Самое страшное стихотворение - 3

Брюс Штриттер
                - 3 -

Внезапно, как бы отзываясь на призыв подумать, ожила выключенная  электроника, прозвучал короткий мелодичный аккорд — музыкальная монограмма студии. С лёгким шорохом, переглянувшись и разом замерев, уставились в зал глаза автоматических прожекторов — пространство наполнилось мягким, слегка колеблющимся розовым светом. А из моих накинутых на шею студийных наушников донеслось ироничное:

- Если подумать — конечно.

Макс! Что-то знакомое... Ну, конечно! Ключевая фраза из культового фильма про школу! Менторский голос, скрытая ирония, типичная учительская интонация... Эта дьявольская машина, даже выключенная, всё видит, всё слышит, всё знает наперёд...  и нашла строфы, которые, пожалуй, как никакие другие подходят под искомое определение!

Точно, военная песня на стихи с очень редким размером... И ещё эта странная для таких песен окрашенность в фатальные тона. Вспомнилось: главный герой поёт, сидя за клавишами... В полутьме, всё время почти спиной к зрителю, как бы уходя за пределы сущего...  Сквозь математически точные рифмы, обёрнутые композитором в торжественно-отрешённую фолию, пробивается завораживающий смысл, до конца ведомый, пожалуй, одному лишь поэту. Странно, но каждый раз эпизод этот казался мне искусственно вставленным в общую вполне благополучную канву фильма.

Какой-то  мрачной, совсем «не школьной» неизбежностью веяло от этой сцены... В самой же песне было нечто такое, что лишний раз не захочется напевать.

И правда — среди множества песен о войне она почему-то стояла особняком. Её никогда не исполняли отдельно, как другие военные песни из фильмов — ни на парадах, ни на праздниках, ни на встречах ветеранов... нигде. В чём же дело? Слишком трагическая кульминация? А может быть... может быть, строфы принципиально неотделимы от фильма? Или... фильм — от строф?

Ну-ка... в последней строфе — «бешеный ворон», и начальный эпизод — тоже с вороном... с вороной. Во второй строфе — «безумные мельницы», а главный герой — тоже, кажется, Мельников... учитель-историк... и, похоже, он до смерти был напуган вороной, принесённой в класс этим злым гением... Бежал из класса... обезумел.

Так, вспоминаем... ворон — символ смерти, войны и горя... а ведь в том же начальном эпизоде, с вороной в руках... Горелова! Учительница-англичанка, так напугавшая этого Мельникова... и она ещё всё время говорит — Silence, shut up... Тихо! Даже на доске рисунок вороны и надпись — Deep silence! И вот, пожалуйста —  во второй строфе: «...что ты смолкла»... А фамилия актера... А композитора! И тишина...

Под аккорды инфернального ритма, который не отпускал меня с момента случайно сказанной фразы, по-новому, сквозь иной трафарет, пронеслись сцены из знакомого фильма, теперь будто бы иллюстрирующие, объясняющие смысл стихотворения... какой? Экзистенциальный, был ответ универсума... экзистенциальный... Как там загадочно ухмылялся этот злой гений — ворона принесена для других целей?.. Холодно, пришло время погреться... Была война холодная, станет... Да, похоже, Мельников не зря так подхватился из класса...

Вместе с осознанием истинного, прямого смысла фразы, вынесенной в заглавие фильма, пришло понимание: эта песня, это стихотворение — о будущей, а вовсе не о прошедшей войне! Содрогаются атомы, белым вихрем взметая дома...  Встанет солнце, и... для других целей!

Consumite furore!

Всё это вспыхнуло, промелькнуло и исчезло, мне даже показалось, что ещё звучит в наушниках — «если подумать...». Да, есть над чем... «Иоанн Дамаскин» отдыхает...

Ощущение эйфорического озарения, куража, незаметно отпустило меня... да и было ли оно?

Зато теперь я точно знал, какой композицией следует завершить нашу зависшую программу. Оставалось два дня. Предстояла работа. А пока закончим здесь.

