По конкурсу Окамененное нечувствие

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2018/02/13/3722 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/03/20/3350 - Итоги конкурса

В последнее время мои ожидания относительно предлагаемых на ТМА конкурсов постоянно не оправдываются. Жду большого интереса и множества заявок на участие (как в конкурсе по поэзии Высоцкого), а заявки идут вяло и произведения скучны. Предполагаю трудности в раскрытии темы и отсутствие должного количества участников, а конкурс неожиданно вызывает большой интерес и радует множеством интересных стихов. Вот как в этот раз - конкурс православной поэзии подарил мне огромное удовольствие от чтения пакета - 56 глубоких, пронзительных стихотворений, так или иначе раскрывающих тему "окамененного нечувствия".

"Окамененное нечувствие" - это фраза, взятая из православной молитвы. Она означает состояние души, которое возникает у человека, когда он  на некоторое  время отдаляется от источника своей жизни - благодати Божьей. В этом состоянии он  либо впадает в грех уныния и безверия, либо становится равнодушным к миру -  теряется возможность сопереживать, болеть душой за кого-то, а иногда и не только сопереживать, но и радоваться за других, теряется ощущение красоты природы, пропадает способность замечать великолепие окружающего мира и боязнь его разрушить.

"Окамененное нечувствие" - понятие не только бытия верующего. И темы стихов данного конкурса могли быть раскрыты даже неверующими людьми - решены в жанрах гражданской или философской лирики, потому что подобные негативные состояния  души и даже общества людей присуще человечеству. То, что верующий человек зовет благодатью  Божей, неверующий часто именует совестью. Состояния потери совести, утраты всяких нравственных ориентиров и потери страха разрушения жизни - как своей, так и чужой, исчезновения боязни  потерять мир, в котором существует человек, разрушения его нравственных устоев в угоду отстаивания своих эгоистический принципов - это тоже "окаменненое нечувствие", в которое впадает отдельный человек или все общество. Тем для написания стихов - острых и насущных - данный конкурс дает очень много, и авторы на них охотно откликнулись - как верующие, так и неверующие. 

Небольшое отступление. Все стихи, которые мне приходилось читать на сайте, я мысленно делю на три группы.

Первая - это когда человек пишет о том, что сам пережил и что его волнует - по своей теме, и именно содержание стихов формирует  их форму, очень часто несовершенную, не продуманную заранее, без поэтических украшений и даже с недочетами речи, но такие стихи все равно читать интересно: им веришь, им сопереживаешь, на них хочется откликнуться согласием или возражением.

Вторая - это когда человек уже искушен своим литературным мастерством, начитан по части создания интересных форм стихосложения, и вообще начитан:  знает очень много слов - редких и ученых, причем  из самых разных областей знания, весьма далеких от поэзии. Все это он знает, а идея интересной формы написания у него уже выстроена  в голове, остался пустяк -  подобрать к форме тему или вписать тему, заданную каким-то конкурсом,  в свою форму. Стихи получаются яркими, запоминающимися, часто даже в конкурсах побеждают, только... читателю очень трудно пересказать  их содержание своими словами и почти невозможно откликнуться на тему: очень туманна мысль, очень отстранена она от всего, что реально волнует, а местами текст даже не совсем понятен читателю (автор - умен, а читатель, увы...) 

Третья группа - самая малочисленная. Это стихи мастеров, которые всегда отталкиваются от темы, от насущного и пережитого, но благодаря своему опыту, начитанности, уровню общей культуры и хорошему вкусу умеют изложить эту тему столь точным, богатым и правильным русским, а  все "украшающие стихи" элементы  используются им так незаметно, так к месту и по делу, что их даже не замечаешь: язык стихов легок, ритмика мелодична и адекватна содержанию стихов - ничто в выбранной форме написания не царапает, не напрягает, не выпячивается, не отвлекает внимания от основной мысли. Так пишут гении, и (вы не поверите!) они есть на нашем сайте!

Есть, конечно, и еще одна - четвертая группа, где нет ни приличной формы, ни толкового содержания - ничего кроме неумения писать, но огромного желания автора "поговорить стихами". Тут и начинающие поэты (что вполне нормально для начала пути и со временем пройдет), и тут все те, кто просто скучает и самоуверенно перепутал литературный сайт с социальным... Но это уже совсем другая тема.

В наших конкурсах ТМА  в основном встречаются стихи авторов первой и второй группы, мастерские стихи - это большая  редкость. Трудно сказать, какие из первых  двух  лучше, хотя я (не буду скрывать) при отсутствии мастеров предпочитаю первых. Я люблю и ценю в стихах в первую очередь содержание - искренность и умение автора ясно и последовательно излагать  то, что составляет тему стихов. Ценю авторов, которым есть что сказать, и то, что они искренние и думающие, а то,  что они пока еще дилетанты стихосложения, так это поправимо!  Со второй группой авторов мне сложнее, хотя именно  они часто становятся лауреатами конкурсов - за неимением лучшего. Права ли я? Не знаю. Помимо моего голоса в каждом нашем конкурсе есть еще 7 или 8 голосующих, и именно сумма наших разных мнений и вкусов определяет победителя.

