3. 10 Период познания стихов. Вдохновение

Ирина Петал
                Ирине Петал, аналитику Стихиры

                Вы так плотно сдружились с нами,
                с нашей общностью, со стихами…
                Даже поняли, что общение  –
                поиск – прежде всего  – вдохновения.
                Всем полезно бы почитать
                ваши мысли, себя узнавать.
                (аналитика – больше, чем мнения!),
                подвиг ваш бескорыстный признать.
                © Николай Рустанович [e], янв 2015

Вдохновение  и интерес - это то же самое - Уклониться от истинного вдохновения столь же трудно, как и от порока. При истинном вдохновении исчезает все и остается только оно одно. Поэтому порок есть тоже своего рода вдохновение. В основе порока и вдохновения лежит то же самое. В основе их лежит подлинный интерес. Подлинный интерес - это самое главное в нашей жизни. Человек, лишенный интереса к чему бы то ни было, быстро гибнет. Слишком однобокий и сильный интерес чрезмерно увеличивает напряжение человеческой жизни; еще один толчок, и человек сходит с ума. Человек не в силах выполнить своего долга, если у него нет к этому истинного Интереса. Если истинный Интерес человека совпадает с направлением этого его долга, то такой человек становится великим. © Даниил Иванович Хармс (Ювачев) [16]   

                Мы - карлики, стоящие на плечах гигантов, и лишь
                поэтому способны видеть дальше, чем они. © И. Ньютон [17]

                Если бы я ждал вдохновения, я бы никогда ничего не написал. © П. И. Чайковский [23]   

                Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что
                сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной
                листвы. © К. Г. Паустовский [19]   

                Вдохновение приходит только во время работы. © Габриэль Гарсиа Маркес [15]   

   Зачем читатель приходит на сайт?  Зачем авторы сайта друг друга читают? Из-за интереса к личности Автора или его творчеству? Опыт пребывания на сайте, в первую очередь, мне даёт один ответ – человек приходит за вдохновением и за эмоциями. Кому-то вдохновения для жизни мало, кому-то для написания произведений… Порой и одного слова достаточно, даже и не фразы и не стиха, чтобы ощутить прилив  эмоций, желание работать, творить, жить. Я, как читатель, и то часто испытываю этот подъём, вдохновение, у меня возникают образы от прочтения, часто их хочется нарисовать, подобрать к ним картину, оформить в плэйкасты… Мгновенно пишутся прозаические рецензии. А сколько на сайте стихов, рождённых от прочтения чужого стихотворения! Профессионалы часто скептически ухмыляются, не хватает у «поэта» своего ума и воображения, вот он чужим и питается. А другие профессионалы, так наоборот, бегают к недоучкам, находят среди «навоза» алмазы, идеи для своих стихотворений,  шлифуют их и получают бриллианты великолепных стихов.  Многие авторы рады видеть в чужом тексте ссылочку на свой стих, который вдохновил читавшего его. В первую очередь, рады видеть из-за саморекламы. Другие авторы не разрешают брать и использовать свои тексты, даже с указанием ссылки на авторство, считая это нарушением их интеллектуальной собственности. Некоторые говорят, бери, но помни, стихи с большой энергетикой, смотри, тебе хуже будет, коль не так используешь…

   Проблема авторства, кто, что подумал или сказал первым, отдельная сложная тема, не в пределах моего ума. Скорее всего, слово «УА» (АУ), первый крик, который каждый младенец произносит, появляясь на свет, тоже является интеллектуальной собственностью первого младенца мира. Точно также, и слово «мама»… Если глубоко копнуть, то на каждого младенца можно в суд подать за нарушение интеллектуальной собственности. А, если каракули малыша будут похожи на картину какой-либо известной великой художницы?! А звуки природы, воспетые в песнях музыкой и словами разных авторов... Звуки, чья собственность?... Авторские права на творчество, вещь серьёзная, но я давно уже не беру стихи, не копирую, никуда в Инете в блогах, группах уже их не помещаю, не оформляю. Осталось только чтение, ещё не остывший интерес к познанию стихов, порой окольцованных… Я стала лучше понимать, почему у меня всегда было желание читать, в первую очередь, только классиков… (На госэкзамене в университете, ОГУ, мехмат, мне попался вопрос о современном искусстве. Новинки кино, театр – я была в курсе, мы студентами имели возможность бывать каждую неделю в кинотеатре или театре, особенно привлекал драмтеатр и оперетта. Балет и оперу тоже видели, с кислой миной… В вопросах современной литературы плавала, она не была мне интересна. И за фразу, что предпочитаю классиков читать, мне влепили тройку.

