Слово, Слог и Стопа

Собиратель Гербариев Лунных
Простое и банальное приветствие: Привет, Макар, как жизнь молодая?..

— вот, что это — стих? — проза? Да конечно проза. Простое приветствие, которое можно услышать везде — только не забывайте менять имя. Однако:

В вечернем небе горел закат
Играя тенью Земли безрадостной
Навстречу шёл мне мой друг и брат
Привет Макар как жизнь молодая

— а вот здесь в нашей строке рождается стих. А почему? Потому что появляется акцент. Если в первом случае, в нашей строке имелось два смысло-отличительных, но слабых акцента — на каждую группу слов, то во втором случае, уже каждое слово имеет заметный акцент. Где больший, приходится на слово «жизнь», а меньший, как бы то ни было на слово «привет». Покажем это более наглядно:

1. привет_макАр, / как_жизнь_молодАя

2. привЕт_/_макА''р / как_жИ'''знь / молодА'я

Но, как Вы понимаете, чтобы эти акценты создать надо их к этому подвести. Не на всякую прозу это получится, но всё же. В данном случае, потенциал нашей строки раскрылся благодаря Ритмической Инерции, где — даются (или даётся) одна или несколько строк, явно стихотворных, а затем раскрывается потенциал той или иной строки, что сама по себе, отнюдь не стихотворна.

Поэзия... — или, лучше сказать, стихи, это прежде всего Размер. Размер — это фундамент любого стихотворения. Вне зависимости от уровня и возможностей того или иного пиита. Каждый Размер обладает двумя характеристиками (или нарушает их) начиная от взаимодействия одной строки с другой, в комплексе одной строфы, включающей в себя несколько строк и вместе взятого стихотворения, состоящего из нескольких строф. Эти характеристики просты:

1. Изосиллабизм — слоговой объём стиха. И
2. Изометризм — метрический объём стиха — включающий в себя понятия ударности или Стопы (без разницы).

Так, наша строка, в своей стихотворной части, нарушает/или/оспаривает первое правило обособленное чётными строками, — 9 слогов против 10 слогов другой чётной строки; однако, точно нарушает второе правило заданного Размера, которое лучше показать на схеме:

12345678901
~^~^~~^~^~~
о1о1оо1о1
о1о1оо1о1оо
о1о1оо1о1
о1о1о1оо1о — !

Нарушение Метра очевидно. Нарушения Ритма, — нет. И не потому, что могло быть соблюдено первое правило — которое не особо влияет на Ритм. Особенно там, где любое стихотворение измеряется ДВУМЯ Стопами — разного слогового объёма. Конкретно в 2 и 3 слога. Но мы не будем сейчас говорить о Ритме и о том, что это за Стопы. Однако для нашего праведного читателя, для которого мои слова о не нарушении Ритма ничего не значат, мы перепишем нашу строку и 4- стишие в целом — с соблюдением этих двух фундаментальных правил чёткости Размера:

В вечернем небе горел закат
Играя с тенью землистой дали
Навстречу шёл мне мой друг и брат
Привет Читатель как жизнь младая

— хуже? Не важно. Но праведного читателя, тоже нужно уважать. Итак, дорогой мой праведный читатель, скажи мне, с чего начинается Поэзия?

Некоторые говорят, что стихи пишутся Стопами — есть такие люди, даже в наше время... — благодаря нашим грамотным академикам... И если спросить у них, почему во втором случае появился стих, они скажут — потому что, появилися Стопы... — да-да, именно так и скажут наши искушённые знатоки Поэзии. И наверное, наш праведный читатель с ними согласится. Ну давайте посмотрим:

В вечер/нем не/бе горел/ закат/
Игра/я с тень/ю землис/той да/ли
Навстре/чу шёл/ мне мой друг/ и брат/
Привет/ Чита/тель как жизнь/ млада/я

12/34/567/89/0
~^/~^/~~^/~^/~
о1/о1/оо1/о1/
о1/о1/оо1/о1/о
о1/о1/оо1/о1/
о1/о1/оо1/о1/о

— но... – быть может услышим мы робкий голос... — Никаких, но! — воскликнет праведный читатель. Разве вы не видите, Стопы? Разве вы не видите, эту красоту? — як скаженный будет всё повторять и повторять, он. Правда, поскольку, мы здесь беседуем на равных, то, давайте всё же позволим высказаться и тому маленькому и робкому голосу из кустов. Говори, друг.

