Конкурс Ожидание. Шорт-листы членов Жюри

Конкурс Самовыражение 3
УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ!!!
*
*
*
Предлагаю вашему вниманию шорт-листы членов Жюри конкурса "Ожидание"
в порядке их поступления.

Напоминаю состав участков:


№1.Анна Уклеина. "Вот и весна".
№2.DNEVALNY. "Молчание".
№3.Лилия Отрадная. "Межсезонье".
№4.Светлана Букреева. "буду ждать".
№5.Фрида Полак. "Нет связи".
№6.Николай Колобаев. "Последняя ссора".
№7.Людмила Шабалина. "Погашен свет".
№8.Ольга Иванникова. "Напишу натюрморт на холсте".
№9.Пётр Кольцов. "Звонок".
№10.Ирина Полюшко. "Звонок другу".
№11.Алина Литвиненко. "Неба больше нет".
№12.Юрий Рехтер. "Ожидание".
№13.Екатерина Падукова. "Звонок".
№14.Аля Воронкова. "Мама, тебя к телефону..."
№15.Вита Осенняя. "Немой телефон".
№16.Наталья Меркушова. "Не унять".
№17.Василий Пузырёв. "Ожидание".
№18.Владимир Узланер. "Телефон".
№19.Яленка. "Время стекает по стёклам".
№20.Леди Дождик. "В ожидании победы".
№21.Алексей Кузнецов. "Картина серым".
№22.Натейлия. "Телефонные разговоры".
№23.Ольга Бурыгина. "Ты судьбы – сплошное наказанье".
№24.Марина Быстрова-Докс. "Подожди!"
№25.Ольга Балясникова. "Забытый отец".
№26.Виктор Воскресенский. "Без тебя".
№27.Руслан Цвиткис. "Аппарат абонента отключен".
№28.Сергей Трегубов Ст. "Сорок первый. Осень. Ожидание..."



Каждый стих, указанный в шорт-листах членов Жюри, получает дополнительно к итогам голосования участников - 5 баллов.



ИТАК,



Bor_G


4. «Буду ждать». 

Как безрадостен день за окном, будто он
не весенний. Попрятались птицы.
И предательски долго молчит телефон.
Что могло с ним сегодня случиться?
Это всё непогода. Гремела гроза,
дождь стучал по асфальту и крышам…

…Я о звёздах хотела тебе рассказать
и о том, как магнолии дышат,
а ещё – как поют в тишине соловьи,
искупавшись в небесной купели,
о закатах в лиловых тонах и любви,
той, что мы сохранить не сумели.

Между мной и тобой – не барханы пустынь,
не песка раскалённого тонны.
Если я виновата хоть в чём-то, - прости
и ладонь протяни к телефону.

А мгновенья бегут…и на слёзы опять
так похожа вода дождевая.
Но звонка твоего всё равно буду ждать
сколько надо, пока я живая…

-------

Здесь имеет место анапест. Вообще-то четырёхстопный, со штатной мужской рифмовкой, но это только в нечётных строках. В чётных же строках отсутствуют последние два слога последней стопы, чем обеспечивается и укорачивание строк, и женская рифмовка:
--!--!--!--!
--!--!--!-
--!--!--!--!
--!--!--!-

Рифмы неплохие, милый такой стишок. Почти по картинке. Правда, на картинке трубка уже снята вроде, а здесь героиня лирическая всё ещё ждёт, точнее даже просит некоего неопознанного визави "прости и ладонь протяни к телефону". Хотя, может быть, он стоит как раз рядом и (если простит) сможет протянуть ладонь к уже лежащей трубке. Однако, она потом признаётся, что "звонка твоего всё равно буду ждать сколько надо, пока я живая". То есть немного не сходится. Ну, а вдруг просто "у него лисапед" (как в старом анекдоте), и речь идёт как раз про звонок на руле оного?..


7. Погашен свет.

