Пробуждение души

Вера Тараканова
     Смысл жизни и ее оправдание дает нам религия
   
 Современный человек, который уверенно поднимается по служебной лестнице, имеет приличный заработок и пользуется уважением в своем коллективе, считает себя вполне состоявшимся. Он убежден, что и в дальнейшем его дела будут идти так же успешно и благополучно, он не сомневается в своих силах и надеется только на себя. Круг его общения невелик, но это те люди, которые полностью разделяют его взгляды, да и сама их жизнь во многом схожа. Они покупают в одних и тех же магазинах продукты питания, одежду, бытовую технику и т.д. Их дети учатся в однотипных школах, а после их окончания - в высших учебных заведениях за рубежом. И отдыхают они, как правило, на одних и тех же престижных курортах.
     На верующих людей они смотрят, как на неудачников, беспомощных и бесцельных, не нашедших своего места в жизни, отставших от современности или потерпевших жизненное крушение и неспособных самостоятельно выбраться из этой ситуации и потому обратившихся за помощью к Богу.
     Сами же они считают только свою жизнь единственно правильной, всякая другая - обман и заблуждение. Однако с течением времени и накоплением жизненного опыта они приходят к пониманию того, что человек создан для чего-то более высокого, и его жизнь не должна ограничиваться только удовлетворением материальных и физических потребностей, потому что все это не дает им ощущения полноты жизни и настоящего счастья. Их не оставляет мысль о ее быстротечности, бренности и бессмысленности. К тому же многочисленные случаи разорения и банкротства вполне процветающих фирм и компаний в ближайшем окружении рождает ощущение нестабильности и отсутствия твердой почвы под ногами.
     Сам Господь создает и готовит в уме и сердце человека ту почву, в которую в должное время может быть посеяно и свидетельство о Нем - личное, историческое, философское. И, размышляя о своей жизни, думающие люди задаются вопросом: чем же человек, наделенный такими способностями и талантами, чем же он отличается от животных? Если он также, как и они, прожив определенное количество лет, уходит в полное небытие, где царит вечный мрак и пустота? Но почему же взор человека, в отличие от четвероногих тварей, часто обращается в небесную высь? Потому что наш Творец создал нас по своему образу и подобию, то есть человек духовно-телесное создание, и он не может не чувствовать этого. Отсюда его стремление вырваться за пределы земного существования, оторваться от материального мира, возвыситься над ним, и найти удовлетворения своим духовным запросам. Жизнь бессмертной души человека продолжается в необъятных просторах Вселенной. Может быть, именно там и надо искать ответы на эти вопросы?
     Как часто мы восторгаемся красотой и безграничностью звездного неба, и у нас неизбежно возникают мысли о его Божественном происхождении, непостижимом для ограниченного человеческого разума. Мы воспринимаем этот мир, как огромный космический оркестр. Но кто же дирижирует этим оркестром, в котором каждый инструмент исполняет свою партию, и в совокупности их звучание превращается в прекрасную музыкальную гармонию? Подобно этому все объекты Вселенной движутся по своей, строго определенной орбите, согласно своему четкому расписанию в течение миллионов лет.
     Великий древнегреческий философ и ученый Аристотель писал об этом так:"В природе происходит постоянное движение. Ничто не может начать двигаться само по себе, для этого требуется внешний источник действия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог - недвижимый Движитель". Жизнь и нашей планеты обусловлена действием многочисленных и сложнейших законов. И неудивительно, что многие ученые, изучая эти законы, приходили к выводу о существовании Всемирного Разума, которому они давали разные определения, но суть их сводилась к признанию Божественного возникновения Вселенной и того, что всем этим необъятным миром управляют Божественные механизмы.
     Только Он мог создать все безграничное и бесчисленное многообразие живой и неживой природы, начиная от самых примитивных, которые кажутся таковыми лишь на первый чисто поверхностный взгляд, и кончая венцом всего творения - человеком.       Человек, как известно, создан по образу и подобию Божьему и призван возвыситься над всем тварным миром. Но мало кто задумывается об этом. Поэтому Господь избирает лишь особенных из них, чтобы они раскрыли человечеству важнейшие основы и правила его земного существования. Одним из них является великий французский ученый, философ и писатель Блэз Паскаль, который оставил много интересных мыслей по этому поводу. Приведем одну из них:"Если человек решит, что Бог есть ("сделает ставку на Бога"), то во всяком случае ничего не потеряет, даже если после его смерти окажется, что он был неправ. Если же он решит, что Его нет и ошибется, то его ждет страшная участь. "Поставив на Бога" и выиграв, человек получит все, если же проиграет - не потеряет ничего, но по крайней мере проживет жизнь достойно".
     Вера в Бога - в Верховное Существо, которому по праву надлежит поклонение и прославление, - является общей для всех народов мира. Невероятно, чтобы все они заблуждались относительно важнейшего факта их жизни. Вероятнее всего, что они были правы. Но в течение последующих тысячелетий человек, наделенный разумом, энергией, стремлением как можно лучше обустроить свою жизнь, добился огромного прогресса на этом пути. Это породило в нем уверенность в собственном всемогуществе, которая все больше вытесняла из его сознания и самой жизни мысли о существовании Бога. Сам человек занял его место и начал строить жизнь, в которой материальные ценности стали преобладающими. Однако все это предвидел наш Создатель, когда говорил об оскудении веры и любви в сердцах людей накануне своего Второго Пришествия. Но,как мы знаем Он и не нуждается в том, чтобы все последовали за Ним. Он видит сердце каждого человека и потому знает, кто Ему нужен.
     Это те люди, которые ищут и находят свое призвание, вкладывают в него свою душу, поэтому рано или поздно почувствуют поддержку чьей-то сильной руки. Анализируя все, что происходит с ними, они понимают, что эта помощь приходит к  ним свыше, от Нашего Создателя, в руках которого судьба каждого из нас. Интересное высказывание на эту тему мы находим у нашего величайшего Святого Преподобного Серафима Саровского:"И хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и не разлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних скорбях и напастях, почему и заповедует нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить Закон Христов. Господь Иисус Христос лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шествования к Отечеству Небесному".("Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников".М."Ковчег".2004.388стр.)
    В качестве примера такого прозревшего человека мы находим в стихотворении  известного писателя и поэта Серебряного века - Дмитрия Мережковского. В нем он раскрывает душу, воспитанную в настоящей христианской вере и поэтому отзывчивой, утонченной и благодарной: 
     О,Боже мой благодарю
     За то, что дал моим очам
     Ты видеть мир, Твой вечный храм,
     И ночь, и волны, и зарю...
 
