Снежинка напоминание Прогулки по снежинке - введен

Валерий Берсенев
У меня было несколько эссе о творчестве и механизме общения литератора с читателем - «Снежинка в потоке времени». Там фрагментарно объяснено, как происходит это общение. В этом отрывке самая суть - «выжимки» из тех эссе. А говорить мы теперь будем уже о деталях, подробностях и особенностях общения. Оказалось, что подробности эти довольно сложны — до неисчерпаемости. Но — ничего, как-нибудь осилим. Ну а отрывок — самый «запев» моей новой работы. Он нужен для тех, кто подзабыл о чем говорилось в той «Снежинке».

ЖЖЖ



Несколько лет назад я, пытаясь понять, как работает механизм общения и сообщения собеседнику каких-либо сведений и любой информации, понял, что анализируя сообщение можно к нему задать ограниченное количество вопросов. Всего — семь.

Почему оказалось нужным сообщение — во-первых, зачем оно нужно — во вторых. В-третьих — кто передает сообщение, в-четвертых — кому, в-пятых — о чем, в-шестых — что, собственно, сообщается?

И седьмой вопрос — главный — как все это делается?

Так получилось, что в общении (взаимном) участвуют два действующих лица: человек, передающий сообщение и человек его принимающий. Они могут меняться местами, но в каждом акте общения они есть: донор — дающий информацию и рецепиент — ее принимающий.

Есть еще один вопрос: когда мы производим передачу? Это, конечно же, зависит от времени. Как говаривали древние: «Довлеет дневи злоба его», то есть — каждому дню достаточно своих забот. Меняются причины, тематика, темы. Цели меняются. Да и вчерашние участники общения — не равны нынешним: получен новый опыт, информированность, настрой и так далее.

Причина как-то претворяется в цель, из информационного поля тем — тематики выбирается самая важная на данный момент тема, наконец, кто-то как-то сообщает это самое «что-то» кому-то. Выходят три оси общения: почему — как — зачем; кто — как — кому; о чем — как — что?

На схеме все три оси объединены одним центральным вопросом - «как?». Слева направо по схеме — три луча: почему, о чем, кто? Область инициации общения, справа — область результата: кому, что, зачем?

Потому и назвал я эту схему снежинкой — шесть лучей и их пересечение. Позднее оказалось, что схема подходит не только для общения, но и для анализа любого действия и поступка. Но это уже другая тема, и она — необъятна сама по себе. Этого касаться не будем.

В этом эссе я рассмотрю главную ось общения — от донора к рецепиенту. Только надо оговориться: сама — любая — информация выступает в двух видах: рациональная информация, восходящая к опыту, разуму, науке; и — иррациональная информация, она восходит к вере, чувствам, религии и так далее. Вглядевшись в суть этих двух «ипостасей», мы видим как плюсы, так и минусы той или иной информационной  стороны.

Рациональная, позитивная информация — проверяемая, построенная на опыте, - она всегда доступна проверке и логическому анализу. Она страдает пробелами, не всегда мы что-то о мире знаем точно. Эти пробелы заставляют исследовать окружающее но — всегда есть место для неуверенности в истинности знания. А также в стабильности окружающего мира. Зато на «исследованных полях» такое знание железобетонно-надежно.

Вторая сторона основана на мнении а не знании, на вере, на чувстве. Но! Зато мир, построенный из нее — целен, без пробелов. Это придает уверенности в жизни.

Две эти стороны друг без друга не могут: без веры не родишь гипотезу, без накопления позитивного знания — не построишь надежного фундамента, на который при рождении гипотезы можно опереться.

Поле для рассмотрения всего этого — громадное. Потому я взял для своих рассуждения лишь малую часть этого материала: эмоциональную информацию, передаваемую художественным текстом.

Тема этого эссе — главная ось моей снежинки: взаимоотношения донора и рецепиента