Магический квадрат Дюрера

Владимир Гусев Тульский
  google.com

Мы  лучше  помним  гениев капризы,
Что  тайну  их создания  хранят:
Бессмертную улыбку   Мона  Лизы,
И  обнажённой  махи  ждущий  взгляд...
Был Дюрер   ювелиром и поэтом,
Секреты   слов  и чисел познавал.
Он много путешествовал, при этом
Великие  гравюры создавал.
Учёным  был.  Ведь это он  впервые,
Подхваченный  волной  своих  идей,
Создал  науку  -  антропометрию,
Что изучает  черепа  людей.

Разносторонний, как  и всякий    гений!
Во всём  искал  гармонии  закон.
Проекты  крепостей  и  укреплений,
И  первый  звёздный  атлас- тоже  он!
Великого  художника  работа,-
Каких-то странных символов  полна,-
Как  будто рассказать нам хочет что-то,
Открыть  желает тайну  нам она.
Весь мир  искусства  5 веков  гадает,
Стремясь услышать истинный  мотив:
Какое там крылатое  созданье
Сидит  от  дум печальных  загрустив?

История   искусства  умолчала ,
Кто он.
И  каждый   видит  там  своё.
А  в  нем и   человеческого  мало,
И  ангельское мы  не  узнаём.
Его считали  «музою» когда-то,
Но  где  такую   «музу»  ты  найдёшь.
Ведь наш   крылатый — явно бородатый.
К  тому  ж  ещё  на  Дюрера   похож.
А волосы  и длинные  одежды
Носили  раньше  часто мужики.
Что  можем мы  сказать  о  модах  прежних?
Мы  с  вами  этих мод  не  знатоки.

В  гаданиях и спорах  мало толку,-
Веков  меж нами  пропасть пролегла...
Я  Мастером  зову его, поскольку
При  нём  рубанок, клещи и пила.
Их  не увидит  разве  в  корень зрящий?
О  чём  тогда, не понимаю,  спор?
Для  «девы»  и для  «музы»  настоящей
Нужнее  косметический набор!
Пила  с рубанком  - Дюреру  сподручней!
О  чём   мы  спорим   многие века?
Он  мастер по гравюрам  самый  лучший,
А  для  гравюр   нужна  была  доска.

На  голове — подобие короны,-
Из  трав  чудесных,  колдовских  венок...
Понять не сможет  зритель  посторонний:
Причём здесь  шар?  Пёс, спящий  возле  ног?
Крылатый  «человек»  сидит  в  печали.
О  чём  грустит?  Что вспоминает  он?
Ничто вокруг  себя  не  замечает,-
Взор  Мастера  в  пространство  устремлён!
Вокруг комплект вещей довольно странный,
Притягивает  наш    пытливый  взгляд:
Стремянка, рядом камень многогранный,
Песочные часы, весы,  квадрат...

Я  о  квадрате  расскажу попозже,-
Он связан  с  плотью,  духом и огнём .
Смысл тайный цифр открою Вам я тоже,
Запечатлённых  на  квадрате  том.
Взгляд   над  квадратом колокол отыщет.
В  День  Судный  мы  его услышим  звон...
Сердитый  ангелочек  что-то пишет.
Мы  видим:  Очень недоволен  он.

Освещены   сияньем солнца  дали...
Но  мне  за  сложным   мнится  простота:
Ведь люди  с  нетерпеньем ожидали
В  тот  «страшный»  год  пришествие  Христа.
На  небе  незнакомая   комета.
Всё  ярче становилась, всё  видней!
Казалось  людям :  «Страшный  признак  это,-
Осталось жить земле не много дней!»

Пророчество  все  помнят  Иоанна,
Что будет яркий  Свет  перед концом.
И  паника  охватывает  страны,
И  к  БОГУ  обращались все  лицом.
Печалился  художник: «Сделал  мало,
И  перед  БОГОМ  в  том его вина!»
Душа  его  грустила  и страдала,
Что  до сих пор  греховных чувств  полна!

В  те  годы  мысль  впервые прозвучала,
Что   люди  - Мироздания   венец,
И,  в  Божьем  Царстве, взяв  своё  начало,
Здесь,  на  земле,  сам  человек -творец!...
Быть может  мастер  пожалел впервые
О  тех твореньях,  дал которым   свет,
Где   в  Лицах Иисуса  и  Марии
Почти совсем  божественного  нет.

