День Кощея

Владимир Фомин 3
             Из цикла «Наследие предков»

Что нравится мне в наших сказках, –
Оптимистический финал.
Какая б ни  была завязка,
Каких бы дров ни наломал
Рассказчик при повествованье,
Добро всегда осилит зло.
По крайней мере, есть желанье
Так думать, логике назло.
По мненью наших предков, злее,
Страшнее не встречалось дня,
Чем ненавистный день Кощея*,
Того особенного дня,
Что хоть и раз в четыре года
И на дворе канун весны,
Но собирает все невзгоды,
Что в этот срок совершены.
Кощей был кем-то вроде черта,
И безобразен, и гоним.
Он, покровитель мира мертвых,
Ассоциировался с ним,
Со смертью, горестями, болью,
С источником различных бед,
Мог загонять людей в подполье,
Откуда возвращенья нет.
Кощей имел большую силу,
Четырехлетний цикл верша,
Любого мог свести в могилу,
Но мог простить, когда душа
Раскаялась вполне серьезно.
Хоть был ты вор или бандит,
Раскайся же, пока не поздно.
Кощей иначе не простит.
Он, почитатель жертв кровавых,
Не выносил сырых яиц
(Зачем ему такая слава?)
Не нужно жертв, не падай ниц,
А раздави яйцо сырое
Под утро, и Кащей уйдет.
Но не считай себя героем,
Скажу, не всем с яйцом везет.
В отличие от представлений
Иных, где високосный год –
Год дополнительных волнений,
Потерь, болезней и хлопот,
У предков был благоприятным
В духовном плане и в делах,
Поскольку, это и понятно,
Ярило разбивает в прах
Всю накопившуюся скверну,
Четырехлетний грех, сором.
Таким вот образом, примерно,
Добро справляется со злом.

* Языческий праздник Кощея (Кащея) случался всего один раз на четыре года, и весь обряд проводился в ночь с 29 февраля на 1 марта.