Новгородчина и Поморье

Ольга Ботолина
 
РОДИНА

Родина. Россия. Дом в родной глуши.
Как мне поделить вас в глубине души?
По земле шагала полевой тропой
Не тропу топтала – шар земной.
А на шаре этом сине-голубом
Маленькому деду прадед строил дом.
Выстроил на славу, бревна – что броня.
Выросла орава, принял дом меня.
Кружится планета. На планете той –
Родина, Россия, дом родной…
Жжёт вопрос-крапива у родной двери:
Родина, Россия, дом… - один иль три?
   И одна у нас Россия-матушка, да у каждого на ней свой заповедный уголок, где довелось родиться. «Родная земля – это та земля, на которой захоронен прах твоих предков» - говорил северный писатель Фёдор Абрамов. Стало быть, малая родина. Будь то мегаполис или глубинка. На новом месте жительства, в Великом Новгороде, меня держат на плаву различные пересечения, связывающие эти земли. Я называю эти выручалочки «ПЕРЕКРЁСТКАМИ».
               
С XII по XV век Поморье было колонией Новгорода Великого. В северной столице - г. Архангельске один из проспектов носит название Новгородский.
 
   Сразу четыре арктических моря омывают берега Архангельской области: Белое, Баренцево, Карское и Печорское. Наш край — Поморье — настолько велик, что в нем сразу несколько природных зон: от тайги до арктической тундры и многолетней мерзлоты. Когда-то поморы добывали здесь морского зверя и волоком тащили свои лодки от реки к реке. Сегодня отсюда стартуют космические корабли, здесь строят атомные подводные лодки и добывают алмазы.  История освоения этих земель славянами неразрывно связана с историей Великого Новгорода. Новгородцы и назвали его Поморьем. А жители поморья  стали называться поморами. Термин «поморы» впервые появился в русских летописях в 16 веке (1526 году).
Поморы - потомки новгородцев или нет?