Вдруг  осознал, что не  увидит Вечность,
Тот,  кто живёт,  земное лишь  любя.
Что  не воскреснет   в  душах  человечность,
Божественность    отринув  от  себя.
Ему  казалось, что не то всё  делал,
Мирские волны  не туда  несли...
Средь «хлама»  бытия  душа  сидела,
Всё  реже  отрываясь от земли.

Душа   искала    благодать   не  в  БОГЕ,
А  в  сытости,  в  достатке   и в  тепле...
Сердитый  Ангел подводил итоги.
Того, что Мастер сделал  на  земле.
А  в  звёздном  небе  плавала  комета.
Магический  квадрат  беду  вещал...
Теперь поймёте,  почему  всё  это.
В  душе   рождало  Дюрера  печаль.

На  иллюстрации знаменитая   таинственная гравюра  Альбрехта   Дюрера  «Меланхолия-1»

Из интернета:
« В 1514 году Дюрер следил за яркой кометой, появившейся на небосводе. Очень многое в изображении гравюры связано с этой кометой и символикой планеты Сатурн, являющейся покровительницей меланхоликов. Считалось, что бог Сатурна – старше других богов, и только ему присущ высший интеллект, и только меланхоликам доступна радость открытий...

В центре композиции видим женщину с крыльями и в венке, олицетворяющую собой Логику – это Муза Дюрера. Неподвижно сидящая на крыльце, она погружена в меланхолическую задумчивость и печаль: женщина хоть имеет крылья, но не может проникнуть за завесу тайны Вселенной. Все, что вокруг происходит - проходит без ее участия. Это ее угнетает и навевает меланхолическое настроение. Угрюмый мальчик с крыльями, рядышком сидящий на мельничном жернове, что-то задумчиво пишет на восковой дощечке. Это Путто, символизирующий предвестника ангельского духа.
Вокруг героев гравюры разбросаны измерительные и строительные инструменты. А у ног, свернувшись в клубок, спит борзая собака, символизирующая меланхолический темперамент. »

                /Конец  цитаты/

Те, кто  ищут  в  крылатом  существе,  на  гравюре  Дюрера,  женское начало  упорно  не  хотят    замечать  бородку  и усы  на  лице  «музы»  и  столярный  инструмент,  разбросанный  около его  ног.  Видят  лишь длинные  волосы  и  платье, которое  выглядит, с  нашей  точки зрения,  женским.
Но  взгляните на  автопортрет  Дюрера  1498  года.  Вот  вам  и  длинные,  завитые  волосы  Мастера,  вот  вам  и  его платье, напоминающее  нам  «женское».
Так что , на  гравюре  « Меланхолия»   Дюрер  изобразил самого себя.  И  это вовсе  не моё   открытие.  Впервые  это заявила в  прошлом  веке  советский  и российский  искусствовед,  историк  культуры. Заслуженный  деятель  искусств  РСФСР, Паола  Волкова.
А  крылья  - это  Божий  дар всем  творческим  людям.  Это известно всем.
Теперь и    инструмент,  которым   работал  мастер,  изготовляя  свои  изумительные гравюры  на  дереве  и  тощий  бездомный  пёс, которого   Альбрехт  приютил, вполне  уместны- это его  повседневная  рабочая  обстановка.
Не  забывайте, что  Дюрер был  прекрасным  математиком:
Линейка  около его ног, циркуль в  руке, шар  для  расчёта  параметров кривых линий  так  же  частенько  были ему  необходимы.
Думаю, что  с  крылатым существом  всё  ясно. 
Но, если  это  всё-таки Албрехт  Дюрер,  о чём он   так  грустит  на  собственной  гравюре?
В  отличие от  Паолы   Волковой, я  считаю,  что  Мастер  изобразил  не совсем себя, а  свою  душу. И   именно она  находится  в  состоянии  меланхолии.
В  это состояние  души   Мастер  впал  не  случайного, а  в результате  стечения  ряда обстоятельств:
     11  апреля  1490  года     Альбрехт  Дюрер на  несколько лет  покинул свой   родной  Нюрнберг и  отправился   в  путешествие по Европе.  В  начале 1492 года  он прибыл  в  Кольмар / Теперь Франция/, где  надеялся  встретиться  со знаменитым  гравером  Мартином   Шонгауэром.   К  моменту  приезда  Альбрехта   Шонгауэр  уже  умер, но  молодой  человек  был радушно принят   братьями  Мартина.    Они даже  разрешили  Альбрехту  поработать  в  его мастерской.   
Когда  наступило время  прощаться, один  из братьев протянул Альбрехту   небольшую квадратную медную  табличку с  нанесённой  на  неё  цифрами:
-Возьми на  память!
-Что это?-  удивился  Дюрер.
- Формула  ГАРМОНИИ,-последовал ответ.-Мартин велел  отдать  тому, кто  захочет
превзойти  всех  известных  миру  живописцев.
Дюрер,  как  и многие  великие, страстно мечтал об   этом.
            Если бы  Альбрехта  спросили, какое  у  него  самое большое  увлечение после  живописи, он, наверняка, бы  назвал  математику.   
У  Дюрера  было  неодолимое  желание измерять и  запечатлять  в виде  математических формул всё, что он  видел.   Он  изобретал   собственные  приборы  для  измерения  кривых  линий  и  решал сложнейшие  измерительные задачи при помощи  обыкновенной  линейки и циркуля.  Он даже  написал  несколько методических пособий по работе с  измерительными приборами.
 Из  интернета:
«Дюрер заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр (в то время немецкие учёные почти не занимались решением геометрических задач), изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов. Полученные им результаты высоко оценивались в трудах последующих веков, а во второй половине XIX века был сделан их научный анализ. По словам Иоганна Ламберта, более поздние труды по теории перспективы не достигли дюреровских высот. В истории математики Дюрер ставится в один ряд с известными учёными своего времени и считается одним из основателей теории кривых и начертательной геометрии»
/Конец  цитаты/

