Алекс Трудлер. Обзор стихов-победителей 275-279

Семь Дней 3
Алекс Трудлер. Страница на Стихи.ру http://www.stihi.ru/avtor/alextrudler


1.Осенняя муха

Исступленно забилась в висках
Вакханалия белого шума…
Раздражающий шепот парфюма.
Душный воздух ванилью пропах.
 
Где-то справа волна табака
Диссонансной нервической нотой…
Как обычно. В трамвае с работы.
Повседневных забот шелуха.
 
Просто осень, усталость, раздрай..
Нет причин раздражаться и хныкать.
Ты души полноправный владыка -
Усмиряющий мысли трамвай.
 
На холодный ноябрьский свет
Я лечу, как осенняя муха.
Бесконечная, сладкая мука…
И ни смерти, ни времени нет.

Стихотворение умиротворяет своей банальностью и избитостью образов. Действие происходит в трамвае. Когнитивный диссонанс родился на строчках:

Ты души полноправный владыка -
Усмиряющий мысли трамвай.
 
Не понятно к чему тогда вакханалия белого шума.

2.Гололёд

Когда Земля кренится набок
В большой вселенский гололёд,
Летают мужики и бабы,
Вот-вот и небо упадёт.
Я сохраняю равновесье
И наблюдаю в сотнях лиц
Паденье гордости и спеси,
Паденье нравов и границ.
Жду день, когда закроют тучи
Блеск отмороженных светил,
Пройдут снега, ветра озвучат
Борьбу потусторонних сил
До полного изнеможенья,
До гладкой белой простыни,
Что расстилает ворожея
В разочарованные дни.
Мир станет белым и пушистым
Опасный крен сойдёт на нет,
И кто-то из авангардистов
На целине оставит след.

“Жду день, когда закроют тучи
Блеск отмороженных светил”

Если светила закроют, то при чем тут блеск (в единственном числе). А если блеск светил, то закроет.
В целом стихотворение очень неряшливое.


3. Сколько живу...

Сколько живу, а не знаю своих корней,
Даже фамилия деда – всего лишь звук.
Нет фотографий – и это еще больней,
Словно годичных колец разомкнулся круг.

Древо семейное гибнет под гнётом лет,
Ветка, другая… Слетает имен листва.
Ты одинок и любимыми не согрет –
Тих и беспомощен сдавленный зов родства.

Кто они были? И сгинули где и как?
Знаю немного, а мне бы попасть туда,
В дедово прошлое, в красный, чумной бардак,
Остановить уходящие поезда.

Может, в Сибири теряются их пути,
Может, Уральские горы сгубили их…
Прадед исчез. И следов его не найти:
Судьбы смешала война, как горячий вихрь.

Бабушка выросла в бедности, без родни.
Запахи «Красной Москвы» не знакомы ей.
Сено колхозное, палочки-трудодни,
Домик саманный, где дует из всех щелей.

Даже туда не вернуться – разрушен дом,
Сразу, как бабушку добрый Господь прибрал.
Мама и папа стареют. Крошится льдом,
В пыль рассыпается хрупкая ткань зеркал.

"Судьбы смешала война, как горячий вихрь." Вот как можно испортить в целом неплохое стихотворение одной безобразной строчкой...

4.Игра от Германа Гессе
                Название романа Германа Гессе «Das Glasperlenspiel»
                можно перевести на русский язык как «Игра в бисер»
                и как «Игра в фальшивые жемчужины».
1.

Игра в фальшивые жемчужины —
игра фальшивая, увы.
Игривой мыслью отутюжены,
блистали острые умы.

Они пикировались смело
на запредельном рубеже,
разя направо и налево
умы уставшие уже.

Они среди лукавых чисел,
преобразующих мотив,
твердили вновь: «Играем в бисер»,
как будто бисер не фальшив.

Я был готов без сожаленья
бежать от них на край земли,
когда бы вдруг стихотворенье
они в цитаты не вплели,

когда бы вдруг не зазвучала
певуче музыка стиха,
как обещанье и начало
и искупленья, и греха.

И я включился в игры эти,
поверив, что пришла пора,
что есть ещё на этом свете
стихотворящая игра.

И я играл — любовью, снами,
рифмуя явь и миражи,
пытаясь выразить словами
ещё не сыгранную жизнь.

2.

