Студент и старуха

Наталья Кристина Вербицкая
 Студент и старуха
  Провинциальный юноша приехал в большой университетский город и, сняв  угол  в частном доме, начал готовиться к вступительным экзаменам. Увидев свою фамилию в списках заочного отделения, он сообщил хозяйке, приветливой старушке, о намерении и впредь занимать свой угол во время зимней и летней сессии. «Странное дело, кто же подпишется получать деньги два месяца в году, чтобы десять месяцев  держать угол пустым?  Никто. А я подпишусь, потому как  заело меня  одиночество... Приезжай, голубчик, и живи  задарма, деньги на свете еще не все,» - сказала  старуха и улыбнулась. От улыбки этой вдруг пошло сияние, сетка морщин на лице её разгладилась и, глядя на молодое, прекрасное лицо, он  понял, что видел лицо это прежде. Незнакомое, не понятно о чем, сожаление, охватило его.
  «Переутомление, чем еще можно объяснить подобную чертовщину,»  - убеждал  себя юноша, понимая, что  нечто новое, нечто запредельное, нечто неподвластное здравому смыслу, поселилось в нем. 
  Вечерами они пили чай, и однажды студент попросил хозяйку показать ему старые её фотографии. Помедлив, с плохо скрытой неохотой, она принесла несколько тощих альбомов. Не в силах удержать дрожь в пальцах, студент схватил верхний из них и торопливо открыв его, увидел выцветшую фотографию молодой девушки, от милой, застенчивой улыбки которой шло лишавшее разума сияние. Рядом с нею он увидел себя. 
  Вернувшись домой, в покое привычной обстановки он скоро перестал ощущать    нечто новое, нечто запредельное, нечто неподвластное здравому смыслу.  «Надо бы найти там другое жилье,» - думал он, но растущая тоска по старухе ясно давала понять, что поселится он по приезду в том же самом углу, где будет тщательно скрывать от мира свою беду.
  Он постучал, в квартире щелкнул выключатель и старуха открыла дверь. Она улыбалась застенчивой, милой, излучающей сиянье улыбкой, морщины мгновенно разглаживались на молодеющем лице её, и студент, упав перед нею на колени, скорее выдохнул, чем произнес: «Помогите мне, бабушка!»
  « Мы оба страдаем... - помолчав, сказала она, -  Мы были судьбою друг друга,  пока нечто новое, нечто запредельное, нечто неподвластное здравому смыслу не  разделило нас во времени. Случившееся непоправимо, и потому, пусть не сразу, пусть непросто, а все одно пройдет...». И жадно вглядевшись в её черты, он уже не увидел волшебного, измучившего его сияния, а увидел только глубокие, свидетельствующие о тяжко прожитой жизни, морщины. И крепко обнявшись в первый и последний раз, и ощутив, как  неведомое нечто покидает изведенные разлукою души, студент и старуха расстались навсегда.
26 октября 2017