Встречи. Клод Монэ

Клуб Слово
Клод Моне определил свою роль в истории искусства, сказав: «Мне всегда внушали ужас теории...Заслуга моя только в том, что я писал прямо на природе, пытаясь передать на полотне самые быстротечные эффекты, и я в отчаянии от того, что дал основание называть импрессионистами группу художников, большинство из которых не имели никакого отношения к импрессионизму».
 Он любил путешествовать, восторгаясь красотами окружающего мира, стремясь запечатлеть все удивляющие пейзажи: «Каждый день я совершаю новые открытия, и каждое из них прекраснее предыдущего. С ума можно сойти, до чего мне хочется работать, просто голова кругом идет!» Важно отметить, что именно Моне стал первым автором, который стал писать один и тот же пейзаж при разном освещении и в разные времена года.
 Известен случай: художник писал тополя близ своего дома, а когда узнал, что их собираются спилить – выкупил кусочек земли с ними и продолжил работу. Так появилась серия картин «Тополя на Эпте», изображающая деревья в разные времена года.

 В 30-летнем возрасте Клод Моне женился на своей натурщице Камилле Донсье, портрет которой «Дама в зеленом платье» (1866) принес ему известность. Камилла была любовью всей его жизни и родила ему двух сыновей. Мастер изображал супругу на всех картинах, где имелись женские фигуры. Моне приобретает собственный дом в городке Живерни и создает сад, которому посвятил 43 года жизни, считая его самым большим своим шедевром. Он говорил: «После живописи и садоводства я больше ничего не умею делать», но в этих сферах у него не было равных. Сказочный сад Моне занял достойное место на его полотнах.

 Самыми любимыми цветами художника были кувшинки. За свою жизнь он создал более 300 посвященных им картин. Даже самая дорогая картина художника, которая была продана в 2008 году с аукциона за 80 000 000 долларов, носит название «Пруд с кувшинками». Однажды Моне сказал, что хотел бы родиться слепым, а потом прозреть, чтобы передавать на полотне свои впечатления, не находясь под влиянием прошлого опыта. В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрел зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми.

 В 1922 году, в возрасте 82 лет, он почти ослеп. Тем не менее он говорил: "Я буду рисовать даже слепым, как и Бетховен, который сочинял музыку, будучи абсолютно глухим". Художник, который считается «отцом импрессионизма» и который говорил: «Для нас писать картины – то же, что для птиц петь», определил на закате жизни свою точку зрения на направление в искусстве, которое основано исключительно на визуальных впечатлениях и передаче малейших изменений цвета и формы под воздействием освещения. Он подчеркивал: "Я пытался сделать невозможное - нарисовать сам свет.

 Иллюстрация. Клод Моне. "Тополя в Эпте"

Материал предоставлен автором Суламифь7.