А теперь познакомлю вас с стихами участников: это очень интересные стихи вне зависимости от качества их исполнения, стихи, не оставляющие читателя равнодушным. В этой статье я не планирую уделять внимание недочетам техники исполнения - меня сейчас больше интересует содержание стихов, способ раскрытия автором заданной темы. Все стихи я разделю на несколько групп, а перед названием стихов оставлю номер, под которым данный участник выступал в конкурсе во время анонимного голосования.

***************************************************
1 группа.
Тема, решенная в жанре гражданской лирики.

   21. На возрождение храма Андрею Первозванному. Елена Которова

Благодатный с России сорвав Омофор,
В дикой пляске зашлась кровожадная сила.
И картавый палач, вскинув красный топор,
Опустил его с хрустом на шею России.

Запылали костры из священных икон,
Полетели кресты с куполов златоглавых.
И трещит под копытами нечисти трон.
И растерзан помазанник русской державы.

Запустения «мерзость на месте святом».
Не услышишь нигде колокольного звона –
То Россия утратила Божий Закон,
В одночасие Бутовским став полигоном.

Оболваненный «измами» русский народ,
Захлебнулся в кровавой бессмысленной бойне.
Брат безжалостно брата пускает в расход,
Равнодушно отбросив пустую обойму.

Озверевшая тройка страну понесла
Без царя в голове в вихре левого марша…
Чашу горькую лжи, безрассудства и зла
Мы испили до дна вместо Божией Чаши.

Кто-то очень хотел нашу веру отнять.
Но не будет Господь никогда поругаем!
И крещенье Руси не воротится вспять –
Стены новых церквей из руин прорастают.

И взирает с небес Первозванный Андрей,
Как в российской глубинке убогой и нищей,
Средь заброшенных нив и заросших полей,
Возрождается храм на родном пепелище!

Это время пришло камни нам собирать.
Вот ещё один камень на место положен.
И давно бы пора людям русским понять –
Мы без Бога «не можем творить ничесоже».

Стихи о конкретных  событиях в обществе, когда все общество  охватывало состояние "окамененного нечувствия". Здесь  удачно соединились  жанры исторической и    гражданской поэзии и православный дух написания стихов.

   1. Мир. Гера Шторм 

Меня не шокируют больше войны отголоски…
Нет, я не черствею в душе, я черствею снаружи,
когда пробегают с пометкою «срочно» полоски
ТВ новостей. Я бы в уши заткнула беруши,
чтоб только не слышать, как мир по кирпичикам рушат.

Мне лучше не видеть те взрывы, которые слепят
глаза, заставляя их плакать и плакать часами.
И ночью ни спать, ни дышать, слишком прочные цепи,
сковав моё тело, связав мои нервы узлами,
расслабиться мне не давали, а мир взял и замер…

Пугая своей тишиной, нарастающим эхом
со скоростью света летящим на встречу друг к другу,
со всех уголков неспокойной планеты, помехой
врываясь в моё подсознание. Я бы кольчугу
на душу одела. Земля стала чёрной как уголь...

Дымится и тлеет, ожоги, оставив повсюду,
открытые раны, омытые кровью и горем.
А я, наполняюсь всем этим подобно сосуду,
который дал течь и растрескавшись, выльется морем
моих откровений. Путь каждого в мире ускорен...

Стихи, в которых  хорошо показана  боль утери гармонии души в ходе  современных исторических событий: "Нет, я не черствею в душе, я черствею снаружи, когда пробегают с пометкою «срочно» полоски ТВ новостей. Я бы в уши заткнула беруши...".  У автора стихов интересный (узнаваемый, собственный) стиль письма, где множество анжамбеманов (переносов) в строчках. Длинная строка с женским окончанием рифм создает настроение  незаконченности  мысли и  её продолжения и раскрытия в будущем. Звучат стихи очень интересно.

   47. Мечта. Любовь Голейчук Коэн Белл 

Потерянный покой, размытые границы,
Смущение и войн бессовестную ложь, –
Всё хочется забыть и заново родиться
В мир новый, что на сны чудесные похож.
Но есть ли этот мир? В каком из измерений
Скрывается любовь, нет мелочных забот
О временном, пустом? Поэт, пророк и гений
Признание обретут, минуя эшафот?
И где не станем мы, вновь вырвав из столетий
Мгновенья бытия, терять их так легко,
Как будто кто-то нас бесчувствием пометил,
Чтоб каждый стал себе и ближнему врагом,
Предав мечты и род, и брат восстал на брата?
...Давно не узнаёт Мать нежных сыновей
В носителях войны, бездушья и разврата,
Живущих так, чтоб стать лишь пищей для червей...
Как хочется забыть, что за плечами – вёсны
Невыраженных чувств, ненайденных молитв!
Но впереди – огонь, наверно, перекрёстный,
Который мир любви ещё раз отдалит...

