От сумы да от тюрьмы не зарекайся

Екатерина Сидорова1
5. «От сумы да от тюрьмы не зарекайся»
     Никогда, до последнего дня  совместной с Александром жизни, Татьяна не спрашивала, что с ним случилось, как он жил эти долгие, полные тревожных событий годы, как он снова оказался в далёком сибирском селе. В те  времена люди умели не болтать, не задавать лишних вопросов. Если человек посчитает возможным, он сам расскажет. Только далеко не каждый желал рассказывать, потому что зачастую опасность грозила не только самому рассказчику, но и тому, кому он открылся. Вот тогда, наверное, вошла в обиход фраза: «Меньше знаешь, крепче спишь».
      Как всё-таки жил Александр эти долгие  двадцать пять лет?  По тем временам это целая вечность. Где он был и чем занимался во время Первой мировой войны, во время революции и Гражданской войны так и осталось тайной. Известно только, что до революции 1917 года он успел  окончить университет, жил в больших городах, работал по специальности, полученной в университете. Ему доводилось близко видеть и даже общаться с людьми, ставшими в последствии известными  на всю страну. Встречал и поэтов, таких, например,  как Сергей Есенин,  Демьян Бедный, Владимир Маяковский, но не на поэтических вечерах, а в быту. Они были его современниками, а кое- кто и ровесниками. Он видел их в различных, иногда неприглядных ситуациях, поэтому никакого трепета по отношению к этим великим поэтам у него не было. Александр  всегда любил и понимал классическую литературу, в том числе и поэзию. Но вышеназванных поэтов никогда не читал. Об этих и других событиях жизни Александра  жена, а потом и подросшие дети узнавали  по отрывочным фразам, брошенным Александром вскользь, между прочим. Многие факты из жизни отца взрослые дети собирали по крупицам гораздо  позже.  Большая часть его жизни так и осталась для них за семью печатями, «благодаря» страшным годам репрессий.
    Как же Александр оказался в далёком сибирском селе в сентябре 1939 года? Об этом Татьяна узнала только в 1956 году, спустя три года после смерти товарища Сталина, а кое-что и того позже. Да, много семей в те годы лишены были корней: трепетно относились предки к безопасности потомков. О корнях ли говорить, когда можно весь род под корень подрубить
     Но вернёмся к судьбе Александра. Чуть ли ни с первых дней образования ОРСов (отдел рабочего снабжения ) в 1932 году Александр работал в этой сфере, как раз по профилю своего образования.  Постепенно он поднимался по служебной лестнице. В конце тридцатых годов он по достоинству получил должность начальника ОРСа в одном из крупных городов Алтайского края. Он был хорошо образован, прекрасно знал своё дело. Сам отлично работал и с других требовал того же. Замечательный человек, добрый друг, который не предаст и не выдаст, много раз выручал товарищей в беде. Его любили друзья, сослуживцы. Но были и враги, и завистники.
     Ясный сентябрьский день 1939 года. Ни что не предвещало беды. Но к ней все, особенно занимающие высокие посты люди, были всегда готовы с 1937 года: чемоданчик с первым необходимым и документы постоянно держали  при себе. Начальник ОРСа  не был исключением. В обеденный перерыв Александр  Яковлевич с другом, с которым много пройдено, много пережито, не один пуд соли съеден, решили выйти в скверик, отдохнуть под ласковым солнышком, газеты свежие просмотреть. Читая статью о событиях в Польше 1 сентября, Александр доверительно говорит другу: «Чует моё сердце, что и нам не миновать войны с Германией». Всё. Ничего более. Старый друг под каким-то предлогом покинул Александра, сказав: «Через пять минут  вернусь, подожди меня здесь.»  В те годы предательства можно было ожидать от кого угодно. Вот и «друг» оказался осведомителем КГБ. Только не дрогнуло сердце доверчивого Александра.
     На его  счастье  в соседнем кабинете «друга» оказался один из неприметных сотрудников, которого как-то Александр выручил в трудную минуту. Этот товарищ и услышал, как лучший друг начальника сообщил по телефону куда следует об антисоветских высказываниях Александра. Молодой человек незаметно вынес чемоданчик Александру, быстро сообщив суть дела. Александр ему сразу же поверил. И правильно сделал. Потому что уже через несколько минут у скамейки, где так мило беседовали два «старых друга»,  оказался «чёрный воронок». Неприметный сотрудник, которого едва знал Александр, также сообщил ему надёжный адрес, где можно переодеться в рабочую  одежду и по чужим документам убраться куда подальше. Так Александр Яковлевич  и сделал, превратившись из элегантно одетого начальника большого ОРСа в простого работягу. К счастью, никто не подумал на неприметного служащего, что это он предупредил «врага народа». Он остался жив и невредим. Судьба доносчика для Александра осталась неизвестна.

Историческая справка:
Отдел рабочего снабжения (ОРС) — организация (предприятие) государственной розничной торговли в СССР.  ОРСы осуществляли торгово-бытовое обслуживание рабочих и служащих предприятий ряда отраслей промышленности, строительства и транспорта, в соответствии со спецификой организации их производства (отдалённость, разбросанность производственных цехов и участков, особые условия труда персонала) при отсутствии развитой торговой сети Министерства торговли СССР.

6.02.2018 г.