- Итак... Внимание всем! Напоминаю — в этом месяце у нас военно-патриотическая тема. Поэтому обсуждаем «страшную», или, точнее, экзистенциальную военную песню, из культового советского фильма... Нет, не про войну, а про школу... хорошо вам знакомого. Подсказка: в стихотворении, в песне упоминается птица, символизирующая — внимание! — войну и смерть, с неё же начинается фильм... На стихи и музыку... это-то вам и предстоит выяснить, а также... Что, уже догадались? Нет, не «Журавли», есть пострашнее... Это, как говорится в фильме — кстати, фраза-подсказка — «не из школьной программы». Макса не трогайте, он не станет помогать... Ладно, ещё подсказка, последняя:  в фамилии композитора и в фамилии актера, исполняющего песню, есть сходство...

Аудитория зашумела, заволновалась, стали обсуждать, что-то объяснять друг другу... Яростно спорящих Вельту и «Лесного Царя» обступили самые заинтересованные, некоторые уткнулись в смартфоны, другие понимающе переглядывались.

Франц, наблюдая за фанатами из своего угла, только покачивал головой, в его удовлетворённом взгляде читалось: «Кто бы сомневался!».

- ...К следующей арт-встрече вы должны ответить на вопросы по стихотворению — что вы в нём поняли, в чём его смысл, и, кто сумеет —  предложить вариант его современной интерпретации... Да, средствами электронной музыки...  чтобы и без вокала всё было понятно. Не накручивайте! Задание непростое, но интересное. Если что-то удачное — мы рассмотрим, и можем включить в проект. Подробности на сайте студии, в разделе «Конкурс». Победитель... да, можно группами,..   на этот раз получит... он получит...

Я гипнотизировал своим взглядом Франца.

- ...получит от спонсора трех-... нет, — пятиканальный USB-микшер,..

При этих словах Франц вскинул голову, прислушиваясь.

- ...студийные наушники,..

Тут Франц привстал.

- ...и динамическую миди-клавиатуру с логотипом студии!!!

Франц рухнул в кресло! Но, обведя взглядом бушующую в восторге площадку, которая после слов о призах разделилась на две группы — во главе с Вельтой и с «Лесным Царём», уже готовых, кажется, вцепиться друг в друга,  поддался накалу страстей, и, придвинув планшет, начал что-то быстро подсчитывать.

Публика поостыла, можно было продолжать.

- Лесной Царь, на сцену! Всё верно — Эрлкёниг, Гёте, баллада Шуберта. Лесной Царь получает беспроводные наушники и бейсболку «Активист студии» за правильный и подходящий ответ на вопрос Вельты!

«Лесной Царь» победно вскинул руки под свист и крики товарищей. Можно было не сомневаться, что теперь это будет его официально признанное фанатское имя.

- Вельта, теперь Вельта! За интересный вопрос, определивший тему арт-встречи и нового конкурса, получает... получает...

Ещё не оконченная фраза утонула в хлопках и визге! Вельту облепили подружки, донеслись одобрительные возгласы, фанатские рифмовки...

- ...пожизненный статус «Друг студии» и отличительный знак — бандану с вышитыми нотами девиз-аккорда студии!

- «Э-сальтус! Э-монтэс! Эксультант! Лузибус!» — взорвалась аудитория, что означает «У нас запляшут лес и горы» и звучит в студии в моменты наивысшего эмоционального подъёма.

- А теперь — все ушли! Встречаемся на празднике!

Под аккорды студийной монограммы фанаты бурлящим потоком вывернулись из помещения, едва не снеся замешкавшегося Франца с планшетом.
Мы остались одни.

- Уфф... кажется, отбились. Тишина...

Франц обвёл взглядом опустевшую площадку.

- Ну, не зря я взял вашу команду. Ведь всегда-то тебе удаётся выкрутиться, Брюс! И Макс ваш этот... Да знаю, знаю, о каком стихотворении... слышал твой монолог.

- Чтооо?

Тут я заметил у него неприметные белые наушники. К моему несказанному удивлению, оказалось, что все свои догадки я, увлёкшись, бормотал вслух! Так может, и акустика была включена на мой канал? О, ужас!

- Макс!!!

Проклятый Макс невозмутимо молчал, а Франц только горестно-иронично воздел руки. С его модного дизайнерского галстука хитро щурился золотой кот...