Похожие на предыдущие по способу решения темы стихи. Автор рассказывает нам о дисгармонии душевного состояния  современного общества: "Как будто кто-то нас бесчувствием пометил, чтоб каждый стал себе и ближнему врагом...".

   13. Пока сидим в седле. Нина Матрохина   

Не  уходи,  любовь!  Не  оставляй,
Пожалуйста, нас без твоей поддержки!
Ты - всё, чем  мы  ещё  так дорожим
На этой проклятой, израненной земле,
Где  в  тесноте  ютятся  ад  и  рай
Со  множеством  религий  вперемешку.
Где  мы, простые  смертные,  вершим
Свой скорый суд, пока сидим в седле...

Не  опасаясь  страшного  Суда,
Не  соблюдая  заповедей  Божьих,
Друзей своих вчерашних продаём,
Поклявшись в вечной дружбе на кресте...
Что  нам  чужие  горе  и  беда! -
Мы так срослись с предательством и ложью,
Что боль  других  едва  ль  осознаём
В  настигшей нас  душевной  слепоте.

Сперва по форме. Использована квадратная рифмовка аБсд аБсд:  при длинной строке  удаление рифмующихся слов друг от друга на три строки создает ощущение нерифмованного стиха. На мой взгляд, решение о такой организации строфы здесь скорее ошибка, чем находка, даже несмотря на правильность рифменной схемы и на достаточную точность рифм. Тема решена  в жанре философской поэзии: "Мы так срослись с предательством и ложью, что боль других едва ль осознаём в настигшей нас душевной слепоте". Автор согласен, что состояние "окамененного нечувствия" в обществе есть, но рассказывает не о себе, не о своем духовном опыте, а прячется под  спасительное "мы".

   34. Акция "Они пошли бы в школу". Наталия Медведева

Ботиночки, сапожки
стоят на тротуаре...
Но где малышки-ножки?
Куда их подевали?

Среди различных акций
вот эта - аж до дрожи -
те дети заниматься
пошли бы в школу тоже!..

Нет ласковых, задорных,
весёлых "почемучек" -
ведь киллеры в законе
убили их, замучив.

Когда объявят траур?!
Мы ждём того закона -
чтоб доктора по праву
не делали такого!!!

Еще одно решение темы в жанре гражданской поэзии. Стихи об акции «Они могли бы пойти в школу», прошедшей 14 сентября 2017 г. в 39 городах России , когда на городских площадях выставили инсталляции из детской обуви - символ убитых в утробе детей. Можно ли считать, что эти стихи соответствуют заданной теме? В какой-то степени можно. Стихи публицистические, но дух их - православный, а совершение  аборта "по собственному желанию" - это, безусловно, убедительный пример состояния "окамененного нечувствия" человеческой души.

   4. Водяное перемирие. Николай Бошинцев 

            Постой у колодца, как тень от креста.
            Никто не вернётся в пустые места.
            Откроются двери в безвидную тьму,
            Никто не поверит в беде никому.

            Собрат наважденья, целитель огня,
            Ты был до рожденья похож на меня.
            Бескрыло и здраво судьбой заплати
            За грозное право стареть во плоти.

            Звериная кожа, людская петля...
            И всё же, и всё же ты был у руля.
            Мечтой высочайшей смывая следы,
            Ты милован чашей пустынной воды.

            Так выпьем до капли и силу вольём
            Туда, где века прорастают быльём,
            Где солнце затмило полынным стыдом
            Окраину мира, забытый мой дом.

В этой же группе гражданской поэзии стихи, описывающие очень конкретную картинку "водяного перемирия" во время войны, возможно - по событиям современных ближневосточных войн. По теме ли эти стихи? В какой-то степени, да. Они тоже поднимают тему состояния души  людей ("Звериная кожа, людская петля..."), отошедших от законов общежития на Земле, начертанных человеку  Творцом. 
___________________________________________________________

2  группа.
Тема решена в форме рассказа о вполне  конкретных "преступлениях" человека против Творца.

   40. Вы собачьи бои видали? Мурашко Андрей 
 
Вы собачьи бои видали?
Не ПО ТЕЛЕКУ, НЕ В ИНЕТЕ,
а в живую, в глухом подвале,
где ты словно в ЗВЕРИНОЙ КЛЕТИ.

В полумраке толпятся люди,
напряжённо молчат и курят.
Парни крепкие в ринге – судьи
смотрят зубы у псов и шкуру.

Через миг меж собою стравят
алабая с одним из булей.
Человечья визжит орава,
тонет рык в полоумном гуле.