— Я хотел сказать... — а точнее спросить: а что же изменилось-то относительно той строки, изначально взятой для нашей беседы?

Молодец! — воскликну уже я. И действительно, а что же изменилось-то? В том-то всё и дело, дорогие мои, что материал как прозы так и стихов — один и тот же: СЛОВА. Это такой пустяк. Такой очевидный и банальный факт, что просто диву даёшься как о нём забывают.

Как и другой: Стопа это элементарная единица измерения Размера. Как сантиметр в метре. Как дюйм в футе. И т.д. Разве кто-нибудь из вас слышал о двигающихся сантиметрах, метрах, дюймах или футах? Так почему же тогда Стопа имеет Ритм? Разве кто-нибудь из вас слышал о дорогах покрытых километрами или милями? Так почему же тогда стихи пишутся Стопами — тем самым, якобы и отличаясь от прозы?

Смешно же. Но такова действительность, всюду сопровождающая стихосложение. Многие не понимают, другие забывают, третьим всё равно, а четвёртые вообще считают, что всё это не нужно. Но мы всё таки продолжим.

Когда-то давным давно, наше Солнце, — которое мы созерцаем ежедневно и без которого не было бы и нас с вами, и, возможно именно и поэтому оно — вращалось вокруг нашей Земли. Что-то около 15 столетий в таком грандиозном шествии, оно было столь любезно радовать нас своим чудом. Но вот наступили мрачные времена позднего Средневековья и в один прекрасный день, наше Солнышко и наша Земля поменялись местами. Да дорогие мои, юные слушатели, Вселенная, полна тайн и сюрпризов... И самая занимательная из её тайн или сюрпризов, это загадка носителя божественного Слова. Или, вспоминая за праведного читателя: носителя божественной Стопы или Слога. Не забываем — за Изометризм и Изосиллабизм Размера.

Покажем это наглядно, уже из классических примеров. Из «Письма Харитона Микентина другу о сложении стихов русских». Лучший поэт своего времени, Антиох Кантемир, рассуждает о русском стихосложении (супротив суждений Василия Тредиаковского и Михаила Ломоносова):

========================
Правила стиха осьмисложного

§ 51. Осьмисложные стихи сечения не имеют, но нужно примечать, чтоб третий и седьмой слог были долгие.

Пример:

Сколь/ ко/ бЕд/ ный/ су/ е/ тИт/ ся
1 2 3 4 5 6 7 8
Человек за малу славу.
Ночь не спит, и день томится,
Чтоб не сел сосед по праву,
Чтоб народ ему дивился
И с хвостом всегда тащился;
Знатно бедный забывает,
Что по смерти прах бывает.

§ 52. Красивее еще будет сей стих, ежели хранить будет первый, четвертый и седьмой слог долгие, а прочие все — короткие.

Пример:

ТвА/ ри/  вла/ дЫ/ ко/  все/ мОч/ ный
1 2 3 4 5 6 7 8
Если мой глас тебе внятен,
Нуждам доход моим точный,
Кратку хоть жизнь, но без пятен,
В здравом дай теле мысль здраву,
В страшный день дай стать по праву.

§ 53. Собою явно, что и сей стих требует рифму простую.

§ 54. Но ежели желаешь, чтоб кончился тупою, то должно, чтоб пятый и осьмой слог были долгие, а шестой и седьмой — короткие неотменно, и еще лучше, ежели и второй слог будет долгий.

