Прототипы героев Двенадцати стульев

Лариса Григорьевна Сергеева
 Остап Бендер
 Исследователи предполагают, что у Бендера существовало несколько возможных прототипов. Наиболее вероятным из них, согласно воспоминаниям Валентина Катаева, был одесский авантюрист Осип Шор, служивший в уголовном розыске и имевший репутацию местного денди[33]. Кроме того, в круг потенциальных «претендентов» современники Ильфа и Петрова включили брата Ильи Арнольдовича Сандро Фазини, называемого в их семье «одесским апашем»[34], а также Митю Ширмахера — «окололитературного молодого человека, о котором ходили слухи, что он внебрачный сын турецкого подданного»[35].
 Ремарка.
 Остап Бендер - типичный представитель одесского мира.
 Авантюрист Осип Шор. У этого прототипа даже имя созвучно имени  героя.
 Остап - украинское звучание того же Осипа.
 Авантюрист в смутные "времена" служит в уголовном розыске.
 Пример того, как тесно переплетались тогда уголовный розыск и преступный мир уголовникоов.
 Особенно в Одессе: должен же "розыск" знать кого ловить или предупреждать "своих" о
 готовившейся  облаве.
 Ещё характерная черта работников "розыска".
 Он должен иметь репутацию "местного денди", чтобы очаровывать потенциальных жертв женского пола.
 Хорошая среда для соблазнения или полу легального многожёнства.
 Ильф же и собственного брата своего не пожалел  для своих литературных экспериментов.
 Арнольдовича Сандро Фазини. Опть-таки-типичная своей вычерностью одесская фамилия спретензиейна восточную и западную одновременно. Прославил Ильф своего братца, назвав его "одесским апашем".
 Хорошая характеристика и самому Илье Ильфу.
 И, наконец,Митя Ширмахер- окололитературный авантюрист, который сделал Остапа Бендера "турецким подданным", лишив гражданства.
 Такие космополитические авантюристы, способные на любые нарушения уголовного кодекса, вплоть до убийства.
 Можно не сомневаться, что Остап убил своего незадачливого компаньона, а не тот-его.

 Киса Воробьянинов
 Бывший уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов, в отличие от Бендера, изначально присутствовал в авторских планах в качестве главного искателя сокровищ.
 Ремарка.
 Позвольте возразить .
 Остап- колоритная фигура с заграничным душком был задуман главным героем этого романа.
 Во всяком случае, так хотел преподнести его  Ильф.
 Думается, первую скрипку в их дуэте сыграл Ильф. Он хорошо знал тех, о ком писал, придавая одесский жаргон всему произведению. А Петров был взят им в соавторы для того, чтобы скрыться за "коллективностью" творчества, если вдруг что-то пойдёт не так, и переложить ответственность на "Петрова", выдав его за "стрелочника,"который во всём всегда виноват.

 Писатели даже посвятили Кисе две отдельные главы, повествующие о его дореволюционном прошлом, однако изъяли их из романа незадолго до сдачи рукописи в печать[38]. Как вспоминал Евгений Петров, в образе Воробьянинова запечатлены черты его полтавского дяди Евгения Петровича Ганько[39] — общественного деятеля, гурмана, эпикурейца, жуира, носившего золотое пенсне и «сенаторские бакенбарды». К этому портрету соавторы добавили некоторые штрихи, в которых отражались представления о «мужской респектабельности» первых десятилетий XX века, — в частности, упомянули, что внешне Ипполит Матвеевич похож на политического деятеля Павла Милюкова[40].