Память - 6

Юрий Иванович Шмаков
    

               


               
     Продолжение текста, начало - Память – 5.

     Если до этого  мое знакомство с Георгием Степановичем было чисто формальным, то теперь мы часто встречались и эти встречи позволили мне узнать Георгия Степановича ближе. Обычно после решения с Ириной Андреевной технических вопросов по подготавливаемому нами IV тому, мы шли с ней к Георгию Степановичу. И тут начиналось то, что характерно только для людей нашей “традиционной” цивилизации – непринужденная неторопливая беседа. Такой разговор вроде бы ни о чем, но в то же время обо всем. Это возможность поделиться тем, что тебя волнует, возможность узнать то, что можно узнать только в такой доверительной беседе. Это то, что с полным основанием можно назвать “радостью человеческого общения “. Георгий Степанович вспоминал о своих встречах с интересными людьми, как правило, с известными специалистами по механике, об отдельных эпизодах своей жизни. Обсуждались проблемы текущей политики и даже такие вечные вопросы, как  кто мы – люди, зачем мы, как на самом деле устроен мир? В обсуждении последних вопросов инициатива принадлежала мне, так как члены комитета АН УССР по изучению аномальных явлений сами немного аномальны, что проявляется в том, что подобные вопросы интересуют и волнуют их до глубокой старости, в отличие от обычных людей, у которых на эти вопросы просто не хватает времени. Георгий Степанович всегда внимательно слушал мои рассказы, и по его мягкой улыбке было видно, что он с интересом охватывает своим сознанием элементы нового для него эзотерического знания. В это время я прочитал книгу воспоминаний Георгия Степановича, она дала мне возможность еще лучше понять этого необычного человека. Такого рода литература – воспоминания позволяет сохранить в чистом виде фрагменты нашей истинной истории. Ибо труды по истории пишут профессиональные историки, выполняя заказ очередных правителей.
 
     Остановлюсь только на одном эпизоде из воспоминаний Георгия Степановича, который произвел на меня большое впечатление. Во время войны 1941 – 1945гг. научно – исследовательский институт, в котором работал Георгий Степанович, был эвакуирован в Уфу. Сотрудниками института была подготовлена площадка для  постройки цеха, установлены станки, а затем возведены стены и крыша.  В кратчайший срок ученые с Украины наладили производство моторов для военных самолетов. Во время войны я был в Сибири, мы жили у родственников. Я учился в начальных классах школы, а моя двоюродная сестра, в свои 16 лет, стояла у станка на военном заводе на специально сколоченном для нее деревянном помосте, потому что не удалась ростом. Феномен Советского Союза в войне 1941 – 1945гг. трудно объяснить. Страна, обескровленная революциями, Гражданской войной, репрессиями, проводимыми теми, кто захватил власть в России после Октябрьской революции, победила 10 стран Европы с населением более 300 миллионов человек. Оружие для армий этих стран было произведено на лучших заводах Европы (только заводы “Шкода” произвели оружия больше, чем вся Англия). Далеко не каждый знает, что среди пленных, взятых Советской армией в войне, после немцев на втором месте по численности были французы…

     Наша страна победила в войне 1941 – 1945 гг. потому, что процесс строительства нового общества в СССР сопровождался процессом трансформации нашего народа, в результате чего народ осознал себя, как великую творческую силу.И это можно хорошо проследить, читая воспоминания Георгия Степановича, так как именно в его поколении это проявилось в большей степени. Подтверждением этого является и жизнь самого Георгия Степановича.
   
     Уход человека из жизни, даже если ему много лет и он продолжительное время болеет, для его коллег и близких всегда неожиданность…

     Я иду на последнюю встречу с Георгием Степановичем, гроб установлен в зале Президиума НАН Украины. Двери зала закрыты, еще никого не пускают, ожидающих очень много. Я подхожу к двери, и дверь передо мной открывается. Я захожу в зал, дверь закрывается, я подхожу к Георгию Степановичу. Нас в зале двое - он и я. Проходит несколько минут, проходит много мыслей, чувств, ассоциаций… В зал заходят несколько человек, видимо, меня пропустили, приняв за одного из них. Последний взгляд… Я ухожу…

     Когда из жизни уходит такой человек, как Георгий Степанович, от нас уходит целая Вселенная, добрая, мудрая Вселенная. Но уходит она не совсем. Она оставляет в жизни память о себе своими делами, своими свершениями, а главное она остается в сознании своих коллег, своих близких, людей, которым повезло в жизни к ней прикоснуться. Я один из тех, кому повезло.