Кратковременное вдохновение

Катерина Пас Чна
Одни исследователи понимают творческое вдохновение лишь как кратковременное, но бурное эмоциональное возбуждение и творческий подъём, эффективное состояние восторга.Это состояние приносит острое удовлетворение и ускоряет творческий  процесс на всех его этапах,но не является, по-видимому, непременным его моментом, о чём свидетельствуют высказывания ряда выдающихся мастеров искусства, не ведавших этого состояния. По мнению А.Пушкина (разделяемого рядом других художников и исследователей творчества), - это лишь частный случай вдохновения, причём не самый эффективный: "Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного...Восторг непродолжителен, непостоянен, следовательно, не в силе произвести  истинное великое совершенство.Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует".(А.Пушкин).
Есть основание связывать вдохновение с природой искусства и вытекающими из неё особенностями художественного мышления.Формируемые им сложные представления, на основе которых затем строятся художественные образы, не могут сложиться по частям,а только как целостная структура - сразу же в главных своих чертах, и потому они возникают будто бы внезапно, благодаря работе интуиции.Краткий словарь по эстетике.Под ред.проф.М.Овсянникова.Москва.Просвещение.1983.С.12.


ДУША И ВДОХНОВЕНИЕ
Древние стоики,различавшие по античному образцу идею и материю, в то же самое время вводили понятие эманации, то есть учили об истечении идеи  в материю и о восхождении, о сосредоточении растекающейся материи в неподвижной идее.Эта эманация в течении веков была весьма полезным и острым орудием для преодоления часто возникавших соблазнов той или другой формы дуализма.Лосев А.История античной эстетики.Москва.Искусство.1983.С.12,13.
"Как всегда, сильны и здравы,
Схватят солнце под  уздцы:
Всей толпою - листья, травы,
Первоцветы - сорванцы".
(Из Брянской поэтической медитативной школы).
"Горы поют, я прошу прекратить разговоры! / Бога искала в горах я, - и весть хороша!/ В горах летая, вплела вокализы в просторы: / "А-а-а, а-а-а, а-а-а,
аааа!" ("Эхо в горах".Русско-сибирская культура по Освальду Шпенглеру).
"Я играла песнь фольклора / На струне для соль-минора. /Я учила до-мажор./И по нотам разучила: / "Тучка в небесах ходила". / Там летаю до сих пор. / Домра-тенор для ребёнка, / Как ошейник для телёнка! / Тенор - ох, мужская роль! / С домрой-тенором Катрину / Ограждали, как калину: / Для игры - до, ре, ми, соль".Автореферат.
Научные консультации: кафедра философии МАУП.