Как тебе, Коктебель? 8, витражи Гётеанума

Михаил Просперо
http://www.stihi.ru/2018/03/17/8543 заметка 7


Ставит печать киммерийское солнце на лбу,
Или рисунок уже на мозгу у Горы - перед входом в ущелье Инферно?
Ветер несет обрывки рекламы про нефтяную трубу,
Или капричос уже из иной Игры - инакомыслящей не любви, но верной?

Максимиллиан Волошин ненавидел рекламу в целом и газеты в частности, что не сближает меня с ним, я всё-таки журналист. Вопреки, но не назло, начну именно с газетной цитаты: "По воспоминаниям современников, Волошин обладал экстрасенсорными способностями. Рассказывали, что в моменты сильного душевного напряжения у него из пальцев и кончиков волос вылетали искры, от них однажды даже загорелась занавеска. А ещё говорили, что от прикосновения руки Волошина у людей проходила боль. Екатерина Бальмонт, жена поэта Константина Бальмонта, утверждала, что "у Макса есть магнетическая сила, он наложением рук излечивал нервные боли, что и многие мои знакомые испытывали на себе."
Источник: © 2000-2018 "Крымская газета"

На этот магический свет личности в Коктебель к Мастеру Максу порой до сотни человек слеталось, как мотыльки на огонь. Цветаева, Гумилёв, Мандельштам, Ходасевич, Брюсов, Горький, Толстой, Чуковский, Эренбург – весь «Серебряный век» побывал в этой мастерской. Кроме литераторов и художников бывали здесь и теософы, антропософы, и не вооруженные научной подготовкой простые светские львята, любители всякой таинственности.
Мастер Макс обладал несомненным даром — «...сводить людей и судьбы... У него была тайна, о которой он не говорил. Это знали все, этой тайны не узнал никто. … Объяснять эту тайну принадлежностью к антропософии или занятиями магией – не глубоко. Я много штейнерианцев и несколько магов знала, и всегда впечатление: человек – и то, что он знает; здесь же было единство. Макс сам был эта тайна,… – самотайна, унесённая каждым в землю. … Это был скрытый мистик, то есть истый мистик, тайный ученик тайного учения о тайном. Мистик – мало скрытый – зарытый. ... Из этого заключаю, что он был посвящённый. Эта сущность действительно зарыта вместе с ним. И, может быть, когда-нибудь на коктебельской горе, где он лежит, ещё окажется – неизвестно кем положенная мантия розенкрейцера» - это из заметок Марины Цветаевой.
"И всецело отдаюсь своим интимнейшим переживаниям", — так писал о своем отдыхе-работе в Коктебеле Андрей Белый, — "чтению эсотерической литературы, мечтам об "ордене розенкрейцеров". Но до Розы и Креста на практике коктебельцы не добрались. Их принял в себя "Гётеанум" Рудольфа Штейнера с его Антропософским обществом в швейцарской деревне Дорнах. Создано было и русское Антропософское общество в Москве в 1913 году, в день положения в Дорнахе краеугольного камня будущего храма, названного в честь Гёте. Среди основателей русского общества были художницы Маргарита Сабашникова-Волошина, первая жена Максимиллиана Волошина, и Ася Тургенева, также первая жена Андрея Белого -эта первичность, увы, оказалась знаком непостоянства... Из известных мужчин – Андрей Белый, Борис Леман, Михаил Чехов — между домом Волошина и Гётеанумом безусловно есть если не Небесная Арка, то незримый мост – одни и те лица мы видим и в Дорнахе, и в Коктебеле предвоенных годов, а поиски параллельных миров — знак ухода от неспокойного времени, несомненно, печать бурной эпохи. Хотя - кто видел время покоя, отзовись?

Ставит печать киммерийское море на грудь,
Или меня случайно ударил этот валун - перед пирсом причала Лагуны?
Шар тёмно-красной луны пытается затянуть,
Или это уже перекрёсток не местных лун - черные тени у перехода лакуны?

