Защищая Отечество...

Нина Боженина
   Отечество, отчизна - страна, где человек родился, живет и к народу которой принадлежит.
   Понятие Отечества было в сердцах и умах народа во все времена и всегда народ готов был защитить свое Отечество.
Вот и в Великую Отечественную войну вопрос защиты страны стоял перед всеми очень остро и насущно. Никто не выбирал: идти или не идти.
   Но война у каждого была своя. И ломала она судьбы людей по-разному, жестоко и черство, возносила или бросала, а порой и отнимала жизнь или здоровье.
Я помню историю воинов, защитников Отечества, ушедших из нашего села Лесное, Земетчинского района, ушедших на войну, прошедших ее, выживших в пекле, переживших фашистский плен, колымские лагеря за плен, но не озлобившихся, не опустившихся на дно жизни, а ставших простыми сеятелями, родителями и воспитателями нашими, рассказывавшими нам об этих страшных годах.


    Помню, в нашей восьмилетке было заведено приглашать героев войны на праздники к 23 февраля и ко дню Победы 9 Мая. Детей усаживали в самом большом классе, входили директор и учителя, степенные и осанистые отцы семейств, которых мы все знали.
Но здесь они становились героями, воинами, они были вне нашего понимания и осязания. Многие гордо несли на груди боевые награды.
Раскрыв все свои глаза и рты, мы слушали рассказы о войне, о подвигах солдат.


   Но был в нашем селе человек, которого не приглашали на торжественные собрания в школу, хотя все знали, что он воевал, он нес на себе печать пленника, лагерника, отсидевшего в советских лагерях за плен.
Он был мужем моей двоюродной тети Анны и звали его Владимир Степанович Дымский.
Веселый, с непритязательным, деревенским юморком человек, без особых устремлений и требований к жизни. Ходивший своей подпрыгивающей походкой из - за покалеченной ноги, выполняющий любую работу, которую поручали или на которую звали. Работал истопником в нашей школе, управлялся с конем и упряжью, помогал в работах на школьном огороде. Летом, в каникулярное время, работал сельским пастухом.
И вот в один из таких торжественных дней наш односельчанин, сидевший среди героев, встал, позвал школьного истопника и поклонился ему в ноги. Я и ранее видела, что при встрече этот человек кланяется моему дяде, а тот , вроде как, смущается, но не понимала почему.
    И начался рассказ фронтовика. Они вместе попали воевать в одну часть. Часть была в окружении, бомбежки и артиллерия не давали поднять головы. Раненые солдаты и убитые лежали вперемежку. Дядя был шофером и подвозил на передовую , к окопам снаряды на своей полуторке. Машину подбили, а дядя был тяжело контужен. Контуженных и израненных наших земляков забрали в плен. Они прошли дорогами войны, испытали все ужасы, но главный ужас был впереди - это Бухенвальд. Привезли их туда вместе со скотом, голодных и оборванных.
  Поставили на работы. Дядька был шофером и ему пришлось возить грузы и хлеб для охраны, а односельчанина и других солдат из части угнали в каменоломни. Гибли люди в каменоломнях сотнями - истощенные, больные, грязные. Все были под страхом расстрела или газовой печи за малейшую провинность.
А у дядьки был какой-никакой паек и ему полагалось одно одеяло. Специалисты ценились даже фашистами, в конце войны их катастрофически не хватало.
И дядя Володя крал ежедневно буханку хлеба, чтобы отдать ее земляку и однополчанам, делился пайком, отдал свое одеяло и сказал охраннику, что потерял его. Одеяло дядьке выдали другое, а односельчанин выжил. Хлеб был настоящий и одеяло согревало в холодные ночи.
   Советская армия освободила узников Бухенвальда и дядька, зная, что ему не простят работу водителем, не сбежал, не ушел к союзникам, а поехал в товарном вагоне прямиком в советский лагерь, отрабатывать свой плен.
Не озлобился, не опустился, сохранил в себе человеческие чувства.
Вырастил двоих хороших детей, в доме у них всегда было чисто, тепло.
Цветные ситцевые занавесочки, гороховая или фасолевая каша с подсолнечным маслом, которую я безумно любила, а моя мама ее не готовила. Вот тетя Анна и дядя Володя никогда не отпускали домой, не угостив меня своей кашей. Я и сегодня помню ее вкус.


   Как и о чем думал и мечтал этот человек, переломанный напрочь войной? Может за его поведением легкомысленного пастуха скрывался незаурядный ум, может он так скрывал свою боль? Но ненависти в нем не было. Он искренне любил детей, любил и хорошо делал свою работу. И односельчане любили его, высокого, красивого человека. Я ни разу не слышала, чтобы кто -то попрекнул его пленом.
Ведь у каждого была своя война. У него она была такая...


   В 1985 году Дымский Владимир Степанович был награжден орденом Отечественной войны 2 степени. Награда нашла своего героя.
Покоится на погосте села Лесное (Голодовка).