Рвут друг друга те псы ПО ПОЛНОЙ,
будто вовсе не чуют боли,
а потом после жуткой бойни
мёртвых псов волокут по полу.

Все расходятся.  Деловито
обсуждают детали боя.
И по лицам их видно – сыты.
Напились живОй крОви вдоволь.

Стихи зацепили, тема их раскрыта убедительно, хотя и не безукоризненно как по языку изложения, так  и по правильности расстановки фонетических  ударений слов относительно ритмических ударений.

   14. Старый Мгимото. Андрис Сайнио

Старый МгимОто идет по тропе один.
Старый Мгимото уверенно держит лук.
В хижины вредных МурАви вползает дым.
Пламя лесного пожара сжимает круг.

Он не напрасно молился своим богам.
Боги погубят никчемных его врагов.
Даже не тронут пожаром родной вигвам –
Это – любви подтвержденье к нему богов.

Участи лучшей достоин его народ
Ибо усердно приносит богам дары.
Племя Мгимото отныне себе вернет
Дичью богатые склоны Учук-горы.

Крики Мурави заполнили древний лес,
Не всколыхнув ни песчинки его души:
«Пусть  изведутся на месяц пути окрест
сами Мурави, их жены и малыши».

Быстрым течением свёрток влечёт ручей –
Чадо Мурави теченьем несет в ветвях.
Надо Мгимото настичь малыша скорей –
Он – хоть и малый, но, всё-таки, тоже враг.

Ловко цепляет Мгимото копьем его.
Руки Мгимото поднять малыша спешат
И прижимают к груди словно своего
Сына, что боги забрали семь лет назад..

Здесь тоже дана конкретная история греховности души, но только если смотреть на ситуацию глазами христианина. Здесь "окамененным нечувствием" стало язычество - традиции и устои людей, не знающих заповедей Христа, но уверенных, что " надо Мгимото настичь малыша скорей: он – хоть и малый, но, всё-таки, тоже враг. Ловко цепляет Мгимото копьем его". Умные стихи. Разве корни языческих понятий  полностью изжиты  в современном человеке? Нет, конечно...

   5. Каменная душа. Овчинникова Татьяна Сергеевна 

Ночь накрыла город звёздным покрывалом -
Улицы умолкли, в парках ни души.
Парочка влюблённых долго расставалась -
На трамвай - последний - паренёк спешит.

Незаметно быстро время пролетело.
Об отце не вспомнил (или не хотел?) -
Тот стонал всё утро, кашлял то и дело.
Щёки впали, губы стали, словно мел.

На свиданье парень торопился очень:
Ожидало "счастье" в сквере, за углом, -
И сказал отцу он, как бы между прочим:
"Сторожить не буду ни тебя, ни дом!"

Дверь закрылась плотно... На кровати тело,
Скрючившись от боли, вскрикнуло слегка:
Смерть внезапной пулей под ребро влетела -
Не дождалось сына сердце старика.

...И тащилось время на ночном трамвае,
Погибала совесть в каменной душе.
Произнёс кондуктор: "Парень, Кольцевая!.."
Вышел. Дом... А в окнах света нет уже.

   43. Не случилось. Апполония
 
Умирала мать. Одна. В постели,
на больничной койке у окна.
Лишь макушку поседевшей ели
в зимних стёклах видела она.

Снег кружился и куда-то падал,
исчезая призраком в ночи.
Месяц, как церковная лампада,
посылал ей слабые лучи.

Мать ждала. Смотря на дверь с надеждой -
что вот-вот откроется!  И дочь,
скидывая верхнюю одежду,
кинется единственной помочь!

Не случилось. Долг свой оплатила,
хоспису отправив перевод,
дочь родная. Чтоб не тратить силы,
времени на ту, кто очень ждёт...

любит... всё надеется... и верит...
и не знает - в чём её вина...

Умирает мать. Одна. В постели.
На больничной койке.  У окна.

Два последних  стихотворения очень близки по способу раскрытия темы, они показывают "окамененное нечувствие" от  нарушения заповеди "Чти отца и мать свою", как примеры эгоизма и "бесчувствия "по отношению к родителям.

   48. На мосту... Мила Григ

Она стояла на мосту, до боли в пальцах сжав перила,
А своенравная река внизу неистово бурлила...
«Миг — и исчезнет суета... И ничего уже не надо...»
Но ...голос вдруг: «Уйди с моста! Не становись исчадьем ада!»

«Кто здесь?..» От страха замерла, вокруг растерянно взирая,
Но за спиной — ночная мгла, и страх до дрожи пробирает...
«Нет, надо поскорей... Успеть... Сейчас покончу я с делами...»
Но только голос вновь: «Не сметь!» И ноги подкосились сами.

Сидела, глядя вдаль, она, не чувствуя бетона стужу.
Казалось — слышно за версту стук сердца, что рвалось наружу.
И вдруг... услышала она — с небес? — божественные звуки,
Что всё заполнили окрест, и таяла в них боль разлуки...