В июле 1914 года Волошин уезжает по приглашению Маргариты в Швейцарию, в Дорнах. Здесь представители разных стран, объединившиеся вокруг Рудольфа Штейнера, начали строительство Иоаннова здания (Гётеанума). Можно сказать, что как сёрфер на гребне волны, на самом подъёме войны Волошин успел приехать в Дорнах. «Я приехал буквально с последним поездом: всю дорогу вслед за мной прекращались сообщения, точно двери за спиной запирались».
Волошин строил Гётеанум недолго, что там произошло, в замечательном стройотряде антропософистов, точно не знаю. Но, во-первых, изначально неровно складывались отношения Мастера Макса с его Маргаритой. 12 апреля 1906 года они обвенчались в Петербурге и сразу же уехали в Париж, а оттуда в свадебное путешествие по Дунаю, на обратном пути посетили Коктебель, и осенью возвратились в Петербург, и поселились на Таврической, 25, этажом ниже Вячеслава Иванова, у которого проводились знаменитые литературные "среды". Молодожены оказались в городе, в котором, по словам Бердяева: "Эрос решительно преобладал над Логосом; была экстатическая размягченность; в петербургском воздухе того времени были ядовитые испарения <…>. Они шли от увлечения молодежи кокаином, алкоголем, легкостью связей и презрения "демоса". Среди этого хаоса Макс встречался с Бердяевым, Луначарским, Мейерхольдом... Люди-Источники знаний и споров, чтение стихов и прозы. Что еще надо творческой семье? И всё было бы как у людей, но богема  и божественная заповедь "не возжелай чужой жены" столь же совместны, как гений и злодейство. И весной 1907 года между нашими рабочими пчелками возник красивый трутень, – хозяин "башни" Вячеслав Иванов. Маргарита Васильевна ответила на чувства господина Иванова не в духовном смысле. Соответственно Макс уехал в Коктебель, следом поехала и его Маргарита, пока ещё жена. Однако восстановить прежние отношения не удалось, осталась дружба и переписка между ними на долгие года. Возможно, и в Гётеануме новое сближение территориально с бывшей своей любовью не создавало комфортного ощущения у Мастера, как у мужчины.
Также причиной разрыва с организованным сообществом могла стать и необходимость творческих само-ограничений, с целью оставаться в коллективе на вторых ролях. Что лично мне обычно не подходит, у себя на белом листе я Мастер, а тут - в подмастерья. Опять же - из-за чего?
Как формулирует рамки сам Штайнер:
"Под антропософией я понимаю научное исследование духовного мира, которое прозревает односторонность как просто природопознания, так и обыкновенной мистики и которое, прежде чем пытаться проникнуть в сверхчувственный мир, сначала развивает в познающей душе бездеятельные в обычном сознании и обычной науке силы; они-то и делают возможным такое проникновение." - это всем подходит, я полагаю. Но далее:
"Антропософию может признать лишь тот, кто находит в ней искомое им из своей души." - это уже сложнее, я пока не нашел в известных мне текстах антропософии искомого, то есть уже нет мне ходу в круг тех людей.
Еще далее:
"Антропософски ориентированная духовная наука не является какой-либо теорией или сектантской программой наравне с другими партийными или сектантскими программами, ибо она черпает из того знания, которое..." - достаточно. Для меня заявление вполне в духе именно сектанства, которое через это самое "НЕ" выделяет себя, а далее - только их учение - ИЗ ТОГО ЗНАНИЯ.
Любимая одежда римских патрициев - тога, если в итоге.
И всё-таки не под сень этой тоги, а по побуждению к практической реализации наследия Гёте, полагаю, уже осенью этого же 2014, извините, не нашего конечно же, а 1914 года, Макс отправился во Францию. В 1915 году Волошин в Париже, где встретился с художниками Пикассо, Бакстом и Модильяни, с эсером-террористом Савинковым, писателем Эренбургом. В октябре этого года проехал на велосипеде из Франции в Испанию. Затем отбыл в Англию и через Скандинавию (почти как Ленин через Финляндию! - вернулся в Россию), в Коктебель в 1916 году. Его Маргарита осталась в Гётеануме навсегда, также и жена Андрея Белого Ася Тургенева. Прекрасные росписи куполов и витражи Гётеанума - это очень сильные работы этих творчески сильных женщин.
Вообще женщины по-моему значительно тоньше воспринимают иномирие Коктебеля, какими-то ощущениями более интимными, чем описал Андрей Белый.... Но не будем о том, что не подвластно мужчинам. Отмечу только, что и из очерков литературоведов о мостике между Коктебелем и Гётеанумом мне всего ближе вот это замечание женщины: "Я в который раз всматриваюсь в цветаевский текст о Волошине, и мне кажется, что я читаю текст о мистическом МЕСТЕ – а текст даже и усыпан мистическими словами-кристаллами-минералами коктебельского побережья, излучающими первобытный свет". ("Неотвратимость коктебельской встречи: Марина Цветаева и Сергей Эфрон", Ноябрь 19th, 2014. Автор Мина Полянская).
Все-таки все мы немного антропософы, радует меня близость этого Света с тем излучением ночной магии, которое я ранее описал в заметках раненой планеты Мауни и в египетских снах Меритнит-Маргариты. Может быть не брать с собой эти камни? - на Байкале ламы предостерегали о влиянии амулетов с берегов Славного Моря. А у кого бы здесь спросить? 

Ставит печать киммерийский лик-сердолик,
Или сроднились уже и он и тихий родник - оба ныряют в песок на границе при море?
Дерево буря разбила, плечо у него болит,
Или вернулся Рильке, а я его ученик - рана-прививка на яблони старой корень?