Дщечки - 32-38. окончание

Владимир Акиндинович Быкадоров
        ВЕЛЕСОВА КНИГА. СЛАВЯНСКИЕ ВЕДЫ
              (подготовлено Д.М.Дудко)

  32
        Была разбита Русколань готами и Германарихом, и тот захотел жену от рода нашего, и ту убил. Отцы наши пошли на него, и Германарих разбил их, и убил руса Божа-Буса, и семьдесят других распял. И тут смута великая была среди русов. И восстал молодой Вендеслав, и собрал русов, и повёл их на него, и на этот раз разбил готов, и не пожалел никого. Бежали они на север и там исчезли. Вот лад, вот оплакивание, вот и радость. А дед наш Даждьбог веселится от того геройства, так как обрели отцы наши добычи множество, коней борзых и добра много, и также земля Готская стала Русской и до конца пребудет.
        А Митридат сказал русам, что могут они селиться около своих. И когда они согласились, те греки повели их на войну, потом на другую, и так без конца. И там русы перевелись совсем, и многие воины пали. Пошли русы прочь от греков и сели на Дону и Донце, а позже перешли к Днепру и Дунаю, и там мирно жили.
        В тот раз вражьи обры напали на них. Если бы не одержали победу над обрами, остаться нам словно рабами до конца и работать на них. И так идём мы оборонять Русь и вызволять её, хоть и сами погибнем.
        Старые родичи говорили и принимали клятву на верность и держали её аж до смерти. И мы должны умереть, а Русь вызволить. Говорю, если кто не желает идти в бой, а бежит в дом свой, то поймаем его за уды и отдадим его грекам, как вола, работать. Кара его будет тяжелой, а род его извергнет, и Желя не оплачет его. Имя его забудется. А сами витязи прославлены будут из рода в род наш. Мы того Митридата поддержали, а Русколанью пренебрегли. И тут вдруг увидели перед нами гуннов. Те, как волки, ходили ночью рабов похищать. И мы бились с ними, и разбили их, и натерпелись много зла.

33
        ...их стеречь и боролся... не будет так... ибо так богам надо... воины же. Идём истинной стезёю... войдём за другими... вот оба луча... И вот Дону взять... Гонец прибежал, и тот сказал ринуться на Дунай и там волохов бить... И вот разбиты ныне...
        В древнее время многие роды собирали отцы. Они же имели старцев и вече. Иные же имели князей, которых избирали на седьмом кругу от Коляды до Коляды. И так всякий род управлялся. Кудесники жертвы творили, и всякий род имел старого кудесника, который другим Радогощ  давал, и так первый имел на челе Даждьбога, по нему же и творил.
        ... волошские воины, шли на нас... не могли... стать твердо... кровь... кровь от... утер...
        Вот требу нашу Оседню правим, как отцы наши на берегу Понтийском и у Росии-града. И вот, русы шли от Белой Вежи и от Росии к Днепровской земле, и там Кий создал город Киев. И собрались поляне, древляне, кривичи и ляхи в дом русский и стали русичами.
        Это о главе говорим, который стал справа от нас, а будет начальником, и, пока он стоит, мы тому радуемся у своих очагов и пьем суру. Она ведь пришла к нам. Это силу укрепит и мудрость облачит. И вот, взяли иное в мысли - пошли на врагов наших, И разобьём их.
        ... Не начнём... вспомним же Моуху, который славян в дом давний (собрал), единство земли создав... если в разуме ходят, пусть получат своё... что радуются, а после идут дорогой своей... некоторые суть справа от тех... боги наши суть большие родичи... вспомним времена Маха, который был один, и мы также едины были...
        ... Волох велик, и сего ради идём, так как братские вина пили... вот, не смеете назад глядеть, только вперед... и шли к Дунаю... ромеям же худо... а Хильбудий был... воины ромейские трусливы... одержите славу на поле... ромеям оплачено за зло их.
        И кровь пили они у своих братьев до смерти, чтобы не исчезнуть... ибо Волос наш... и мы его... отв... радуясь о тех... как бы праздник... имеем тех не... вспять нам не надо возвращаться... в сей узде...
        ... особо сделать... и это кушанье (поминальное) едим за тех, кто приходил... с пастбищ и освобождал русов... и вот фракийцы идут впереди... обнажит меч свой  на нас и... и та война пребудет до конца дней наших...

