Тризна-троекратная память
Память огня, воздуха и земли.
Славно прожил человек свои годы
И обретая последний покой,
Добрую память оставил в народе,
Помнят покуда-он рядом , живой
Тризна славян- троекратная память,
Память эфира, огня и земли
Чтобы из Ирия мог бы он глянуть
Как его правнуки Род сберегли
Тело с молитвой вальяжно, достойно
Бережно клали на виру – костер,
Спи вечным сном, человече, спокойно,
Приобретая небесный простор
Женщинам мудрым, пленительным девам
Буде костёр из берёзовых дров
Ну а мужам для последнего грева
Вспыхнет огонь из могучих дубов
Хвойных дерЕв на костёр не ложили
Сосны и кедры –в них Русичей Дух,
Ели потомкам преданья и были
Передавали, ласкаючи слух
Пламя и дым под молебное пенье
Души усопших несли в небеса
Душам не надобно птиц оперенье,
Им оперенье – живых голоса
Предать огню – это первая память,
Воздух и ветер – вторая за ним
Если был воин то будет таранить
С неба врагов, помогая живым
Третия память длиннее и слоЖна:
После того как костёр прогорал,
Что не сгорело- сбирали набожно,
Ветер в окрестности пепел сдувал
Клали золу и останки в сосуды
Ждали по времени летнего дня.
Ласковы были к сосудам, не грубы…
Летом, такОж, подобреет земля
Выждав по времени солнцестоянья
К рекам сосуды несли, к родникам
Чтобы в родную землЮ для преданья
Вылить с водицею прах по щелям
Соединяя с космическим смыслом
Для продолженья в дальнейшей судьбе
Встретиться радугою-коромыслом
Душам на небе – живым на земле
В освобожденные вчисто сосуды
Снедь клали-рыбину, мясо и мед
Поочередно вкушаючи, люди
Душам желали счастливый полет
Тризну закончив сосуды кололи,
Чтили, напевно молитву творя
О завершеньи усопшим юдоли
Память навечно в себе сохраня
А черепки от разбитых сосудов
В реку сносили, там где перекат
В броды ложили осколки посуды;
Будь вечно чистым, сестра или брат!
Сноски 1. Эфир – воздух
2.Ирий – рай славян
3.Вира – костёр ,вирник - костровой
4.Для женщин ложили берёзовые дрова, как олицетворение красоты и женственности; для мужчин были дубовые дрова как символ силы, отваги.
5.Хвойные деревья были священны у славян, их никогда не рубили. Ели к новому году стали ставить по указу Петра 1. Он позаимствовал этот обычай в Европе. Когда у нас ставят елку под новый год – рубят наши родовые корни и потом елку выбрасывают. Еловыми лапками у нас издревле устилают путь пе-ред покойником.
6.Золу с останками собирали в спец. сосуд (газна) и устанавливали в спец. срубы и ждали летнего солнцестояния независимо от времени. Затем приносили на ритуальное место – шугарник, расположенное на ровной луговине близ реки и родника. Содержимое разбавлялось водой и образованная зольная ШУГА заливалась в щели рассохшейся земли. Освободившийся сосуд наполняли едой и по очереди вкушали из него поминальное угощение. По окончании тризны сосуд кололи, а черепки укладывали в перекат реки – брод.
7. Юдоль – долина, в переносном смысле – жизненный путь
В. Демин, В. Назаров, В.Аристов «Загадки русского междуречья» ст. 351-355