   Мой читательский опыт показал мне, что одни авторы пишут быстро, мгновенно, и мне нравится – красиво, другие долго работают над стихотворением, чуть ли не до молекул совершенства его разбирают, и мне эти стихи не всегда нравятся. Кто-то медитирует, взывая Музу, кому-то на голову творческое озарение и так, с небес, сваливается, многие сами ищут идеи для творчества… Так что такое вдохновение   –  способность души или разума?? Тяжёлая работа или некая сенсорность, умение настраиваться на более высокие вибрации?  Духовное удовлетворение, мечта, стремление, амбиции? Возможно его контролировать, и надо ли, или только правильно  направлять? Чувствую, что не только работа... Вдохновение не в нас, но действует через нас...

   На мой читательский взгляд, настоящие писатели и поэты должны обладать большими знаниями, опытом, практикой (постоянно совершенствоваться) и трудолюбием, чтобы написать достойное произведение. Писатель, поэт - очень сложная и тяжёлая работа, работа над текстами и над собой, и ещё что-то необъяснимое (может, это и называется талантом)... На одном вдохновение творчество не построишь, своё творчество надо разрабатывать или заимствовать у предшественников (а у них всё равно всё заимствуется). Мне лично, как читателю, творческая переработка авторами предшественников нравится, ведь каждая эпоха вносит свои понятия. Мне нравится видеть, читать, собирать стихи по похожей тематике, ведь каждое произведение, на мой взгляд, не затмевает другое, а уточняет его. Но не всем авторам это нравится…

   Неплохо бы при входе на сайт повесить лозунг: «НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ!». Нам это уже много лет вдалбливают на работе, проводя очередную оптимизацию (сокращение кадров). Много было великих умов…, кто сам ушёл, кого сократили… Но ни одно предприятие не остановило свою работу… Да, тяжело пришлось тем, кто остался, ущли лучшие со знаниями…, но подучились другие… Действительно, незаменимых нет, проверено на практике… Думаю, что современное творчество возможно только в большом соавторстве… Но после каждого грандиозного проекта каждый старается отделиться, своровав наработанное, не только своё, но и чужое, обгадив оставшихся… Но один человек не в силах много сделать, только совместно… Точно также, как вы, поэты, перерабатываете предшественников…,но каждый при этом хочет сказать, что он это первым придумал…

   Каждый писатель или поэт не должен забывать гениальное высказывание Ньютона: «Мы - карлики, стоящие на плечах гигантов, и лишь поэтому способны видеть дальше, чем они». Думаю, что творчество (особенно современное, в эпоху Интернета) - это результат совместного порыва и труда многих людей. В своём творчестве все писатели и поэты идут за теми, кто был первым - первым испытал, лучше сумел, большему научился, учил других. Каждый автор должен иметь достаточно мудрости, чтобы не поставить себя не ниже и не выше других, чтобы сохранить своеобразие своей личности (своего творчества), чтобы дарить лучшее из своей культуры, а самому учиться у других… Перерабатывая предшественников автор не должен забывать слова Ньютона…

   Я совсем запуталась в этом творческом мире. Вопросов в моей башке от пребывания на сайте и чтения  накопилось много. Я стою в огромном гипермаркете стихотворений с разными ценниками, указателями, объявлениями. В ценах я мало смыслю, не понимая и не зная качество товара, указатели предлагают мне двигаться в разные стороны, объявления на витрине гласят –  руками не трогать: под напряжением… А душа ещё хочет познания истины…


________________________________________
Соавторы сборника. Авторские страницы:
[e]  Николай Рустанович   http://www.stihi.ru/avtor/enrustd2016yand

Информационная памятка (по материалам Википедии, Интернет):
[15]   Габриэль Гарсиа Маркес - колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель.
[16]   Даниил Иванович Хармс - русский, советский писатель, поэт и драматург.
[17]   И. Ньютон - английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики.
[19]   К.Г. Паустовский - русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент.
[23]   П.И. Чайковский - русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.