Погашен свет. А за окном
в лиловой дымке тонет город.
Не скрипнет дверь — пустынен дом,
как будто мир по шву распорот —
на «до» и «после»... Без тебя
роняю тень в пространстве блёклом.
Весенний дождь, глаза кропя,
гоняет капельки по стёклам.

А, помнишь – в сумерках других –
в каминном свете — наши лица.
И торопливые шаги
на крик любви — бессонной птицы.
И запах яблочных духов,
и привкус губ, и рук изломы,
и трепет наших мотыльков –
волшебных, ярких, невесомых...

Теперь на разных берегах
за нити тянем красных змеев —
я, сбросив трубку с рычага,
твоих измен простить не смею.
Но вою от своей тоски —
все свечи сквозняки задули...
Смотри: танцуют мотыльки,
среди безмолвных трав на тюли...

-------

Здесь классический четырёхстопный ямб с чередованием мужской и женской рифмовки:
-!-!-!-!
-!-!-!-!-
-!-!-!-!
-!-!-!-!-

Относительно картинки – трубка уже находится в правильном положении. Неразделённое чувство – вроде тоже, всё ещё не разделено. Не совсем понятно с последним словом. Если речь идёт о "лёгкой, прозрачной, сетчатой, гладкой или узорчатой ткани" – то в конце должна быть буква "е", хотя с травами на этой ткани не совсем понятно, разве что, если травку (безмолвную, разумеется) где-то в этой тюли прячут от лишних глаз. А если это, наоборот, крупная тюлька (род мелких морских, солоноватоводных и пресноводных рыб из семейства сельдевых), да ещё и в специальной заливке с травами – то тогда, тем более, не совсем понятно, как на ней танцуют мотыльки. Но, в принципе, эту неточность можно списать на то же неразделённое чувство.

Да, ещё хотелось бы отметить тот факт, что это хорошо. А хорошо то, что лирические герои в начале последней строфы за нити тянут именно красных змеев. Ибо если бы змеи (змии) были зелёные, то всё было бы гораздо сложнее, хотя, конечно, и заметно веселее.


10. Звонок другу.

Готовься взять на абордаж,
Услышав в трубке отголоски
Шагов, что жгут «километраж»
Просторной сталинки московской.

Не извиняйся за звонок.
Поговорить необходимо,
Пока угрюмый воронок,
Притормозив, проехал мимо.

Кричи в глухие провода,
Рви вожжи у судьбы-возницы,
Узнав, что путь лежит туда,
Куда совсем не дозвониться...

-------

Честно скажу, ждал стихов именно на эту тему. Потому что телефонный аппарат – явно из того времени. И сама картинка – из того времени. Тем более, что это известная картина Юрия Пименова "Ожидание" – картина тоже из того времени.

Стих на эту тему оказался всего один. Но хороший стих. Написанный тем же классическим четырёхстопным ямбом. Но речь, разумеется, не об этом.


11. Неба больше нет.

Неба больше нет - в хмельном угаре
Суматошно носится листва,
Щурится застенчивый   очкарик,
Путаясь в  тенетах  колдовства.
 
Нет земли - под пологом цветастым,
Как младенец, безмятежно спит,
Утверждает осень самовластье,
И в раздумье мечется пиит.
      
Где дома?  Пропали силуэты,
Плач природы, струи, как кинжал,
Обнажают  таинство планеты
И разят наивных наповал.
 
Где река?  Зеркальная поверхность
Ловит тучи, как гигантский спрут,
В хулиганстве ветра – бессердечность, 
Лишь осколки зеркала плывут.
 
Небо возвратит хмельную просинь,
Воздухом любви воспламенит,
Остановит бег шальная осень,
Только ты не медли, позвони!

--------

А здесь у нас пятистопный хорей, с привычным чередованием женской и мужской рифмовки:
!-!-!-!-!-
!-!-!-!-!
!-!-!-!-!-
!-!-!-!-!