Табличка  его  заинтересовала.  В  хаосе  разбросанных  на  ней  цифр,  он  сразу  же  увидел  ГАРМОНИЮ.

                16-  3-  2-  13
                5-  10- 11-   8
                9-    6-   7-  12
                4 -  15- 14-    1


                ГАРМОНИЯ — в  философии  согласование  разнородных элементов, в  эстетике- слаженность целого, рождающееся  от   единения  разных по качеству  сущностей.
Мастер  даже  вспомнил строки  какого-то  древнего  поэта, посвящённые  гармонии:

«И  летний  зной, и  зимняя  прохлада,
И  возвращенье  птиц  в  свой  край  родной…
Всё  вовремя  и  столько,  сколько надо,-
Жизнь  на  Земле  не  может  быть  иной!
В  ГАРМОНИИ  родится  всё  святое,
Величия  духовного  полна,
Взор,  привлекая  дивной  красотою,
Нас  обращает  к  Господу  она!...»

Мастер  начал    с  простейшего  арифметического  действия — сложения    чисел  и  был поражён  достигнутым  результатом:
Сложение 4-х  цифр  в  каждой  строке  по  горизонтали, по вертикали, по диагонали, в  углах и  даже в  секторах  давали  одну  и ту  же  сумму  - 34 !

Теперь у  Дюрера  не оставалось  больше сомнений, что он имеет  дело  с Нумерологией.

Из интернета:

Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека                [Особую важность нумерология получила в Каббале, где её разновидность известна под названием гематрия. Каббалисты расширили пифагорову концепцию, используя числа в магических квадратах для различных целей. С открытием в XIX веке учёными природы света, электричества и магнетизма, старинные оккультные значения, приписываемые числам, стали приписывать и вибрациям энергии. Современная нумерология[  отдает предпочтение упрощенному числовому и алфавитному коду, основанному на теориях Пифагора.
С  одним  из таких  магических квадратов   имел теперь  дело   Альбрехт Дюрер.
Но  как  этот квадрат  может  помочь ему  в  его трудах.?
И  тут  его  словно  осенило:
34 это 3+4 = 7,  то есть    формула  преобразования  тверди  земной/4/ через  сознание/3/ в  твердь  небесную/7/.
Это  было и остаётся главной  задачей  любого  творчества,  главным  направлением  деятельности   любого  человека,  наделённого  БОГОМ  талантом. 
Ибо  задача  любого  Мастера  - ОДУХОТВОРЯТЬ  СИЛОЮ  СВОЕГО  ТАЛАНТА ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР.  НЕ  ДАТЬ  ЕМУ  СТАТЬ  БЕЗДУШНЫМ!
Но  была  Эпоха  Возрождения, с  её  гуманизмом  и реформацией  Церкви.    Гуманизм   смотрел  на  задачу   живописца  иначе:    Сделать  человека  в  искусстве главным  действующим  лицом.  Придать   всему  божественному  черты человеческого.     Не  человек  должен  возвращать  себе  утраченное  подобие  БОГА,   но  БОГ  должен  снизойти  до  человеческого  бытия, стать  понятным  человеку.  Практически,  Всё  должно быть  направлено  на  обретение человеком  на  земле  счастья. 
Как  ни печально, но  именно гуманизм  Эпохи Возрожденья  стал  благодатной  почвой  для  либерализма, призвавшего  людей  отказаться  от  всех  ограничений, в  том  числе и моральных.   За  время  своего  существования   либерализм   духовного Возрождения  Европы, превратился  сначала  в  либерализм  революционной  перестройки мира, а после  в  современный  либерализм  вседозволенности.
 Дюреру    идеи   гуманизма  и  реформации  были  гораздо понятнее и ближе , чем  туманные  послания  из  Вечности.
Альбрехта  не  могли  не заинтересовать и  цифры  в  основание  квадрата: 

                1514
Что-то  должно  было    произойти  через    22    года?  Может  быть конец  Света, о котором  в  Средневековье, как  и в  наше   время,  не  прекращались  разговоры?   Дюрер и верил  и не  верил  в  скорое  пришествие  Господа.
Наступил  1514  год.    Ожидание  беды  не оставляло   Мастера  все  это время.
В  1514  году  на  небе  Европы  появилась  яркая  комета.   В  мае  умерла  горячо  любимая   мать  Альбрехта.    Дюрер  долгое  время  находился  в  состоянии  меланхолии. Часами сидел  среди  своего  рабочего инструмента, разбросанного  на  полу,  смотрел  в  одну  точку  и ждал Конца  Света.
Крылья   грустящего  существа - это  яркое  указание  на  то, что перед нами  грустящая  душа  Мастера, но  душа  не  устремлённая  к  БОГУ,  но  привязанная  к  повседневным    земным заботам.  Одним словом  -ГУМАНИЗМ.
Конец  Света  не  настал. 
Живописец, наконец,  сумел собраться  с  духом  и   изобразил  состояние своей  тоскующей  души   на  гравюре  «Меланхолия 1»   
Почему «1»?
Надо  снова  обратиться  к  нумерологии:

Из интернета:
С единицы начинаются великие дела. Для цифры один нет преград, потому что ей сопутствует успех. Исследования заставляют открывать новые горизонты в любых областях, которые потом становятся эталоном для всех.
Конец  цитаты/

Так  что  стоит предположить,  что Дюрер  решил   начать  какой-то  новый  этап  своего  творчества, сделать  прыжок  к  тем  самым заоблачным  вершинам, о которых мечтал.
Ничего существенного  в  1514 году  не произошло:
Альбрехт   отправился  в творческую  командировку  в Португалию.  Там  он создал  для  своего   императора  Максимилиана Первого гравюру    привезённого  туда  из  Индии  диковинного зверя — носорога!  Максимилиан   при виде  носорога  пришёл  в  неописуемый  восторг и  назначил  художнику  пожизненную  ренту   из  кармана  нюренбергских   обывателей.
Яркая  комета  с  европейского  небосвода вскоре исчезла,  а  Дюрер  продолжил изображать  Богородицу  и   Господа похожими  на обыкновенных  бюргеров  Германии, идущих  по пути  реформации  и  либерализма.
Впрочем,  в  пантеон  великих  он всё  равно   вошёл, хотя  и не  сумел  превзойти тех, в  чьих  трудах  больше  божественного, чем  земного.   
Разве  сопоставима  хоть одна  Мадонна  Дюрера,  в  которых так  мало небесного  и так  много  земного,  с  Мадонной  Рафаэля? 
И  молиться  надо  перед   Ликом  Господа, но не перед  магическим  квадратом.
…...........................................................