Конкурс 20 Лепестки сакуры Монохромность в хайку

Клуб Золотое Сечение
 Здравствуйте, друзья!

 Продолжаем нашу работу по исследованию самого тонкого поэтического жанра. Тот, кто работал масляными красками в живописи, знает, что чёрную краску обычно избегают в полихромной живописи. Чёрное убивает всё. В ней, казалось бы, исчезает сама жизнь... Но если иметь в виду такое космическое понятие, как чёрная дыра, то возникает необходимость перестройки мышления, ибо здесь происходит переход к другим понятиям, энергетически насыщенным и изменённым. Не будем далеко уходить в дебри, но заметим, что в японской живописи как раз по этой причине обычно присутствует монохромность. Строгая сухая манера письма тушью имеет светлый обесцвеченный фон, раздвигающий пространство между временем и реальностью.
  Мы не раз подчёркивали, что хайку - это тот же рисунок, зарисовка. Нельзя назвать её натюрмортом. Хайку - это всегда пейзаж, даже если описываются всего один, два предмета. Но за ними подразумевается гораздо больше, всё то, что в состоянии дополнить наш полёт фантазии, основанный на личном опыте. Итак, только намеченные черты, только абрис, и само слово, ёмкое и многозначное, сделает своё дело. И перед нами развернётся картина, к которой захочется возвращаться снова и снова, смакуя каждую увиденную деталь, размышляя над сиюминутностью застывшего мгновения вечности.

================
  Итак, давайте поработаем над проникновением внутрь увиденной в хайку формы. Присутствие цвета будет только останавливать наше внимание на внешней оболочке и читатель не сможет достичь поставленной нами цели. Внутренняя суть будет ускользать от его внимания. Для этого мы будем писать не используя цвет, просто, но ёмко. Будем описывать знакомое многим, но в неожиданном ракурсе и сочетании. Пишем просто и непосредственно так, чтобы саму картинку понял даже ребёнок, но за увиденным должны возникать ряд ассоциаций, затрагивающие чувства, будоража мысли, наводящие на размышление. Пишите хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть Вас. Не рисуйте цветными красками, наносите штрихи - точные и конкретные так, чтобы не было ничего лишнего и не отвлекало от передаваемой сути.

  Итак, задание для конкурса «МОНОХРОМНОСТЬ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКРЕТНЫХ КРАСОК И НАСКОЛЬКО СОЧНЫМ ПОЛУЧИЛСЯ ПЕЙЗАЖ СЕЗОНА благодаря удачно подобранным словам. А для этого каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо.
А также будет приниматься во внимание фонетическое звучание, благодаря наличию АЛЛИТЕРАЦИИ И АССОНАНСАМ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов будут приветствоваться. 

 Для настроения рекомендуемая тема "ЗИМНИЕ МЕТАМОРФОЗЫ". Но не обязательно.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21)  Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий.Имена существитльные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 11 МАРТА 2018 года, воскресенье,  или до 25 работ! После чего будет объявлено голосование!

Принято 14 хайку.

Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.