  В летописях говорится, будто ещё в 12 в пришли в северную глубинку воины вольнолюбивого Новгорода Великого. «И осели тут смельчаки-первопроходцы, распахали землю еловыми сохами, срубили себе избы на речных излуках». О давности русских поселений в этих местах свидетельствует и уставная грамота
новгородского князя Святослава Ольговича (1137г.) В книге «Архангельск» (архитектурная биография) архитектора Юрия Барашкова говорится об освоении новгородцами Архангельска: «Южная граница проходила вблизи земель Великого Новгорода. …Новгородцев привлекала не только огромная территория, но и богатства лесов и омывающих его вод»; Славяне-земледельцы искали для себя новые угодья. Так появились в лесных пространствах первые русские поселения – "новинки", "починки", "чищенины", "копанины", "перепаши", "деры" и "деревни". Земли и воли искали здесь крестьяне.
   Закрепившись в Поморье, новгородцы первыми "перевалили" за Камень (Северный Урал) и оказались в Сибирской Югре. В этом движении на север и восток существенную роль сыграли реки Онега, Северная Двина, Пинега, Мезень и Печора.
Однако вслед за крестьянами в земли "за волоками" (отсюда "Заволочье") пришли князья и бояре. Их укрепленные поселки возникли в бассейнах Ваги, Двины и Пинеги. Важной статьей дохода Великого Новгорода стали сбор с местной "чуди" и ненцев дани-ясака. По северным рекам разбойничали новгородские ушкуйники ("ушкуй" – лодка). Привлекала новгородцев и северная пушнина.
    Из Двинского Поморья новгородцы вывозили "мягкую рухлядь" (меха), "рыбий зуб" (моржовые клыки), шкуры и сало морских зверей, речной жемчуг, красную рыбу (преимущественно семгу), ягоды (в особенности морошку, клюкву и бруснику), соленые и сушеные грибы, птичий пух и др. Товары пользовались большим спросом не только в Новгороде, но и в Европе и даже в восточных странах. Они дорожили северными вотчинами и старались закрепить их за собой на вечные времена. Новгородские наместники всячески препятствовали проникновению сюда великокняжеских бояр и тиунов (Тиун (тивун) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего). В договоре (1264 г.) Новгорода с тверским князем Ярославом Ярославичем было недвусмысленно заявлено: "А се волости Новгородские:.. Вологда, Заволоцье, Колоперемь, Тре, Югра, Печора". Тверской же князь, в свою очередь, обещал "не сбирати" дани с Заволочья, "не владети" там какими-либо землями и не посылать туда "своих людей".
Новгородские бояре во многом преумножали свою казну за счет Заволочья. Богател и новгородский архиепископский дом Святой Софии за счет сбора с подвластных ему северных епархий так называемой "десятины".
   В большей части Поморья надолго утвердилась власть новгородских бояр-наместников и миссионеров архиепископской Святой Софии.
Новгород все больше укреплялся в Заволочье. «Административным центром "обояренного" края стали Колмогоры (Холмогоры). «Первое упоминание о них в новгородских летописях относится к 14 в.». Ладожские ильмено-новгородские славяне (появившиеся в Поморье сначала в бассейне реки Сухоны в X–XI вв., а с XII в. – в Подвинье)  принесли сюда христианство.
Новгородские бояре издали управляли северными промыслами и  контролировали поступление товара на новгородские торги». (Ярославово дворище). На Торговой стороне города, у исторических торговых рядов, и по сей день принято разворачивать широкую торговую ярмарку.
   Шли годы, и новгородскому владычеству в Двинской земле стала угрожать Москва. В 1342 г. новгородец Лука Варфоломеевич, поссорившись с правящими боярами, ушел с ватагой на Двину. Завоевав почти все нижнее Подвинье, он построил первую на Севере каменную крепость Орлец.
   Несколько десятилетий Двинская земля не признавала власти Новгорода. Этим воспользовался великий князь московский Василий Дмитриевич. В 1397 г. и прислал "Двинскую уставную грамоту",  в которой предложил двинянам от «Новгорода бы есте отняться».  Двиняне поверили, что « князь великий хощет вас от Новгорода боронити, а за вас хощет стояти», и пошли за Москвой». Соперничество Новгорода с Москвой за северные земли продолжалось до 1478 года. Москва (при Иване третьем) взяла власть над Двинским Севером в свои руки.
    Закончилось трехсотлетнее соперничество Новгорода и Москвы за обладание северными землями. Русский Север приобщился к общерусской культуре. Укрепились позиции Русской Православной Церкви. Однако Новгородская Святая София сохранила за собой распорядительную власть в большинстве северных приходах и монастырях.
Поморы активнее начинают заниматься солеварением и торговлей лесом. XVI в. — начало экспортной торговли лесом с Англией. В 1584 г на мысе Пур-Наволок был заложен город Архангельск. До конца XVII в. он был главным морским портом Московского государства. Его значение многократно возросло, когда царь Пётр I начал строить здесь морские суда. В 1708 г образуется Архангелогородская губерния, в 1780 г переименованная в Архангельскую.
   «Истоки строительной культуры, затерянной в лесной глуши Русского Севера, восходят к архитектурно-строительной культуре Новгорода того времени, когда Русь была деревянной» - рассказывает Ю.А.Барашков. Поморы приноровились строить совершенно особый тип дома, приспособленный ко всем капризам природы: обильному снегу, сильному ветру и холоду. Типичные образцы такой архитектуры находятся в Музее деревянного зодчества и народного искусства северных районов России Малые Корелы. Здесь около 100 деревянных домов, мельниц и церквей, свезенных сюда со всего северного края. Самые ранние постройки относятся к XVI—XVII вв.
 «И поныне жизнь здесь «течёт степенно и размеренно, как часовой механизм, заведённый исстари». А люди поражают крепостью духа, напевностью речи, «вежеватостью»* в обхождении. Женщины – строгостью, горделивостью. Сохраняя вековые устои, любая северянка живёхонько отчеканит: «мы не бабы,
а жонки. А бабами-то сваи бьют». В людях отмечается жизнь «косточки» Великого Новгорода. А понять мировоззрение новгородцев помогает «Послание новгородского архиепископа Василия к тверскому епископу Федору о земном рае» в Новгородской первой летописи 1347г.
      До сих пор деревни являются музеями под открытым небом, где из поколения в поколение поются народные песни, прошлое и нынешнее переплелось, что является вечно живым и единым». Как и на Новгородской земле, на севере трепетно сохраняются культурные корни предков. Новгородцев в том числе. Именно они, никогда не знавшие крепостничества, развили истинно русскую культуру». И в заповедный уголок Русского Севера, «с неспокойной душой паломники идут взглянуть на сохранившиеся истоки русской культуры - наследие предков - и ответить на вопросы: кто мы? Откуда мы?»

ПОКЛАЖА

Прикатила налегке.
На деревне – норма.
Посекретничать – к реке
Тропкою неторной.
С новостями – на погост
С памятью-печалью.
Там один ко мне вопрос:
Нынче - навсегда ли?
Как всегда ни «да», ни «нет»,
Думы – втихомолку.
Пригорюнится ответ
на колючей ёлке…
Уезжаю с багажом:
прошлое пакую.
В настоящем-то чужом
этим дорожу я.
В сердце для чего держу,
пестую пропажу,
и туда-сюда вожу
ценную поклажу?
 Чтобы выносить вопрос: там ли ты причалил?
 Господи, ответ-то прост: он – первоначален!

• Вежеватый – вежливый, обходительный
•Поморье — поморский берег, берег Белого и Баренцева моря.