34
        Князю Кию на ум пришло пойти на болгар, и ту рать повел он на север аж до Воронежца, и там стал. Своих воинов-полян должен был вернуть, так как голод их одолел. И так Голунь, град русский, отобрали по обету своему у другой земли. Так-то он те края отобрал и русичами населил. Лебедянь же сидел в городе Киеве у горы, словно поврежденный умом, и правил от храма. То есть увидел, как править торжищем эллинским и арабским, поскольку чин имел. И вот Кий отвел полки свои от врагов. И куда бы болгары не переселились из той земли, должны были роду его дань давать. Слава ходила всюду. А потом начали с готами воевать, и сила людская их погнала прочь, и так земля наша простёрлась от края до края, как Русколань. Данную богами, отбили мы её у врагов и так её держим у себя.
        А Голунь-град был велик и богат, и враги шли на него, и подожгли его, и стену сожгли. И мы должны были оборонять эту крепость нашу и для русичей удержать. Ведь земля Волжская и Ра-река по обоим берегам, то была земля отцов наших, и та была своя в эти годы, и уберегли её. Там мы осели на землю и руду-кровь пролили на неё. И та будет для нас и воевод наших словно из раны сердечной. И кровь вытекла на землю, а то русская кровь и земля, которую взяли мы.
        И потому видим такое указание во дни наши, и должны мы идти в степи, чтобы не утратили мы земли нашей и были навеки русами. И строгает нам Перун стрелу свою, чтобы ту силу его на везение взяли и врагов отбивали. И было так целый век, а та война не стихала. Так шла борьба. Узнали мы в ней силу свою, и шли к Голуни и к Сурожской земле. По правой руке - море Дулебское, а по левой - готы, и прямо на юге - эллины.  С ними торги творя, поддерживали мы жизнь нашу. И собрали силы свои вместе. Говорили громкую славу богам, и там готовили суру, и пили её во славу божью, и говорили, что добрая она. И тут разделили степь ту между родами своими. И обрели стада великие овнов и коров, которые давали нам силу жить среди трав. И их, водя, оберегали два века.
        Ныне же имеем студеную зиму и не имеем сена достаточно. Пошли на юг  на зеленицу и на кормы злачные к эллинам, и те отогнали нас силой в землю студеную. И были мы при гибели и не смели остаться на зеленице из-за вражды эллинской. А те, зеленицы не беря, прямо злодеи сущие, не хотели помочь нам. И то сказали мы: отомстить за те дела и отплатить им в час их. Ведь отцы наши говорили овладеть землёй той и загнать Грецколань ту в море. И станицу принеся, стали грудью мы против них, и ударили вперед, и устроили битву великую. И Грецколань мира запросила, и окончили мы войну нашу. И так добыли зеленицу на зиму, и кормили скот свой, и говорили славу богам.

35-А
        Эта усобица наша причиной тому, что должны мы были слова обличительные говорить. Но и там говорили воистину благое о родах наших, да не сожалеем о тех, но воистину скажем. О первом бане нашем поведаем и князе избранном. Он именовался Кисек и вел родичей по степям со скотом своим на юг и там, где Сурья сияет, пребывал. И пришел к нему отец Орий, и сказал ему: "Оба мы имеем детей, и мужей, и жен, и старцев, и должны их оборонять от врагов. Итак, скажем, что есть племя, и дадим овнов своих и скот ему, и будем племенем единым. Боги помогут нам, и увидим добро на веки веков".  Когда же считать начали, те говорили: "Разве имущество единое тоже?" И иное говорили. И тогда отец Орий отвёл и стада свои и людей от них, и вел тех подальше, и сказал: "Там заложим город". И то была Голунь, так как она в голой степи и лесу. И Кисек шел прочь и вел людей своих в иные места, чтобы не смешивать с людьми отца Ория. А тот был старше и так создал в земле той города и поселения. И так Кисек отошел с людьми и создал там землю иную, и там осел. И так совсем отмежевались те оба и, так скажем, были чужие друг другу, всякое богатство и силу имея, не принимали один другого.  И был Кисек тот славен, и люди Ория-отца славны, так как слава предшествовала им, а поле знало их, как стрелы и мечи знает.

35-Б
       И вот пришли языги в край его и начали скот отбирать. И Кисек напал на них, сначала отогнал, а потом был отогнан сам. И люди его грачам пищей стали, и выедали те многим глаза, а воины были повергнуты мечами. И сказал Орий-отец, что мертвые очернены грачами, и те грают на радостях своих и еду получают. Мерзко сделалось на сердце Ория, и сказал он родичам поддержать Кисека и людей его. И те, коней оседлав, взялись и ударили на языгов, и было с ними покончено, потому что разогнали их. И то надо вам знать: пока имеем силу вместе, никто не сможет одолеть нас.
        Эти степи ни от кого не взяли мы, потому что они русские, а себе славу имеем, сказанную врагами, которые взывают к нам. И, видя жизнь нашу, искушать пытаются братьев наших серебром чеканным и гончарными горшками, из которых ели сыны их.
        Жизнь наша в степях - до конца нашего. Привязаны мы к своему, и там не должны нам говорить о другой жизни. Слова наши истинны, а их лживы. Ложь говорят и только её имеют.