Лилась по телу благодать, обида в сердце растворялась.
И ей казалось, будто мать с улыбкой плеч её касалась...
В ночной кромешной темноте ей стало вдруг тепло, не страшно.

...Как вовремя приходят ТЕ! О, как порою это важно!

Еще один пример состояния "окамененного нечувствия" - рассказ о попытке суицида  и мистического отказа от этого намерения - самого страшного намерения и преступления  для православного человека.
_________________________________________________________

3 группа.
Стихи, написанные как  личная история - рассказы о негативных состояниях души, причина  которых - личными неурядицы или несчастья, а вовсе не отход от Божьих заповедей.

   2. Одиночество вдвоём. Георгий Булычев   

Здесь рассуждает каждый о своём,
Презрев к сближенью всякие попытки...
Зачем судьба устраивает пытки,
Придумав одиночество вдвоём?

Из страха оставаться одному,
Когда, кончаясь, жизнь скользит по краю,
Мы сами добровольно выбираем
Уютную двухместную тюрьму.

Придумав полуправду, полуложь,
Мы всё стремимся изменить другого,
Но о себе не терпим ни полслова,
Себя не изменяя ни на грош.

...Наморщен лоб, нахмуренная бровь,
Дрожащий голос, резкие движенья...
Здесь нет друг к другу даже уваженья,
Тем более намёка на любовь.

   45. Он будет помнить. Татьяна Баракина Роксана Ланд

Фонарный свет сползал бесовским гримом
С лица вечерних поздних январей, 
А он забытым, горьким пилигримом
Вернулся. И с вокзала - прямо к ней...

Пусть одноногий, пусть на деревяшке,
Но в глубине души всё тот же свет -
Солдат вернулся из земель варяжских,
Где пропадал пятнадцать долгих лет...

Но что здесь? Что случилось? Двери настежь
Открыты, и толпа чужих людей...
О Боже, что над нами всеми властен,
Не мог его ты наказать страшней -

Она сгорела в огненных объятьях
Болезни... Быстро кончился полёт...
Что толку в просьбах, жалобах, проклятьях -
Все чувства будто вмёрзли в чёрный лёд...

Шёл по делам народ, бурча устало,
Бездельники толпились у витрин...
На дно зимы летящий образ канул,
Который будет помнить он один.

   53. Безответное. Светлана Салахова 

Пусть январь метёт и вьюжит,
Пусть прядёт свои кудели,
Поднимая воротник.

Я теперь не безоружен:
Я от снега молодею,
Холод в душу мне проник.

Осень-плакса надоела,
Допекли слащавость лета,
Дней  весенних пастораль.

Вырываться за пределы
Нет нужды, при всём при этом
Распыляясь вверх и вдаль.

Нет ответов. Нет вопросов.
Дробью чувства перебило –
Те, что лишь тебе дарил.

Ты цветы вплетала в косы…
Ты тогда меня любила…
Ничего не говори.

«Будет день – и будет пища».
Эта заповедь простая
Все проблемы разрешит.

Тишь да гладь в моём жилище:
Льдом неспешно обрастают
Стены схимницы-души.

Вру.  С годами всё больнее.
Убегаю от погони.
Как подранок. По стерне.

Ночь – хмельная ворожея –
На горячие ладони
Сыплет мне холодный снег.

Все три стихотворения этой группы сами по себе хороши, но они не совсем по теме. Эти стихи описывают состояние угнетения, вызванного жизненными огорчениями, потерями, разрушением любовных отношений. Они - скорее интимная лирика, чем философская, гражданская или религиозная - здесь не раскрывается тема потери контакта с Богом, ухода от Источника Жизни в "нечувствие", а просто дается описание тяжелого удрученного состояния. Впрочем, уныние для христианина - это тоже грех.
___________________________________________________

4 группа
Стихи-самоанализ своего отхода от источника жизни, "нечувствия" Бога, стихи- молитва, стихи-исповедь.

   7. Мне ли в этой жизни знать о счастье? Юлия Головина-Разумовская   

Кто я, что я? Плод греховной страсти,
Жалкий лист на высохшем стебле ...
Мне ли в этой жизни знать о счастье?
Но спокойно жить, наверно, мне.

Мне ли быть стихами вдохновенной?
Мне ли предаваться вновь мечтам?
Только с Богом - с Ним я откровенна ...
Радость только в небе - только там!

Буду просыпаться на рассвете,
И найду в душе своей уют,
Снова путешествуя по свету,
Я пойму - нигде меня не ждут ...

Мне ли создавать в уме границы?
Только мысли в сердце берегу ...
Я - всего лишь странница, страница ...
Мне ли знать, кого сильней люблю?

