ПЕРЕД СНОМ
Слова И. Белоусова
Солнышко уж село за горы давно.
День сменился ночью, тихо и темно.
Ты устал, мой милый, спать пора, ложись,
Только пред иконой встань и помолись.
Много есть сироток, слабых и больных.
Нет у них ни мамы, никого родных.
Нет у них приюта, тёплого угла.
В жизни горькой мало света и тепла.
Пусть их Ангел Божий осенит крылом.
Помолись и крепко спи спокойным сном.
Сборник «Музыка детства». Россия. ХIX век. Санкт-Петербург. Сатисъ. 2008. С.44, 45.
В опубликованной песне, в партитуре, нотном варианте видим хорошо организованную инструментальную музыку, в сопровождении фортепиано. Музыка инструментальная, в сопровождении голоса теперь имеет «синтез», взаимопроникновение искусств в эстетике.
Древний философ Боэций в V веке (Средневековье) в эстетике описал три вида музыки:
1) instrumentalis – инструментальная музыка, которую исполняют оркестранты на различных инструментах (флейта, скрипка, виолончель, фортепиано); 2) Humana – человеческая песня с голосом (музыка), a cappella, без сопровождения инструмента;
3)mundana – мировая музыка, канон, кант, синтез музыкальных стилей, известные каноны во всём мире, признанные за эталон мировых шедевров. (Эстетика. 2010).
Моисей Мендельсое в трактате «О некоторых положениях изысканных наук и искусств» (1757) описал разницу между терминами эстетики: «совершенство» и «красота». Философ Моисей Мендельсон в VІІІ веке пытается описать разницу между «красотой» естественной (в естествознании) и «красотой» картины живописи в искусстве, в эстетике. Философ Моисей Мендельсон в эпохе классицизма описал эталон красоты в искусстве, что для очаровательного искусства и эстетики обязательны и необходимы эталоны красоты (музыкального сочинения, картины живописи – в совершенстве). Но в реальной жизни, в естественном мире натуры может встречаться «несовершенное», как телесные травмы и ранения, несчастье, большое горе и слёзы, - далеки от эталона красоты.(Эстетика. 2010. С. 192. Моисей Мендельсон). Теория Моисея Мендельсона в книге «О некоторых положениях изысканных наук и искусств» (1757) с терминами «совершенство» и «красота» помогает читателю ХХІ века воспринимать в колыбельной песне И.Белоусова описание «несовершенства», чуждое западной буржуазной эстетике изысканного искусства аристократов:«Много есть сироток, слабых и больных. / Нет у них ни мамы, никого родных. /Нет у них приюта, тёплого угла. / В жизни горькой мало света и тепла".«Музыка детства». Россия. ХIX век. Санкт-Петербург. Сатисъ. 2008. С.44, 45.
ПЛАТОН ПРО «ЭЙДОС» - ИДЕИ
«В отличие от Демокрита, это множество бытий Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Вид, идея, сущность часто употребляется Платоном как тождественные понятия. Прежде всего, надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и, что всегда становится, но никогда не существует», - пишет Платон в диалоге «Тимей». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей». Алексей Радугин. Философия. Москва. Центр. 2004. С. 53, 54.// В книге: АДОНИС. Защебетал жаворонок. 2014. С. 41.
На ярком примере музыкального произведения «Перед сном» композитора Белоусова, в колыбельной песне Санкт-Петербурга читатель видит: разделение действительности на два мира (мир идей и мир чувственных вещей), лучший мир идей: «Пусть их Ангел Божий осенит крылом./Помолись и крепко спи спокойным сном». Несовершенный «чувственный мир», натурализм в идейной песне «Перед сном» с жалкими, голодными детьми: «Много есть сироток, слабых и больных. /Нет у них ни мамы, никого родных». (И.Белоусов).Несовершенство в эстетике - это, вероятно, убогая жизнь крепостных слуг в царской дореволюционной России, в колыбельной жалобной песне И.Белоусова в сборнике «Музыка детства».Россия. ХІХ век. Античный философ Платон учит в трактате «Тимей», «что всегда становится, но никогда не существует»; это наш невидимый, небесный Ангел Хранитель. Такое количество Сил Бесплотных в сказках, мифах и легендах – ещё лучше «становится» в философской жизни и имеет лучшее яркое место, совершенный Ангел среди «слабых и больных», в песне композитора –гуманиста И. Белоусова «Перед сном».
Использована литература:
1.Сборник «Музыка детства». И.Белоусов. Перед сном. Россия. ХIX век. Санкт-Петербург. Сатисъ. 2008. С.44, 45.
2.Алексей Радугин. Философия. Москва. Центр. 2004. С. 53, 54.// В книге: АДОНИС. Защебетал жаворонок. 2014. С. 41.
3. Эстетика. 2010. С. 192. Моисей Мендельсон.