36-А
       Предсказано от старых времен, что должны мы соединиться с другими и создать державу великую, возродить Русколань нашу в Голуни. Триста городов и сел там, очагов дубовых дым, и Перун наш, и земля. Птица Матерь Сва поет о дне там, и ждем её в час тот, когда повернутся Кола Сварожьи к нам, и времена те для всех идут к нам. Говорим Матери Све, что будем оборонять землю нашу лучше венедов, которые ушли на запад Сурьи и там перед врагами землю пашут и ложную веру имеют, держась её. Борвин сказал, что силен, а люди те поверили словам тем. А мы не глупы и не безумны и верить не должны тому. Увидите ещё, как венеды возвратятся в земли наши, в степи древние, и увидят ещё пожары другие, как во дни исхода из Пятиречья и Семиречья, которые дасами отняты у нас.  И та птица сказала, что она огонь Смар принесёт к нам и Гьлу поручит, чтобы тот вверх бил, а богам купалить, а дождям дождить. Земля разверзнется и коней поглотит, так как посвятят сыновья тех коней в жертву богам. И боги отступятся от них и дасам дадут по судьбе их! О том должны жалеть мы, а не о временах антов. Те анты одержали мечом много, но погиб дом твой, потому что домов на чужбине не строят. Вот Орий-отец идет перед нами, а Кий идет за Русь, и Щек ведет племя свое, а Хорив хорватов своих, и Землебог радуется тому, что мы внуки богов.

36-Б
       Отошел Хорив, и Щек отошел, и осели мы у Карпатских гор, и там иные города создали, и торговлю имели с иными племенами, и богатство имели великое. Враги напали на нас, и бежали мы к Киеву-граду и к Голуни, и там поселились, огни свои жгли до Сварги и жертвы творили благодарственные богам и также за нас. Кий умер, тридцать лет владея нами, и по нем был сын Лебедян, прозванный Славер, и тот жил двадцать лет, потом Сережень - десять и остальные. Одерживали они победы над врагами, и тьмы лиха неслись на них, и вот, нагрянули на них, как ныне на нас. То готы приехали в степи наши, зло творя.
        Доброе время имели пращуры наши, воюя за жизнь. Мы - славяне, ибо славим богов, и мы - богов внуки, Сварога нашего и Даждьбога. И также терпим зло, а прежде силу имели великую и оборонялись много от нашествий готов скоро шестьдесят лет. И тут ильмерцы нас поддержали, и так победили мы врагов. Те десять рихов-королей имели, и те великие бойцы были и воины храбрые. И вот, на нас напали по прошествии времени, и зло творили, и не было на них оружия другого, кроме мечей фряжских, обмененных на овнов и овец, а те Твастырь делает в самой Сварге.

37-А
       Бьет крыльями Матерь Сва-птица, потому что германцы идут на нас. Они рога на лбы надевают и, так идя, нападают на нас. Течет печаль великая по краю нашему, потому что дымовые столбы вздымаются к Сварге, и Желя плачется о нас, и кличет Матерь Сва к Вышнему, который дал ей огонь для очагов наших. И он пребудет с помощью и силу обрушит на врагов.
        И Германарих отступил, и готы поселились на Калке Малой, и ушли к берегам морским, и так завладели землей до Дона. И после того Дона-реки есть Калка Великая - граница между нами и прочими племенами. И там готы бились четыреста лет со своими врагами. И потому взяли мы землю нашу и завладели ею спокойно, и с эллинами торговали, меняя скот, шкуры и туши на серебряные и золотые кольца, и питье, и еду всякую. И жизнь наша была в ту пору спокойна и мирна. И готы напали на нас ещё, и была война десять лет, и удержали мы землю нашу.
        Так должны мы обороняться от врагов, которые идут с трех сторон света, откуда праздники идут к нам. И те праздники: первый - Коляда, второй - Ярила, и Красная Горка, и Овсень великий и малый. Идут те праздники, как муж идёт из города в село огнищенское, и, посохом землю меряя, приходит от нас к другим и от других к нам.