   11. Краткое счастье. Наталья Зарайская  (фрагмент)

На душе тишина и покой...
Жизнь рекою несет свои воды.
А я в лодочке - к Богу, домой
Устремляюсь под Вечности своды.
Но порогов подводных гряда
Угрожает свободе движенья,
Черной тучей по небу беда,
Надвигаясь, несет пораженье.
Потерялась! Не видно не зги.
Про себя ничего я не знаю.
Боже милостивый, помоги!
Понимаю лишь, что пропадаю.
.........................

Неплохо показан  процесс самоанализа, рассмотрения своей души, хотя оба этих стихотворения все-таки  на другую тему. Это - стихи-покаяние, а если есть покаяние и обращение к Богу, то значит в человеке уже точно нет "окамененного нечувствия" Его.
 
    12. Возрождение. Алексей Бекорюков 

Снова проснусь в поту… снова очнусь от боли…
Это – заклятье, что ли? Больше невмоготу
видеть в который раз бездну зловещей пасти:
мрак, поглощая, застит свет, что когда-то спас
душу от уз греха, сердце – от лютой злобы…
Нужно воскреснуть, чтобы стала, как ночь, тиха
и безмятежна явь – благостная, как прежде…
Жаль, что взываю реже: «Боже, приди, избавь
совесть от слепоты, ум – от соблазна славы…»
Пот проливать кровавый, вновь возводя мосты
к Небу, взамен былых – сгнивших, кривых, разбитых –
резво свершать кульбиты, словно судьбе под дых…
Взмыв от земли, постичь радость и свет полёта –
будто взывает кто-то, к Богу неся свой клич.
Мир неподвижен, чист – тот, что за твердью скорби –
в сердце направить взор бы: путь к чистоте тернист…
Верю – наступит день: свет растревожит душу –
мёртвый покой нарушу, снова отброшу тень,
выйдя из вечной тьмы – зависти, лжи, амбиций;
стану опять молиться, тихо читать псалмы…
Милость Господь пошлёт – свет воссияет вскоре:
радость развеет горе, дух ощутит полёт,
вырвавшись из тенет, ввысь воспарив, как птица… –
Снова с душой сроднится чистый, нетленный свет.

Стихи интересны тем, что в них ярко описаны черты опустошенности души, потерявшей свой путь - заклятье " видеть в который раз бездну зловещей пасти: мрак, поглощая, застит свет, что когда-то спас душу от уз греха, сердце – от лютой злобы"...

   17. Времени безжалостного поступь... Наталья Чаплыгина 

Времени безжалостного поступь
Отмеряют старые часы,
И растут, как склепы на погосте,
Дни УТРАТ ОТ "ЧЁРНОЙ ПОЛОСЫ".
Отбивают похоронным боем
Ежечасно жизнь мою без грёз.
Сердце от невзгод теперь иное,
И глаза не знают больше слёз.

С каждою утратой убывают
Чувства, что дарованы душе,
Как «шагрень» сжимаются и тают
Жалость и радушие во мне.
Отказался разум отзываться
На чужую боль – всё суета.
«Чья вина?» - вопросом задаваться
Не хочу – пустая маета.

День за днём, минута за минутой,
Жизнь течёт бесстрастно, по часам.
Я сыта, одета и обута...
- Сердце голо и душа боса.

Есть неудачная по построению фраза -"дни утрат ОТ ЧЕРНОЙ ПОЛОСЫ", но в остальном тема конкурса раскрыта очень точно, а последняя строфа - вообще великолепна по содержанию.

   20. От себя... Любовь Левитина   

От себя никуда не деться.
Так случается не впервой,
что бронёй обрастает сердце
и не знается с головой.

В ставни робко стучится утро,
тихо просит открыть глаза.
Достучаться до сердца трудно
сквозь броню. И разбить нельзя.

Бьётся медленно, встанет, что ли,
принимая со стороны
отголоски неясной боли
и неявной моей вины.

Та же тема, но изложенная более лаконично и сдержанно - красивым, образным  языком поэзии.

    23. Великопостное. Татьяна Григорьева 3   

Камень в рёбрах и слёз не найду,
Озлобляющих враг не отрину,
Кто проложит душе акведук
Сквозь  иссохшего сердца пустыню?

Ты покинул! От, гордой, меня
Отошла Благодать обновленья.
Твоя милость была мне броня,
И Любовь Твоя - вера в спасенье.

А сейчас я одна, я в аду!
Без Тебя мир пустой и постылый.
Тело царствует, страсти ведут
По дороге, усыпанной пылью

Суеты и ленивых оков,
Многоликих истерзанных мыслей,
Безотрадных ненужных стихов,
Проживающих множество жизней.

Пустота без Тебя, пустота!
Ты так долго не трогаешь сердце!
Заморожена стёклышком льда,
Духа жаждет душа, чтоб согреться!

Помышляю день страшный суда,
Что отвечу Царю, раб ленивый?
В дни Великого ныне Поста
Исцели пустоцветные нивы.

