Память - 5

Юрий Иванович Шмаков
      Мне повезло в этой жизни, я часто встречал в ней замечательных людей, тех, кто в процессе эволюции своего сознания вышли на достаточно высокий уровень. К сожалению, это привилегия моего возраста, сейчас встретить таких людей намного сложнее, так как мы все глубже погружаемся в цивилизацию Запада. В настоящем и последующем текстах эссе “Память” я привожу мой текст из книги “Г.С. Писаренко ученый, педагог и организатор науки”, посвященной памяти известного украинского ученого – механика, академика НАН Украины Георгия Степановича Писаренко (1910 – 2001).

                Ю.И. Шмаков
               Доктор физико – математических наук, профессор

                ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВИЧ ОСТАЕТСЯ С НАМИ

     На Востоке говорят: “Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе Великий Учитель”. И это действительно так. В детстве мы учимся, наблюдая за тем, как ведут себя наши родители и окружающие нас люди. С возрастом круг людей, оказывающих на нас влияние, и то, чему мы у них учимся, расширяется. Но из общей массы людей всегда можно выделить тех особых людей, которые как бы предназначены для того, чтобы оказывать положительное влияние на остальных. Это истинные Учители для тех, кто созрел для обучения. Это те, у кого есть чему  учиться. К числу таких Учителей относится Георгий Степанович Писаренко.

     Я считаю, что мне очень повезло в жизни, на моем пути в жизни периодически появлялись такие Учители, и я вспоминаю их всегда с чувством глубокой благодарности.

     Как и Георгий Степанович я являюсь специалистом по механике, но моя специальность – механика жидкости, газа и плазмы отличается от специальности Георгия Степановича, поэтому наши научные интересы долго не пересекались. Познакомился я с Георгием Степановичем в 1989 г., когда А.М. Мхитарян предложил мне принять участие в подготовке к изданию II тома коллективной монографии по истории механики в СССР, являющейся естественным продолжением известной монографии “История механики в СССР за 50 лет”, изданной в 1970г. Во II томе рассматриваются исследования по механике жидкости и газа, чем занимался и я, работая профессором кафедры механики сплошных сред на механико – математическом факультете Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Подготовка трех томов монографии осуществлялась коллективом ученых – энтузиастов, который возглавлял Георгий Степанович Писаренко. В процессе работы пришло понимание того, что современная механика уже не умещается в три традиционные специальности:  теоретическая механика, механика жидкости и газа, механика твердого деформируемого тела. Развитие исследований по механике привело к появлению работ, в которых традиционные специальности механики взаимодействуют друг с другом (аэроупругость) и с другими разделами науки (биомеханика). Надо заметить, что это уже было понято ранее и в реферативном журнале “Механика” появился новый раздел – Комплексные и специальные проблемы механики. Поэтому было решено добавить в монографию IV том, посвященный комплексным и специальным проблемам механики, а поскольку я занимался исследованиями в этой области, мне и было поручено начать подготовку этого тома, что я и сделал.

     Несколько слов о стиле руководства Георгия Степановича. Мне довелось видеть, как он руководил не только работой нашего коллектива, занимающегося монографией, но еще и работой Комитета АН УССР, занимающегося исследованиями аномальных явлений, членом которого я являлся. Георгий Степанович доверял своим помощникам, не было мелочной опеки, не было жесткого контроля, которые так любят администраторы, очарованные тем, что они управляют другими. Каждый работающий с ним высоко это ценил, брал на себя всю ответственность за выполняемую работу и знал, что если возникнут какие – либо проблемы, то он всегда получит необходимую помощь от Георгия Степановича.
 
     Работа над монографией была прервана развалом СССР. Труд десятков, если не сотен, специалистов, написавших главы в тома монографии, казалось, пропал. Лично я особого сожаления не испытывал – что это по сравнению с тем, что произошло в 1991 году? Как говорят: “Потерявши голову, по волосам не плачут”. Но Георгий Степанович думал иначе и в 1996 г.  предложил закончить работу над монографией, которая фактически поменяла только название, она стала называться “Развитие механики в России и на Украине в ХХ веке”. А поскольку IV том был начат намного позднее остальных, мне пришлось часто бывать у Георгия Степановича, где мне помогали в работе две его сотрудницы. Одна из них, Клименко Ирина Андреевна, стала секретарем редколлегии IV тома и моей доброй помощницей.

                Продолжение следует.