     Везде я чувствую, везде
     Тебя, Господь, - в ночной тиши,
     И в отдаленнейшей звезде
     И в глубине своей души...
    
     Пока живу, - Тебе молюсь,
     Тебя люблю, дышу Тобой.
     Когда умру, - с Тобой сольюсь,
     Как звезды с утренней зарей;

     Хочу, чтоб жизнь моя была
     Тебе немолчная хвала,
     Тебя за полночь и зарю,
     За жизнь и смерть - благодарю!
       Конечно, не каждый способен на такое прозрение, потому что по своей гордыне человек очень часто все заслуги присваивает себе. Но мы говорим лишь о тех, кого хотя и с большой натяжкой, все же можно назвать духовными людьми. Они не могут оставаться равнодушными к любви со стороны Всевышнего, поэтому испытывают ответное чувство в своей душе. Так начинается ее пробуждение и движение к Его познанию, а значит и к познанию истины и смысла нашего бытия. Именно таких людей имел в виду Апостол Павел, говоря в своем Первом Послании к коринфяням:"Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его". Но хочется верить, что наш Создатель, который испытывает любовь ко всем людям и желает всем спасения, не отстранит от Себя тех, кто стремится жить по Его заповедям и чья душа в поисках удовлетворения своим духовным запросам, оторвавшись от этой земной жизни, устремляется в Небесную Высь.