— Игра в би, сэр.
— Игра в бисер?
— Нет, сэр, — игра в би.
Смешалось всё, как будто это миксер
перемешал деревья и столбы.
Играю в би — бипланы, биоритм...
слова соединяются с приставкой.
Природа ни о чём не говорит,
совокупившись с привокзальной лавкой.
И лавка не расскажет ни о чём,
поставленная не для красноречья,
и пьяный, подпирающий плечом
дверной косяк, и жалость человечья —
им не дано себя ни оживить,
ни объяснить, ни выразить словами,
и только я связующую нить
и вытяну, и протяну меж нами
из хаоса, что грозен, как Хеопс,
точнее, как Хеопса пирамида.
Играю в би, и значит, я дорос
до сверхбиологического вида.
Что за игра — на метаязыке
соединяю прошлое с грядущим,
и прозреваю друга во враге
и самого себя, едва бредущим.
Играю в би — билеты, билетёр...
но строчки не нуждаются в билете,
когда они выходят на простор
невинные, как маленькие дети.
Играю в би — бизон, бивак, бином...
и поверяю чем хочу при этом
гармонию — расчётом ли, вином,
дурацкой шуткой, глупеньким советом.
Бизденежье, биссмертие...игра
разрушит грамматические нормы,
и я, как Пушкин, выдохну: «Пора...
пора, мой друг...все возрасты покорны...»,
все человеки самых разных стран
покорны поэтичному обману,
и это есть единственный обман,
в который верить я не перестану.

3.

Игра, не стоящая свеч.
Свеча, горящая в романе.
И поэтическая речь,
себя нашедшая в обмане
строки, ведущей в никуда
дорогами душевной жажды...
Игра...не дай мне Бог однажды
с ней распрощаться навсегда.

музыка стиха, лукавые числа, все человеки самых разных стран и прочий словесный мусор здесь в изобилии. Написано много, но всё в пустоту, Извините, автор, но такая игра не стоит свеч.

5. Омут

Выплыть бы, выплыть из омута зыбкого,
камнем не кануть на дно,
щукою хваткою, мелкою рыбкою -
мне всё равно, всё равно.
Только бы волнами не опрокинуло,
не заслонило бы свет,
только хватило бы веры и силы мне
меньшую выбрать из бед,
вынырнуть, выплыть из душного вечера,
не затеряться в ночи...
Как бы там ни было, делать-то нечего -
бойся, плыви и молчи.
 
Небольшая зарисовка. Не вижу здесь какого-то предмета для серьёзного разговора. Образы заюзанные. Рифмы до боли знакомые. Глаз ни на чём не останавливается.


6. Оптимистическая депрессия

            Эй, человек, погоди, не грусти – мир не настолько угрюм.
            Душу навек из груди не спасти – это ли повод для дум?
            Сбудется милость – дождёмся весны, там и взлетим, а пока...
            Белка свалилась со старой сосны – ей не хватило белка.

            Выдержи коштом десяток монет – к ночи останется треть.
            Видишь ли, в прошлом тебя уже нет, в будущем – как посмотреть.
            Сном нелюбвей злые слёзы утри, выбели волосы в мел...
            Пел соловей "раз-два-три, раз-два-три" – дальше считать не умел.

            Верь же – не раз озарит его песнь темени утлую рань:
            Ежели Аз без сомнения Есмь – время ли прыгать за грань?
            Совесть не страх, а тоска не печаль – нам ли судьба не беда...
            Где-то в кустах заливался рояль, хлюпала в струнах вода.

"Душу навек из груди не спасти – это ли повод для дум?" - чудовищая корявость изложения. "Сном нелюбвей" - ну, не знаю...
Тем не менее отмечу удачные моменты. "Белка свалилась со старой сосны – ей не хватило белка".
           "Выдержи коштом десяток монет – к ночи останется треть.
            Видишь ли, в прошлом тебя уже нет, в будущем – как посмотреть." - это тоже очень хорошо.
Думаю, что чистка ещё может улучшить это стихотворение. Пока - первый претендент на топ.


7. Чёрный ворон

Дайте мне выразить, что накипело,
Всё, чем дышу и о чём говорю.
Ворону в чёрном с манишкою белой
Тайных желаний загон отворю.

Вылетят кони страстей и мгновенно
Скроются в мареве серой пыли.
С губ лошадиных свисающей пеной
Мысли мои упадут в ковыли

И прорастут и поднимутся к небу,
Вымолив милости - не умереть,
А, уподобившись мудрому Фебу,
В грозной квадриге над миром лететь.

И собирать по крупице, по слогу
Строчек калёных железную суть,
Вымостив думами эту дорогу -
Чёрного ворона не обмануть.