Пример:

Не/ дОл/ го/  чис/ лО/  на/ ших/  днЕй,
1 2 3 4 5 6 7 8
За днем другой бегло летит.
========================

Не знаю, выдержит ли движок нашего сайта символы Антиоха Кантемира, но перестраховавшись я заменил все долготы (ударные слоги) на гласных КАПС-ЛОКОМ, а выделенные кратные (не ударные слоги), просто убрал. Сейчас, это не так важно. И вообще. Но что же мы видим? Антиох Кантемир, показывая примеры восьмисложных стихов приводит 3- стопные Размеры Хорея, Дактиля (с женским окончанием) и Амфибрахия (с мужским). В связи с чем хочется спросить — почему для Антиоха Кантемира, Солнце вращалось вокруг Земли (или наоборот?), а для нас, современников, сие взаимопонимание поменялось местами? Собственно, оно поменялось местами уже тогда — в умах Тредиаковского и Ломоносова, которые ввели Силлаботонику в России. То есть ввели понятие Стопы. Правда, у них, всех, не было смартфонов, чтобы каждый из них, до конца сделал то, к чему они пришли.

Если задаться вопросом, сколько ГЛАВНЫХ Размеров выйдет на КОНСТАНТНЫЙ Восьмисложник (с обязательным ударением на седьмом слоге), то для его разрешения нам понадобится всего лишь два символа — еденички «1» и маленького нолика «о», — играющих как дети, друг с другом:

========================
оооооо1о — константный Восьмисложник. Его Размеры:

1о1о1о1о — 4- стопный Хорей
1оо1оо1о — 3- стопный Дактиль, ж

о1о1оо1о — 3- стопный ЯЯА Логаэд, ж
о1оо1о1о — 3- стопный ЯА Логаэд, ж

Всего: 4 главных Размера — 2 силлаботонических и 2 логаэдических = три 3- стопных и один 4- стопный Размер = один акаталектический (с соблюдением Изометризма и Изосиллабизма — отталкиваясь от термина: где последняя Стопа равна Метру) и три Размера каталектических (среди которых два Размера имеют гиперкаталектику) — где последняя Стопа не равна Метру и (больше или) меньше его Стопы.

Покажу на примерах:

1. Стопа Хорея равна удару-неудару 1о , значит РОДНОЕ (акаталектическое) окончание должно быть женским:

1о1о1о10 — не надо Стоп, но я покажу:

1о / 1о / 1о / 1о

2. Стопа Дактиля равна удару-неудару-неудару 1оо , значит, в константном Восьмисложнике, его окончание, будучи женским, является каталектическим (не родным) — усечённым на один слог:

1оо1оо1о — 1оо / 1оо / 1о(-)

3. В свою очередь, представленные Логаэды, являются гиперкаталектичными (что запросто можно упростить до той же каталектики, имея ввиду не родное окончание...) потому что, имея эти не родные окончания — последние Стопы Размера будут иметь один лишний слог:

о1о1оо1о — о1 / о1 / оо1/о

о1оо1о1о — о1 / оо1 / о1/о

Всё просто. И, как я уже говорил, необязательно показывать это на стопной Схеме, ибо зная Метр, знаешь его Стопу, где — глядя на окончание, ясно понимаешь и его структуру. Поэтому, я и не пишу, где не надо, символы окончаний — м, ж, д. Если не забываю конешно. Но продолжим.

Если задаться вопросом, сколько ГЛАВНЫХ Размеров выйдет на Восьмисложный Метр (без константы, потому что любой сложник должен заканчиваться ударом), то — выйдет также просто как это вышло до этого:

========================
ооооооо1 — Восьмисложник. Его Размеры:

1оо1о1о1 — 4- стопный ДХ Логаэд, м, а1
1о1оо1о1 — 4- стопный ХД Логаэд, м, а2
1о1о1оо1 — 4- стопный ХД Логаэд, м, а3

о1о1о1о1 — 4- стопный Ямб
о1оо1оо1 — 3- стопный Амфибрахий, м.

Всего: 5 главных Размеров — 3 логаэдических и 2 силлаботонических = четыре 4- стопных и один 3- стопный = один акаталектический и четыре каталектических.
========================

Как Вы понимаете, Антиох Кантемир, мало того, что высказывался в своём трактате о том, что «рассуждение стоп не нужно», он ещё и не пытался выяснить сколько Размеров выходит на его Восьмисложники — включая константный. Три его примера, против девяти возможных — минус шесть неучтённых Размеров. Всего — если учесть служебные формы главных Размеров и их Дроби (Дробные Размеры — как логаэдических так и силлаботонических Размеров), на константный Восьмисложник с ударением на 7 слоге выйдет 64 Размера, а на Восьмисложник — 128 .

