Per aspera ad astra

Bor G
Per aspera ad astra

Что в переводе (вольном) означает:

"Первую неделю на новой работе я был милым, вежливым и приветливым, все были милые, вежливые и приветливые, и мы чудесно общались. Потом я случайно не удержался и сказал "бл**ь", все облегчённо выдохнули и начали говорить и общаться как нормальные люди."
(© анекдот, активно гуляющий сейчас по сети)

Вспомнилась весьма давняя история, имевшая место где-то в начале 80-х годов прошлого века. Мне позднее рассказывал её мой коллега по работе, в то время (в начале 80-х) пребывавший в статусе молодого специалиста в КБ "Южное" (сокращённо КБЮ) в Днепре.

Как-то ему оказали большое доверие. Включили в число трёх молодых специалистов, которые (вместе с опытными специалистами) должны были лететь на космодром Байконур (точнее, посёлок Ленинский) на очередной космический запуск. Был строгий отбор, были проверки личного дела, комиссии и т.п. Все трое, прошедшие отбор, тщательно готовились, изучали "материальную часть", готовы были с самой лучшей стороны проявить себя и в тайне мечтали, при возникновении штатных и даже нештатных ситуаций, помочь опытным специалистам своими знаниями, навыками, смекалкой, наконец...

Но перед самым отлётом им разъяснили основную задачу на время командировки. Был в КБЮ тогда Главный конструктор Владимир Фёдорович Уткин. Достойный последователь Михаила Кузьмича Янгеля, сам дважды герой соцтруда, академик и прочее, прочее. Вот только был он несколько неумерен в питии на банкетах после удачных (а также и неудачных) пусков. И поэтому всегда его в командировках сопровождали трое молодых людей из вверенного ему КБЮ, дабы содействовать транспортировке на обратном пути, а, по возвращении в Днепропетровск, доставлять тело своего шефа от аэродрома до квартиры и сдавать на руки домашним. Поскольку миссия (особенно в самом конце) была не из лёгких и сопровождалась (особенно уже в самом-самом конце, при доставке в квартиру) изрядными нервными потрясениями – то эту тройку подбирали заново для каждой новой командировки.

И вот этот мой будущий коллега попал в состав одной такой тройки. Вообще, командировки в посёлок Ленинский ещё ценились тем, что в местных магазинах "для специалистов" было очень хорошее снабжение. Например, можно было купить, причём по достаточно умеренным ценам, австрийские костюмы, чешскую обувь и прочий дефицит. Правда, парней из нашей тройки разыграли старшие товарищи, строго предупредив, что на обратном пути шманают сумки на предмет покупок – так что уж если купили шмотки, то срывайте ценники и надевайте на себя, а то отнимут. На самом деле такой практики не было, однако молодые специалисты каждый раз попадались на этот розыгрыш – что также оказало влияние на дальнейшую историю.

В общем, как рассказывал этот мой коллега, пуск прошёл успешно. На официальный банкет, как водится, пригласили только высшее начальство. А они (и с ними публика помельче, в основном военные, от капитана до полковника), терпеливо ждали на аэродроме, где уже готов был к отлёту ТУ-154, летящий сначала в Днепропетровск (где высаживал часть людей), а затем в Москву. Наконец начали посадку людей. Большое начальство должны были загружать в передний салон, публику помельче – в задний. Они втроём всё это время сидели в небольшой комнатке, потом зашли в задний салон последними, прошли на свои места в последнем ряду.

Сели. Впереди сидят в основном военные. Фуражки строго рядами и колоннами, как по ранжиру. Ждут взлёта. В смысле, пока погрузят всех больших начальников в передний салон. Полчаса ждут. Час. Тишина. Все офицеры (и некоторые штатские) впереди сидят как по стойке смирно. Головы лишний раз не повернут. Слова лишнего не скажут. Тишина гробовая. А парни в заднем ряду с утра не ели. Не пили. С собой фляга с коньяком, бутерброды. Раскладные стаканчики (производства дружественного ЮМЗ – не только ракеты делать умеем). В общем, не утерпели – всё равно никто не смотрит, не оборачивается. Разлили. Выдохнули. Выпили. Вдохнули. Собрались закусить. Поднимают голову – над ними в проходе стоит грозный полковник. И строго изрекает:

- Так, товарищи, это форменное безобразие. Я всё понимаю, но я вынужден буду напрямую обратиться к вашему руководству. Это, знаете ли, ни в какие ворота не лезет. Немедленно покиньте салон самолёта!

Этот мой будущий коллега рассказывал, что, как в кино или в плохом романе, вся жизнь пронеслась перед глазами за секунду. Кропотливая учёба, красный диплом, отличное распределение, перспективы роста, карьера будущая, бездонные глубины космоса – и всё это коту под хвост, из-за сущей глупости: не удержались, выпили. Что делать? Встать и выйти с позором? Отнекиваться? Пытаться как-то договориться?..

И тут свершилось чудо. Рядом с полковником вырос в проходе целый генерал, весь такой радостный генерал-майор. Со словами, обращёнными к этому полковнику:

- Коля, отцепись (использовался другой глагол, созвучный, но из обсценной лексики) от парней. Это не тихари из конторы – это пацаны из КБЮ, Уткина в Днепре выгружать будут.

И в ту же секунду, даже в долю секунды – всё в заднем салоне ТУ-154 пришло в движение. Военные дружно повскакивали с мест, в проходе появились младшие офицеры с тележками, заставленными всем необходимым. И начался настоящий банкет по случаю удачного запуска. Причём все норовили выпить с этими тремя в заднем ряду. Как потом, под дружное ржание рассказывал тот самый "грозный" полковник:

- Заходят. Трое. В одинаковых костюмах. В одинаковых ботинках. С одинаковыми рожами. Молча садятся сзади. Подозрительно зырят на всех. Ну, что можно было ещё подумать?!

В общем, по прилёту в Днепр впору было грузить уже самих молодых специалистов. Однако, по словам моего будущего коллеги, они (практически по уставу) стойко перенесли все тяготы и лишения командировки, а также перенесли и собственно Главного конструктора, доставив его по назначению.

Воистину... Per aspera ad astra...