И обретённое втиснуть умело
В ложе прокрустово быстрых минут,
Только бы выразить всё, что хотелось,
Если, конечно, мне слово дадут.

А здесь строчки не легли в прокрустово ложе. Заявка "Дайте мне выразить, что накипело" не воплотилась в дальнейших строчках. Кони страстей, тайные желания, мысли в ковылях и прочий набор банальностей. Ну и завершает картину о падшем ангеле фееричекое: "уподобившись мудрому Фебу". Это всё.



8.Девочка Ки

С девочкой-киборгом сложно крутить роман.
Встретились взглядами, сверили расписание.
Я понимаю, внутри у нее титан
Под оболочкой карбоновой и лавсановой.

Девочка-киборг заходит в мое жилье.
Знаю, не слишком роскошно, и скверно прибрано.
Чуть оробев, принимаю пальто ее.
Руки, скользнув, под пиджак мне ныряют рыбами…

Прямо в глаза беспощадный укол зрачка.
Спросит: «Боишься»? Отвечу – а ты как думала?
Я архаичен, как тихая трель сверчка
В царстве металла и города вечно шумного.

Всплеск биохимии… Встрепанный внешний вид…
Мышцы дрожат от касания жестких пальчиков…
«Я не любила, но думала о любви,
И до рассвета под кожу вживляла датчики».

Девочка Ки… Перекрестия голых схем…
Принципы взлома программы почти не вычислить.
Губы теплеют – наверное, сбой систем
И притяжение дикого электричества.

Плещет холодным неоном в проеме штор,
И рассыпает реклама свои пророчества…
Манной небесной падет электронный шторм,
Все переменит и больше уже не кончится.

Милая фантастическая любовная история. Пожалуй, возьму в топ, если не будет других более достойных претендентов.

9. Мотыльки собираются в стаи, летят на свет...

Мотыльки собираются в стаи, летят на свет;
Чертит ночь на песке морском колдовские руны;
Не меняются жизни короткие сотни лет,
Словно зря дни сменяют ночи, а солнца – луны...
Мотыльки смотрят в небо с надеждою, ждут ловца,
Их трепещут сердца, дрожат золотые крылья;
С темно-алых магнолий на берег летит пыльца,
Разливается в воздухе запах густой ванили.
В тишине раздается шипенье и шелест крыл,
Мотыльковые взгляды злее, острее молний;
Обжигаясь о них, вспоминай, что меня любил
Много вёсен назад, а когда разлюбил – не помню...

"Чертит ночь на песке морском колдовские руны;" сразу дальше читать не хочется... Сразу понимаешь, что будет дальше. Ожидание не обмануло.


10.Сама по себе

Я смеялась – ещё не вечер,
я шутила – себе не враг,
я бросала слова на ветер,
что попытка – совсем не брак.

Многоцветная, полосатая,
жизнь катилась живым клубком;
дни летели, годами падая;
луны таяли за окном.

Ты пророчил мне одиночество,
вечерами – тоску и сплин.

Подступила эпоха отчества,
понижая гемоглобин;
за окном – не весна, а осень;
за душою – лишь чёрный кот;
всё заметней ранняя проседь.
Независимость наоборот.

Неплохая лирическая зарисовка. Понравилось:
Подступила эпоха отчества,
понижая гемоглобин - ярко.

Не понравилось:
Ты пророчил мне одиночество,
вечерами – тоску и сплин. - тоскливо читать.

Вывод про независимость наоборот не понятен. То есть - зависимость? От чего?

11.Пишется, пишется...

Пишется сплошная чересполосица
Выносишь на люди и на собственный страх.
Стихи то свободно в воздухе носятся
То в забубённых пылятся мозгах.
Группируются в книги без нужды и порядка
Вне всяких планов, теорий и схем.
Растут словно овощи летом на грядках,
Щедро удобренные. Знаете чем.
Или являются в электронном виде
Всей пишущей братии напоказ –
Любуйтесь тем, что с натугой выдавил
И приукрасил  на этот раз.
В мозгу кружатся мрачными тучами,
Белым туманом, потоком пурги.
Весёлые, скучные – хуже ли, лучше ли,
И, кажется, дальше писать  не моги,
Но рифмы упорно всё лезут и лезут,
Всё рвутся гиперболы под облака,
Эпитеты густо краснеют на срезе
До боли народного, блин, языка.
А ладно – не быть никому Маяковским,
И Бродским мне тоже, наверно, не стать.
Стихи, что собрал по дубравам мордовским,
Ращу как родитель – отец им и мать.
Запомнятся  с музой горячие  встречи
И послевкусие боли от них.
Гоню мысли в строчки, и будто бы легче.
Пошумел, побуйствовал…и – стих.