Это хорошие православные стихи, хотя и  немного на другую тему - стихи покаяние, великопостная молитва персонажа о своих грехах. Если есть исповедь и обращение к Богу, значит "нечувствия" Творца уже нет,  значит все-таки " заморожена стёклышком льда, духа жаждет душа, чтоб согреться"!

    24. Ищу ответ в небесной сини. Морозова Нина 

Не  поняла  причин  и  следствий,
Судьбы  случайный  поворот
В  ряду  надвинувшихся  бедствий,
Среди  оставшихся  сирот.

Окаменелое  сознанье –
Жестокосердия  приют.
Найду ль  спасенье  в  покаянье
У  грешной  жизни  на  краю?

Ищу  ответ  в  небесной  сини,
Но  тривиальное  клише,
Как  кол  от  плачущей  осины,
В  моей  истерзанной  душе.

Услышь,  прими  стенанья,  Боже,
Мой  тихий  плач,  надрывный  смех
И  вразуми,  какой  не  можешь
Простить  заблудшей  тяжкий  грех?

В  силках  израненною  птицей
Молюсь  смиренно,  чтоб  понять,
Как  "в  крове  Бога  водвориться"*
И  "помощь Вышняго"*  принять?

Грядёт  Святое  Причащенье
Среди  свечей  алтарных  врат.
Пошлёшь ли  грешнице  прощенье,
Иль  с  вечной  болью  сбросишь  в  Ад?

Это тоже молитва, здесь не сам грех "окамененного нечувствия" описан, а призыв верующего о помощи и прощении: "Окаменелое  сознанье – жестокосердия  приют. Найду ль  спасенье  в  покаянье у  грешной  жизни  на  краю?".

   29. Месса. Confutatis .  Диана Беребицкая   

*Confutatis - "Отвергнув"(лат.). Привожу этот текст не в авторской записи, а в метрике:

Низвергая богов,  разбивая гранит пьедесталов,
И души не щажу: раскрошу и развею по дням.
И прикрою глаза.  Все страшнее, чем я ожидала:
Сетки трещин на ликах,  бездомно, озноб не унять.

Как гробница, душа  разворована всеми ветрами.
Скорбный прах под ногами  затоптан продрогшим дождем.
Мне обломков былых  не коснуться губами – не в праве!
И раскаянья дар  у дверей, как подкидыш, не ждет.
      
Ум логичен и строг,  словно вовсе в смятении не был.
В венах стылая кровь. Метрономом уверенный шаг.
Но покажется луч  на холодном, клубящемся небе –
Обернусь  и заплачу, как будто воскресла душа.

Точно и удивительно красиво описано состояние человека, утратившего Бога. Одно из лучших стихотворений конкурсного пакета.
 
   31. В лабиринте заблудшей души. Смелянская Елена 

Не ищите меня, я брожу в лабиринте сиротства
Одинокой своей и заброшенной Богом души.
Растворившись в холодном безличье всеобщего сходства,
Равнодушно скитаюсь. Что толку, греши не греши.

Надо мною пороков свинцовая туча нависла,
Тенью внутренних мук исказив очертанья лица,
Покаяния путь мой святыми молитвами выстлан,
Но, похоже, я в ссылке, которой не будет конца.

Между мной и Творцом эгоизма и чёрствости тонны,               
Всё ж усердно пытаюсь в раскаяньи сблизиться с Ним,
И Отец мой Небесный глядит на меня благосклонно,
От невзгод защищая покровом своим всеблагим.

Средь греховных падений на улицах этого мира,
Помолюсь пред иконой, не в силах рыданий сдержать,
Поклонюсь образАм под звучанье церковной стихиры,
Чтоб Господь милосердный вернул мне свою благодать.

Еще одно замечательное стихотворение, точно раскрывающее заданную тему. "...брожу в лабиринте сиротства одинокой своей и заброшенной Богом души. Растворившись в холодном безличье всеобщего сходства, равнодушно скитаюсь...".

   39. Я в отпуске. Кс Мещерякова
 
Я в отпуске – от правил, от постов.
Во мне остался только лишь остов
Того, чем я живу на самом деле –
Привычкою к комфорту в хлипком теле…

Я не молюсь, и не поднять мне взгляд.
Внутри, признаться, холод… морок… ад.
Не вижу смысла даже в этих строчках –
Пустых, как будто высохшая бочка…

И впору пожелать: пусть так мне будет плохо,
Чтоб обратить лед в крик – от сердца, в каждом вдохе.

Тема конкурса раскрыта замечательно, а вот ее исполнение чуть хуже: три подряд ударных ("чтоб обратИть лЕд в крИк") портят мелодию стиха.

   44. В глуши уходящего дня. Елена Александровна Коровина 

В глуши уходящего дня,
В которой так мало безмолвья,
Я ставила Богу условья,
А Бог ускользал от меня.

Во мраке давящей глуши   
У запертой накрепко двери
Рождались лишь слово неверья
И боль пустоты для души.