37-Б
       Идите, братья наши, племя за племенем, роды за родами, и бейтесь за себя на земле нашей, которая принадлежит нам и никогда - другим. Мы - русичи, славящие богов наших песнями нашими, и плясками, и игрищами, и зрелищами во славу их.
        Сядем на землю и положим землю в раны свои, и набьём её туда, чтобы по смерти стать перед Мар-Морой, и она бы сказала: "Не смею винить его, так как он полон земли, и не могу его отделить от неё". И боги, пребывающие там, пусть скажут о том: "Ты - русич, и пребудешь им, ибо взял землю в раны свои и несёшь её в Навь".
        В те времена, после Кия, князей избирали многие отцы, и князей особых, и всяких, так что те, после княжения отрешенные на вече, становились простыми мужами и землю пахали. И так князьями было назначено заботитьтся о людях и хлеб получать, и еду, и всякие пожитки от людей своих.
        Ныне же имеем другое: и полюдье князья берут, и сыновьям власть передают - от отца к сыну и аж до правнука.

38-А
       И снова был великий стыд. Родичи боролись, и многие говорили: "Не идём в род, потому что нет покоя огнищанам, а будем лучше сами в лесах или горах обитать". С теми словами родичи были отвергнуты, и начали много сердиться и лютовать. Бог Сварог наказующий, великое трясение горам устроил, и славянских внуков пробудил великим громом и земли держанием. И слышали, как кони сверху кричали, страхом обуянные. И испугались, и бежали прочь, села и овнов оставили, а утром увидели дома разбросанные: один верх, другой вниз, иной в большой дыре земляной, а по иному и следа не осталось. Стали те славичи очень бедны, и прокормиться ничем не могли, и сказали Орию-отцу: "Веди нас прочь!" И сказал Орий: "Я - на вас с сынами моими". Сказали ему они: "Мы им подчинимся".  И пошли с Кием, Щеком и Хоривом, тремя сынами Ориевыми, иную землю искать, и с того начался род славян - и доныне.
        Поскольку видеть не дал Бог-Даждь будущее смертным, то восхвалим премудрость его, и старое вспомним, а его зная, скажем. Прежде был род славян в горах великих высоких, там землю пахал, и об овнах заботился, и овец хранил, пас во травах. Однажды люди пробудились и услышали, как кони под облаками от страха вопили. И тем страхом объятые, уберечься не могли. Был после того мор и голод великий, и, выйдя из края Иньского, пошли куда глаза глядели мимо земли Фарсийской, и пошли дальше, так как не годилась для овец земля та. Шли горами и видели камни, а там проса не посеять: также мимо прошли. И увидели степи цветущие и зелёные. Там стояли года два, а потом дальше пошли, поскольку хищники появились. Пройдя мимо Каялы, пришли к Днепру, ибо он всякой войне предел кладет и врагам злым преградой становится.
        На том Днепре должен был поселиться род славян, а они были огнищане, поскольку каждый имел яму-землянку и огнище - Сварога славить и Даждьбога, которые в Сварге пречистой, Перуна и Стрибога. Перун громами и молниями повелевает, а Стрибог ветры ярит на земле. И тех: Ладобога, который правит ладом родовым и благостями всяческими, и Купалобога, который банями правит и всяческими омовениями, и Яробога, который правит весной цветущей и русалками, водяными, и лешими, и домовыми, да и Сварог теми правит. Всякий род имеет чуров и пращуров, которые пред веками умерли. Тем богам почитание должны мы воздать, и от них радости имеем. И поставил сначала род славян мольбище во граде Индикиеве, который зовётся Киев, и вокруг него поселился.
        А в лесах дубовых лешие в ветвях качаться стали, а бороды им хмелем утыканы, и волосы в травах. Те суть листья зеленые и Мокошины, кто на земле спит, у того в бороду воткнуты.

38-Б
       Даждьбог на струге своем пребывает в Сварге премудрой которая синя. А струг тот сияет и видится, как золото, Огнебогом расплавленное... Его дыхание - жизнь всякой твари и прибежище... Всякий муж благой то видеть может, но не злой, который о богах не заботится. Тот пребудет, как слепой, да не имеет с ними чести, потому что всякий, ко злу идущий, с ним до конца пребудет.
        ... Наши праотцы пришли в землю сухую и позаботились о ней, а мы живём в другом месте и не имеем края того на земле нашей. И крещена Русь в такой день...
       ... мы взялись, с стали гунны... Которых мы забрали у них... Днепра племена суть русы... и костобоки Русколань  творили...
        С Мор-Марой не смеем чести иметь, или будем отлучены от рода нашего, и будут такого гнушаться все борусы.


ФРАГМЕНТЫ

 Ю.П.Миролюбов. Русская мифология
 Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. М.,1996.Том второй. с.156
       
        Если будешь раб богам и человекам опора, избежишь зла и Сварги пречистой хранителя узришь в день Нави, дива дивные и Велеса мудрого.
        Мы гадаем по Велесу, и будет по тому, так как боги ведают славу нашу и направляют бросание жребия всегда, присно и в будущем.