"Но рифмы упорно всё лезут и лезут". И "стихи" за ними. Больше сказать нечего.

12. Радость
 «Надеющиеся на Господа обновятся в силе. Они будут парить, как орлы, побегут - и не устанут, пойдут - и не утомятся». © Исаия 40:31


Сперва на полку зубы положи,
потом беги, считая этажи,
сквозь затхлый смрад прокуренных ступеней,
беги наверх, в мансарду, на чердак,
на крышу, извергая изо рта
восторги православных песнопений.

Взгляни на мир расхристанный внизу —
прекрасен он, особенно в грозу,
когда от молний, что несутся свыше,
сквозь тучи проступают небеса.
А гром послушай... — это голоса.
Прислушайся к себе, ты их услышишь.

Беги на свет, куда зовут лучи,
и где распев торжественный звучит,
его канон и честен, и покладист,
беги туда, куда заводит бред,
и где до тела больше дела нет,
и только дух испытывает радость.

***
Цветные пятна кружатся в глазах.
«Я — жив». А слух, сомненьем истерзав,
доносит звуки от соседских коек.
Ещё сонливость будит миражи,
уже не убежать, но докажи,
что дух в тебе и радостен, и боек.

Хорошее стихотворение. Цельное, гармоничное. Явный лидер в этой подборке.


13. Облака вьются тонкими нитями...

Облака вьются тонкими нитями,
задевая слегка Аю-Даг.
Ожидаем весну в Партените мы,
ей пора возвратиться сюда.
Ходим долго с тобою по берегу,
ищем взглядом родные глаза.
В этот край приезжаем намеренно,
чтоб о главном друг другу сказать.
Одному мне с собою не справиться,
грезя зимней порой о весне,
о тебе, чернокудрой красавице
из ночей моих долгих и дней.
Не жалею ни капли о встречах я,
для тебя лишь на свете живу, –
и взлетает любовь моя вечная,
упиваясь тобой наяву.
Ветер с моря ерошит нам волосы,
мы, обнявшись, смеёмся в ответ,
признаёмся друг другу вполголоса, 
что разлуки не выдержим, нет.
И уедем отсюда, конечно же, –
всё обычно кончается в срок, –
для запаса накопленной нежности
сберегая в душе уголок.

"чтоб о главном друг другу сказать" - это ужас-ужас-ужас! Впрочем, дальше ещё хуже: "грезя зимней порой о весне", "из ночей моих долгих и дней", "для тебя лишь на свете живу, – и взлетает любовь моя вечная". Невозможно ни читать, ни комментировать...

14. Цвет закатный осень срисовала...

Цвет закатный осень срисовала,
К серости добавив желтизну.
Как сосед на поводке собаку,
Вечер по небу ведет луну.

Нет, не где-то в хуторе далеком,
Не в селе, заброшенном давно,
В городе бывает одиноко,
И глядишь бессмысленно в окно.

Дело не в какой-нибудь обиде —
Радостных событий нынче нет.
Но звоню я другу по «мобилке»,
Говорю привычное «привет».

Мы о самом разном с ним болтаем,
Новостями растворяя грусть,
То поездки к морю вспоминаем,
То стихи читаем наизусть.

Мне светлей. Я выбрался из мрака.
Словно осенью вдохнул весну…
Как сосед заводит в дом собаку,
Вечер в облака увел луну.

Единственный светлый образ в стихотворении:
"Как сосед на поводке собаку,
Вечер по небу ведет луну" (и тот ритмически выделяется из всего текста).
Все остальное невозможно ни читать, ни цитировать.


15. Ты...

Ты уже готова стелить постель,
ты уже готова идти в кровать,
потому что время пришло теперь —
спать.

Закрываешь двери, открыв окно,
потому что воздух ночной хорош,
несмотря на то, что давным-давно —
дождь.

За окном зате;плились фонари,
потому что снова пришла пора;
так и будут, бедные, до зари
догорать.

Замирает, кажется, всё вокруг —
ни людского голоса, ни машин,
потому что ночь заявилась вдруг
без причин.

Заявилась, снова плетёт рассказ
на удачу, счастье ли, на беду...
...подожди, любимая, я сейчас
приду...

Стихотворение с претензией на формальное решение текста (неудачное, как по мне). По содержанию: банальное до сахарного хруста на зубах.

Итак, топ:

1. 12. Радость
2. 8. Девочка Ки
3. 6. Оптимистическая депрессия