И толпами мимо меня
Брели равнодушные тени
В гнетущей пустыне забвенья
В глуши уходящего дня.

Очень понравились мне эти лаконичные строки. Удивительно точно в них отражено самое главное для состояния "окамененного нечувствия": "У запертой накрепко двери/ рождались лишь слово неверья/ и  боль пустоты для души". Прекрасные стихи и точное раскрытие темы.

   32. И ведает только Бог. Наиля Надир

Туман, дым или смог,
Перестаю различать.
За  норму принят порок,
Уже не в силах кричать,
Губами беззвучно шепчу:
"Судьею судимый не стань,
На очереди к палачу
Попробуй шаги отчекань"...

Безадресный ропот. Зачем?
И есть ли нам смысл роптать?
И сотней заезженных тем
Пытаться свой страх оправдать.
Туман, дым или смог,
Как рыба хвостом об лёд
И ведает только Бог
Кто мертвый, а кто живёт...

Здесь помимо правильного понимания темы присутствует  еще и поэзия образов: "Туман, дым или смог, перестаю различать. За  норму принят порок, уже не в силах кричать..."

    51. Окамененное нечувствие. Барабаш Ольга

...И руки умные, искусные,
И голова светлым светла.
Окамененного нечувствия
Неосязаема зола.

Но озирает мёртвым ониксом
Небес недвижимые льды
Слепое солнце, и не клонятся
Окостеневшие сады.

И вроде жизнь отнюдь не каторга,
Но обесцвечена, как прах.
Над головой встаёт не радуга -
Хозяйки медная гора.

Всё безошибочно и правильно:
Ряды редиски, ритмы строк,
В саду из горла птички каменной
Беззвучный сеется песок.

А в этих стихах, специально написанных для конкурса (что я оценила!) уже совсем ничего личного - никаких искренних откровений о себе, но зато все очень поэтично и образно - совсем так, как принято писать пейзажную лирику,  хотя описывается вовсе не живая природа, а... "окамененное нечувствие". Короче: "озирает мёртвым ониксом небес недвижимые льды слепое солнце, и не клонятся окостеневшие сады". И придраться мне совершенно не к чему - всё точно по заданию! )))
__________________________________________________

5 группа.
Эти стихи нельзя назвать исповедью, они, скорее - констатация неправильного бытия других, философские размышления о несовершенстве других людей.

     9. Верить. Ирина Полюшко 

Очень хочется верить в людей и давать им шанс,
Подставляя вторую щёку наотмашь бьющему.
Но пилоту "Феррари" до лампочки дилижанс.
Скорость - бог. Остальное, увы, упущено.

Чем привычней товары с гнильцой - тем чудней добро.
Удивляемся встрече, чтим, вносим в храм иконою.
У развилки дорог кружат голову семь ветров.
Их спряду и рубаху сошью посконную.

В ней прощу я обиды всем, бывшим вчера на ты,
Не замечу смешок паскудный, что маловато мне.
Размотай, ухватившись за строчку, стихи-бинты -
То не кровь, а цветок, возле сердца спрятанный.

    19. Ни в аду, ни в раю... Вита Осенняя 

Толстокожим легко, засыпают уверенно в десять,
И, скорее всего, им не снятся тревожные сны.
То ли ангелы их берегут, то ли ловкие бесы
Закатали их души в цемент иль при жизни сожгли.

Ни в аду, ни в раю – без проблем, в золотой середине,
Им не ведомы слезы от горьких и сладких минут,
Словно роботы их на далёкой планете родили,
А Земля, по ошибке, дала им надёжный приют.

Мне бездушных по-доброму жаль – скучно жить без эмоций.
Даже если мотор аритмично забьётся в груди,
Не ползёшь черепахой, а жмёшь на педаль что есть мочи,
А душа мотыльком на огонь, обжигаясь, летит.

И чем больше болят по пути обожжённые крылья,
Тем сильней ощущаешь чужую безмерную боль.
Жаль, в конце понимаешь, прощаясь с реальностью были,
Что задумал Творец для Души сострадания роль.

Оба стихотворения хороши, но, на мой взгляд, не относятся к православной поэзии, это философские размышления либо не до конца уверовавших людей, либо вообще не верующих. Пока есть только способность наблюдать других, но еще нет привычки или потребности глубоко и искренне рассматривать свое личное несовершенство.

*************************************************

Публикацию стихов конкурса на этом заканчиваю, хотя в пакете есть и еще интересные стихи, которые я здесь не разместила, чтобы не слишком увеличивать объем статьи. Почти все стихи пакета по-своему интересны и глубоки, даже если они и не совсем в тему... Низкий поклон всем, кто участвовал - я получила огромное удовольствие от результатов данного конкурса. Рада вашему участию во всех наших творческих состязаниях, -  пожалуйста, не пропадайте из виду!

С уважением, Ваша Алкора.  20.03.18г