитые в квадрат гвозди образуют крест, да, тот самый, который мы все несём. Гильза от снаряда превращена в колокол, который плачет по нас! Огонь в парафиновых стаканах напоминает нам о том, чтобы мы хранили память и очищали душу!
«Если мы забудем прошлое, - говорит художник, оно может повториться: тот же фашизм, та же война!»
Не может не впечатлить работа «41 - ый год»: тёмно- кровавое небо… и пикирующий с неё самолет, сеющий смерть, раны и невзгоды!
Не может не задеть и инсталляция «Чёрная карусель»: на каждой спице перевёрнутого зонта подвешено по деревянной фигурке, напоминающей человека.
Зонт- грозовая туча войны, а люди- игрушки фортуны!
В центре выставочного зала был расположен триптих: «Поклонение», «Отрицание», «Наказание»- математическим и духовным центром картины является Иисус Христос,- фигура Бога-сына настолько упрощена, что напоминает свечу. Фигуры людей, склонённые к Христу, тоже упрощены.
Но поскольку вся наша жизнь строится на противоречиях, то другая картина, в противовес «Поклонению» , называется «Отрицание»: фигуры в ужасе отшатнулись от Христа. Всех, кто не принимает Бога, ждёт наказание. На картине же «Наказание» ввиду того, что все люди грешны, Бог толкает их в ад! Они низко склонили головы, словно тянут груз ошибок или покорно несут свой крест.
Некоторые работы В.Витко поражают своей упрощённостью и статичностью, некоторые- сочностью красок и мощью ритма, но все работы заставляют зрителя задуматься.
Часто В.Витко ритм своих картин подчёркивает белыми арабесками.
«Белый цвет,- говорит Владимир Ильич, -это нарядность пространства: белые облака, белые валуны, белые берёзы . Почему на моих картинах, -задаёт сам себе риторический вопрос Владимир Витко,- нередко встречается и серый цвет? Серый цвет - это цвет страха. Я жил в сталинские времена , когда людей нередко увозили чёрные «вороны» Этот страх преследует меня на протяжении всей моей жизни Конечно, художник должен жить в большом городе, способствующем его развитию. Но что-то изменить в своей жизни мне мешала нерешительность».
Многие картины В. Витко построены по принципу спирали: а ведь спираль - это символ движения воды, колёс, облаков,- всё движется вокруг ядра своей клетки.
-Кстати,- признаётся В.Витко,- я поклоняюсь не Богу, а Солнцу. Отчего идут войны? Оттого , что Бога не могут поделить! Пусть лучше, как я, Солнцу поклоняются! Это не я пишу мои картины, это Солнце их пишет! А если у меня что-то не получается, значит, клетки не созрели.
-Каждый мозг неповторим, -считает художник. -Ничьё восприятие не совпадает с моим : либо оно гораздо ниже моего,- тогда мне этот человек совсем неинтересен, либо- гораздо выше, и тогда уже этот человек становится для меня недоступным.
-Владимир Ильич,- почему на Ваших картинах часто появляется образ чёрной дыры?- спрашиваю я.
Чёрная дыра - гигантская планета, огромнейшая энергия. Она засасывает Галактику и может даже забрать всю Солнечную Систему.
В.Витко любит писать картины на контрастах .Вот «Деревня»- одна из самых лучших работ художника: сельцо, забытое и Богом, и людьми, но и там есть жизнь, и там светятся жёлтенькие окошечки.
Какие великолепные оттенки серого цвета,- их так много! В серых, палевых и голубых тонах создана и картина «Космический дождь» .Очень необычен сюжет картины «Белое солнце»- о человеке, у которого нет лица, потому что идёт энергетический распад!
Как любит Владимир Ильич эклектику, как ему нравится смешивать разные техники и направления: рядом с космосом картина в стиле наивного реализма: в лиловой машине, стилизованной под детскую кроватку, едут жених и невеста! Сколько радости и счастья,- пронести бы через всю жизнь это высокое чувство влюблённости друг в друга .А вот вполне реалистическая картина «Детство»: на тёмно-зелёном фоне, сгущённом до черноты, как на картине «Лунная ночь на Днепре» А.Куинджи,
видны удары светло-зелёного цвета. Но центром картины является лошадь, нарисованная в особенном ракурсе: на фоне лошади стоит малыш с самодельной машинкой и его отец, возвращающийся с косьбы. И рядом «Фуршет»-картина абстрактного плана : рюмка и рыба взаимно проникают друг в друга.
Хотя в творчестве Витко преобладают картины» сурового» стиля и печальных сюжетов, Владимир Ильич считает, что на выставке должны быть и весёлые, и грустные картины , потому что так ближе к жизни.
Никого не может оставить равнодушным картина «Братья по разуму», как неповторимостью идеи, так и оригинальностью композиции.
-Владимир Ильич, как родился замысел этой картины?
-Я был на съезде художников, -рассказывает Владимир Ильич, и в третьем ряду увидел знакомого скульптора, читающего газетную статью «Дельфин и человек». Оказывается, после наступления ледника человек вынужден был жить у воды, у него появились плавники и хвост, и он превратился в дельфина.
Решив создать картину «Братья по разуму», я построил необычную композицию: человек и дельфин плывут рядом, прижавшись лицом к лицу.
Я стремился к тому, чтобы ни один цвет не вырывался из колорита. В художественном произведении всё должно быть гармоничным: идея, композиция, свет, мысль.
Но главная изюминка здесь в том, что человека и дельфина разделяет только одна линия : у них по одному глазу смотрят на нас, по одному уху слушают нас.
- Я никогда ни у классиков, ни у современников не видела такой работы, как Ваш «Крест».
-По канону, -говорит Владимир Ильич,- человек кладёт свой крест на плечо,
а я сделал наоборот: человек стоит вначале креста.
Красный цвет креста символизирует кровавый путь человечества в истории, белый- бесконечность, чёрный- безграничность Вселенной.
Так же построена и работа «Красная зебра»: художник поменял местами цвета: зебру изобразил красно- белой, а людей - черно- серо- белыми.
Посмотрим на работу "Удар земли": нежные красивые красные и жёлтые полосы разрезает чёрная, зигзагами, как ЭКГ, спираль!- и сразу состояние тревоги!
Или обратите внимание на картину "Движение": три упрощённых фигуры, объдиненные одним кругом, несут свой жизненный крест!
Творчество В.Витко очень разнообразно по тематике: тут и поцелуй Иуды как выражение мысли: «Лучше не родиться, чем стать предателем», и «Газовая атака» как обострённая отзывчивость на события в современном мире, и «Грешница», наказанная молнией, и «Глаз» как подача идеи:»Не глаз видит, а мозг», и «Памяти Высоцкого», и «Больница» и многие другие.
-Я написал столько работ в разных жанрах и разных техниках, но никогда ничего не выдумывал, не высасывал из пальца, темы видел в окружающей среде, сюжеты брал из жизни.
Когда мы шли с художником из мастерской на остановку, Владимир Ильич несколько раз останавливался и фотографировал то трещину на асфальте: увидел в ней бегущую девушку; то облупившуюся штукатурку, потому что в ней обнаружил группы людей, обсуждающих взволновавшее их событие.
-Боже мой!- подумала я.- Какое это счастье иметь в 85 лет такую молодую, отзывчивую и постоянно развивающуюся душу! Как важно уметь так видеть, чувствовать и жить!