И ничего вроде нет. Неба (больше) нет. Земли нет. Дома, река, силуэты – всё пропало. Шеф, всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает. И всё это в хмельном угаре – оно и понятно, кстати. Но только случится вот это вот, как в последней строчке "ты не медли, позвони" – и сразу всё появится. Видимо, поэтому трубка и снята – чтобы, даже если он и решится, всё равно бы не дозвонился. И это правильно – не надо ничему появляться, и так хорошо.


12. Ожидание.

Вид за окном немного странен -
Глубокой осени синдром,
А в чёрной трубке - ожиданье
Клубится скрученным шнуром.

Такая зябкая картина:
В тумане серый окоём
И повседневная рутина,
И неуверенность во всём.

По тёмной глыбе телефона
Гуляет отражённый свет,
Вцепился в подоконник сонно
Железный старый шпингалет.

Похоже в неуютном мире,
За влажным, плачущим стеклом,
Во всей земле и всей квартире
Надёжен, крепок только он.

И может это верный признак
Того, что сгинет тишина
И телефон не из каприза
Ждёт у слезливого окна,

Что солнце на небе забрезжит,
Символизируя собой
Существование надежды,
Пока не прозвучал отбой.

------

А вот здесь у нас не только всё тот же классический четырёхстопный ямб, но ещё и наиболее точное соответствие тому, что изображено на картине. И трубка, и скрученный шнур, и серый окоём в тумане, и гуляющий по телефону отражённый свет, и даже железный старый шпингалет, который не просто вцепился в подоконник, а именно сонно. И это правильно. Раз уж он и только он "во всей земле и всей квартире" надёжен и крепок – то это точно верный признак. Тем более что не "на всей земле", а именно "во всей земле", то есть и с учётом недр, вплоть до земного ядра – а это тем более верный признак невиданной надёжности и креп(к)ости. И завершение стиха – такое оптимистическое, почти как в известной песне: "Надежда, я вернусь тогда, когда трубач отбой сыграет". Правда, не трубач, а зуммер, и совсем как раз наоборот – но это уже мелочи.




Татьяна Комиссарова.

7. Погашен свет.
К каждому выбранному стихотворению у меня есть претензии, и немалые. Здесь, например, сплошь расхожие образы - лиловая дымка, каминный свет, бессонная птица, рук изломы, свечи-сквозняки, ну, и мотыльки до кучи. Есть пара речевых ошибок, да и сама задумка/сюжет/композиция использованы не раз. Почему же тогда? Потому что чувство автора не только верно описано, но и транслировано читателю. А это многое извиняет.

10. Звонок другу.
Немного сумбурное стихотворение, начиная с абордажа и отголосков и до середины. Вторая половина с лихвой искупает начало. Финал хорош. Здесь сказано всё и сказано точно.

12. Ожидание.
Снова вижу неточности - чем странен вид за окном? в трубке - шнуром? Пресловутый окоём. Так и ждешь появления осени-просини. Странность и неуверенность, на мой взгляд, должны не называться, а подразумеваться. Хорошо бы начать стих с третьего катрена - четко и предметно. А в четвертом поставлены все необходимые точки над i. Дальше автор опять скатился к необязательному. Но за два срединных катрена - зачёт.

21. Картина серым.
Эх, опять называние: любовь, вера - дважды. Абстракты. "Кто был уверен и силён, отныне робок и смешон!" - для лирического стиха, на мой взгляд, негожая строка. За что выбираю? За серый цвет, припрятанный на всякий случай.

28. Сорок первый. Осень. Ожидание...
Это стих из второй когорты - ретро. В стихе достаточно огрехов. (Кстати, в слове "хрупка" ударение падает на последний слог.) Выбрала за райкомовский стол - хорошая крепкая деталь. Киношная. Ну и за тему.



Александр Спарбер.

