Клык Лантимоса

Юлия Ви Комарова
Уйти из этого дома можно, когда выпадет клык... Лающие и стоящие на четвереньках взрослые дети, изображающие собак, чтобы устрашить монстра-кошку, вызывают поначалу недоумение, потом возмущение, а потом и жалость.

На этот раз Лантимос хочет поговорить с нами о тотальном родительском контроле, причем с точки зрения традиционных - я бы сказала, ветхозаветных - ценностей. Их так сильно сейчас защищают, особенно в православной среде, им практически поклоняются, как богу. Ну чем не идеал: полная семья, привязанные к родителям дети, отец-добытчик, мать-домохозяйка.

Каждому родителю подрастающих детей известна эта тревога: мир становится все более далек от идеалов послушания старшим. Свобода самовыражения возводится в культ. Но она, как это уже видно, приводит к распущенности, скорее к свободе нравов, чем свободе мысли. И тут родитель резонно задается вопросом: а нужна ли такая свобода? Ведь есть другой путь воспитания детей, выработанный задолго до нас, прошедший проверку временем. Все просто: детей надо изолировать от общества, избавить от дурного влияния, для их же пользы. И тогда они не вырастут подонками! Они будут милы, послушны (это главное) и...инфантильны.

Хотите увидеть, как проходит эксперимент? Смотрите фильм. У вас неизбежно возникнут вопросы. буквально с самого начала удивит и озадачит голос за кадром, называющий "море" сидением, а "экскурсию" - нет, сами послушайте. А вот потом, после просмотра, задайте себе простой вопрос: имеют ли право родители строить жизнь своих детей по своему вкусу? Принадлежит ли жизнь детей всецело родителям? Или все-таки каждый ребенок - это личность. И если ее не сумели до конца подавить и изменить с помощью подменного языка и запугивания, лжи и насилия, то конфликт неизбежен, а свобода должна быть обретена, пусть и ценой выбитого клыка...

Хочу предупредить: в фильме много секса, но это совсем не то, что мы подразумеваем под этим словом. Каждый раз ты смотришь на экран и ловишь себя на мысли, что все эти действия абсолютно лишены чувства, механистичны и поэтому страшны в своей нелепости. Зачем это нужно героям? Что за нелепые существа выросли в условиях искусственной изоляции? Чище ли они своих сверстников "в миру"? Добрее ли? И, наконец, счастливей ли?