Екатерина I. Балет

Ирина Фетисова-Мюллерсон
Дорогие друзья,
в 2012 году я писала о неожиданном повороте в своей писательской судьбе, о случае, который свёл меня с таллинским театром «Национальная опера «Эстония», в результате чего родилось моё первое либретто к балету о художнике Амедео Модильяни. http://www.stihi.ru/2012/05/13/7672
Нужно сказать, что оно было первым не только для меня, но и первым заказным либретто в репертуаре театра, которому на сегодня исполнилось 153 года.

Проходит четыре года с момента премьеры этого балета, который и по сей день живёт своей успешной сценической жизнью и… вдруг происходит второе чудо: работа над новым балетом, героиней которого на этот раз явилась русская императрица Екатерина I (до принятия православия – Марта Скавронская). Мне предстояло новое погружение в жизнь неизвестную, чужую… в детали, которые помогли бы воссоздать картину времён Петра Первого. Это повесть об удивительной жизни девочки, оставшейся сиротой в раннем детстве, но спустя 40 лет волею судьбы взошедшей на царский престол России. Пока историки спорят о национальности Марты, мы написали свою версию о её эстонском происхождении, поскольку первые упоминания о ней относятся к Лифляндии (г.Дептр, где ныне находится эстонский город Тарту), а также сыграло роль и то событие, что Пётр на свои деньги купил землю на морском побережье Ревеля (ныне Таллина), где разбил прекрасный парк и построил дворец, названный им в честь своей жены: Екатериненталь. В настоящее время этот дворцово-парковый ансамбль называется Кадриорг – долина Кадри (Катерины). Подробностей и воспоминаний о её ранних годах осталось очень мало и они все противоречивы (говорят, что часть её жизнеописания до встречи с Петром I была уничтожена с его ведома). Судьбу сказочной Золушки (как иногда называют Марту) она тоже не повторила, ведь Золушка жила с отцом, пусть и бесхарактерным, и он был не бедным человеком, судя по всему. Марта-Екатерина прошла свой путь и можно только поражаться тому, какой щедрой иногда бывает Фортуна...

Когда мы приходим в зрительный зал, то покупаем программку, где кратко описан каждый сценический сюжет. Но это ещё не либретто, это – спрессованный итог большой работы, проделанной творческой группой, так сказать, небольшой путеводитель для зрителей. Балет же ставится на основе либретто, являющегося целым сочинением, где детально прописывается всё – обстановка, движения, цветовая композиция, жесты, паузы, ожидаемые танцы, дуэты и соло, но главное при этом – эмоции, мысли и чувства героев, чтобы режиссёру и танцовщикам было, на что опереться в развитии характеров героя и сюжета в целом. 

Интересно, что и в этот раз состав участников творческой группы был абсолютно тем же, что и при работе над нашим первым балетом!
На моё счастье, в труппе театра по-прежнему выступают солисты Алена Шкатула и Анатолий Архангельский, танцевавшие моих главных героев в первом спектакле, а также бесподобный Сергей Упкин, создавший незабываемый образ шута Балакирева. Над костюмами и декорациями трудилась талантливая Лиина Кеевалик, а музыку к новому балету написал уже полюбившийся эстонский композитор Тауно Айнтс. И всеми нами руководил и объединял наши творческие порывы режиссёр-постановщик, художественный руководитель эстонского балета Тоомас Эдур.

Второй раз Тоомас задаёт мне сложную задачу: сочинить сценарий не просто о реальных, но очень знаменитых людях, и мне кажется, что мы с этой задачей опять справились. Придуманные персонажи могут танцевать хоть на Луне или под водой, владеть волшебными палочкам и при этом превращаться в невиданных зверей, но реальные люди имеют свою жизненную Сагу, дотошно всеми изученную и запротоколированную временем. Сочинять и нести отсебятину категорически невозможно, но лирическая составная моей души помогла и в этот раз выйти из трудного положения «ограничительных рамок реальности» и я думаю, что герои наших спектаклей не были бы на меня в обиде, доведись им увидеть себя на сцене.

Это – "нелирическая" часть повествования, и я её заканчиваю словами искреннего благодарения своим коллегам, со-участникам, со-творцам огромной работы, которая, надеюсь, найдёт своего зрителя на долгие времена.

А лирическая часть… что же, это и есть сам балет, само действо, его герои… в лирике превалируют чувства, в данном случае – любовь, которая связала на жизнь такую необычную пару, как балтийскую портомою Марту и русского царя Петра Первого. Жениться по любви даже короли могут, вопреки популярной песенке, особенно, если этот «король» – царь Пётр Первый, который не оглядывался при принятии решений. И хотя он играет значительную роль в балете, моей героиней всё же была его фаворитка, затем фактическая жена, царица и наконец, императрица всея Руси Екатерина I. Что же такого особенного было в этой невысокого роста, черноглазой, пухлощёкой весёлой крепышке, чем она заманила в любовные сети самого непокорного из самых-самых? Возможно, всем вышеперечисленным, а возможно ещё и особенностями, которые были присущи именно этой женщине – поразительной её способности усмирять страшные припадки, выражавшиеся в головной боли Петра. Тогда как люди в панике разбегались с глаз долой, дабы не попасть под его горячую руку, она укладывала его в себе на колени и спокойно сидела часами, что-то приговаривая и гладя его голову до тех пор, пока боль не утихнет. При первой возможности Пётр брал жену с собой во все походы и поездки, даже в самый неудачный свой Прутский поход, когда она была на шестом месяце беременности, перенося все трудности походной жизни наравне с мужчинами. А может быть и тем, что она пила спиртное залпом, не уступая сильному полу, что поднимала неимоверные тяжести, поражая этим всех, или тем, что была добра к просившим милостыни, соглашалась быть крестной матерью для других детишек, родив одиннадцать своих, из которых выжили только старшие дочери – Елизавета и Анна?
Возможно, она была той любовницей, о которой мечтают мужчины, и найдя, не отпускают от себя ни на шаг? Из трогательных писем друг другу, когда они были в разлуке, можно почувствовать необычайную нежность, постоянную заботу и внимание, которые не скрыла от нас бумага и по прошествии веков…

И вот премьера позади – 15 марта 2018 года останется в моей памяти уже навсегда. Такого успеха я не предполагала (но всё равно надеялась). Хотя сегодня думаю, что мои слёзы восторга на генеральной репетиции должны были меня предупредить о счастливом исходе премьеры нашей очередной задумки, а точнее – новой вехе в творческой судьбе всего коллектива театра!

Благодарю мою семью и всех друзей, кто на протяжении двух с лишним лет поддерживали меня, веря в мои силы! Спасибо, дорогие мои стихиряне, кто был со мной виртуально в день премьеры, спасибо, что вы есть!

16 марта 2018 Таллинн  И-Ф-М

На фото: Екатерина и Пётр. Солисты театра Алена Шкатула и Анатолий Архангельский
в Белом Зале дворца Кадриорг.

Интервью: (ссылка появляется при нажатии "форма для рецензии)