Должен сказать, что конкурсные стихи не привели меня в восторг. По большей части это попытки некоего рассказа, иллюстрирующего картину. А картина между тем довольно интересная и даже парадоксальная. Там можно было найти какую-нибудь мысль, какое-нибудь обобщение, а не довольствоваться только сюжетом. Поэтому общее впечатление банальности – банальные (причем придуманные, а не личные) сюжеты, банальные метафоры, банальные слова и выражения…

Единственный текст, который претендует на обобщение – стих № 12. Здесь есть атмосфера, есть герой (шпингалет) и есть конфликт.

Итак:

1. №12.

2. №7. От чтения тоже возникает легкое ощущение то ли вторичности, то ли придуманности, но есть удачные образы. Да хоть те же мотыльки. Хотя количество эпитетов я бы понизил. Привкус губ и рук изломы тоже бы убрал. Но в целом стих состоялся.

3. №10. Стих выделяется в лучшую сторону по двум пунктам. Во-первых, он короткий. Во-вторых, не о «ты ушла (ушел) от меня, потерял я покой». Еще поточнее был бы, без слов-ритмических вставок типа «совсем» в последней строке… и было бы совсем хорошо.

4. №17. Те же два пункта плюс акро.

5. №24. Честно говоря, выбрал этот стих, потому что нужно было непременно пять. Что-то в нем есть (опять же краткость), хотя за неостывшую рану в груди следует убивать.



Адела Василой.

5. Нет связи...
Страстное, с трагической ноткой стихотворение... Образ героини с сильным характером, обуреваемую чувствами, но способную их преодолеть, гордую и умеющую за себя постоять. Здесь: «стучат слова, как острый нож» - лучше бы «царапают»… Немного диссонансной нотой звучит "ча-ча-ча!", но такая ирония, умение улыбнуться в трудную минуту, в разгар "сердечной лихорадки", безусловно в характере этой женщины. Стихосложение прекрасное, речь плавная, стиль безупречный. Короткие строки придают элегантности этому стихотворению и гармонируют с его динамикой - если сравнить с танцем, похоже на страстное танго.


7. Погашен свет.
Прекрасное стихотворение! Гармонично, эмоционально... Немного не поняла про красных змеев, но красиво, чёрт побери! Хотя лучше бы «Пускаем в небо…» Ещё в одном месте хочется заменить «И торопливые шаги» на «И трепет крыл – легки, тихи» - всё-таки речь о птице. Очень образно, на грани фола, как нынче говорят… И рифмы замечательные! Браво!


23. Ты судьбы – сплошное наказанье.
Всё предельно ясно. Образно, адекватно... но очень уж рассудительно. Впрочем, такая женская мудрость пополам с хитростью помогает выжить частенько… Но нередко оказывается для нас ловушкой. Взяла в плен, а он оказался твоим тюремщиком. Хорошо, когда трубку можно отстранить… а когда над ухом орёт разъярённый громила? И дождь не в помощь… В общем, удачи!


24. Подожди!
Хорошо! Авторский ритм очень гармонирует с чувствами ЛГ... Строчка "Как тебе об этом сказать?" кажется чрезмерно жёсткой, заменить бы на более "мягкозвучную", например "Неужели ты не можешь понять?".


25. Забытый отец.
Тема – актуальная и животрепещущая, гуманная. Правдивая картина, внимание к деталям, обрисована чёткими мазками эта ужасающее нищенсое существование больного, немощного старика, брошенного на милость соседей и на произвол судьбы. И эти редкие звонки от сына, вместо того, чтобы стать радостью, иногда становятся эвтаназией. Сильное стихотворение.






*ВНИМАНИЕ! Сегодня утром - 22.03.18г. мною получено письмо от члена Жюри - Светланы Илларионовой, в котором она сообщила, что в силу перегруженности на работе, составление шорт-листа по конкурсным стихам не представилось возможным, за что приносит свои извинения.
Поэтому в течение дня будут опубликованы итоги конкурса без учета её голосования!


Ведущая, Лилия Отрадная