Собственно, любой Сложник, увеличивается или уменьшается в геометрической прогрессии — если я правильно трактую умножение или деление на два. Девятисложник будет иметь 256 Размеров — и так далее умножая на два; а Шестисложник будет иметь 32 Размера и так далее деля на два.

Итак, понимать это тогда, наши отцы-основатели-и-теоретики не могли, по причине гусиных перьев — и это, можно сказать не совсем Фигура Речи. Другое дело, если брать силлаботонические примеры Антиоха Кантемира, считавшего их Восьмисложниками, можно задасться вопросом, к которому мы всё никак не можем подойти — ЧТО ТАКОЕ СИЛЛАБИКА? — как не в уме...

Для Антиоха Кантемира, так это точно. Он считал слоги и даже обозначая ударность не думал о Стопе — потому что он её отринул изначально. Мы уже писали — напишем ещё раз: «Стоп рассуждение не нужно». Относительно Цезурных стихов (больших стихов) — для Кантемира, это безусловно, да: потому что это его обедняло — чем больше строгость тем меньше пространства для танцев. Но для чего тогда, решив не рассуждать о Стопе, если дело касалось безцезурных (малых стихов), заменять её на более затратную терминологию и рассуждения? Вот ещё один пример — 3- стопного Дактиля (не последний, но характерный для) Кантемира:

========================
§ 50. Есть еще и другой способ к составлению девятисложных стихов без сечения, но трудный, для того что неотменно требует скользкую рифму и чтоб первый, четвертый и седьмой слог был долгий, а осьмой и девятый — короткий неотменно же.

Пример:

ЛИш/ ня/ го/ рЯч/ ность/ к поз/ нА/ ни/ ю
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Зла и добра была гибелью
Нашего рода начальнику.
========================

Трудный не трудный — в зависимости от роста пиита — но любой Размер, сохраняющий принцип двух Из... (Метра и Слога) ЛЕГЧЕ, нежели Размер комплексный — не соблюдающий этот принцип двух Из... . Метрически — это факт. Хотя, над словами Кантемира можно и призадуматься. В том смысле, если львинная доля стихов пиита состоит из комплексных стихов, ходить ровно, ему — всё равно что не пить вина. Как, например, для того же Маяковского — который свои Ямбы и Хореи, если писал, то преимущественно вольно (имеется ввиду сохраняя Метр, но нарушая слоговой объём). Но это и понятно (возвращаясь к Кантемиру) из приведённых примеров — лучший пиит того времени, в наше время не выдерживает никакой критики своих силлаботонических примеров.

Иногда, в американских фильмах, словно специально, натыкаешься на странные диалоги. Например, герой говорит — как пишется то или иное слово? На что другой ему отвечает: Эс-Эль-О-Вэ-О . Ну понятно, что слово-то моё, но непременно так — любое слово: Эм-А-ША-И-Эн-А . Я, как-то попробовал сие на больших словах — вроде бы интересно. Правильно ли — другой вопрос.

Когда детей учат читать по слогам, сохраняется принцип произношения слова: СЛО-ВО, МА-ШИ-НА — потому что в каждом слоге присутствует взаимовыгодное сотрудничество гласных и согласных букв, где согласные буквы подчиняются гласным, тогда как произнося слово ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по буквам — где каждая буква выходит королевой своей симфонии — каждое слово, словно каракатица — и дисгармония этого произношения очевидная.

Я это к чему, понимание Слога (самого по себе — как ударного так и неударного) и Стопы (состава ударного и неударного слогов) несколько похоже на эту американскую комедию Азбуки (и везде, где учат детей читать по буквам) супротив русской (и любой другой, где учат детей читать по слогам — супротив кубиков-рубиков, которые они собирали в дошкольном возрасте).

Принцип Стопы, не только более энергономичней нежели Слог, но он, также и более практичный. Удобство заключается в том, что не надо постоянно рассуждать о количестве слогов и ударности, просто написать Я4 или Д3ж и сразу же становится ясно о чём идёт речь. Тот же слоговой объём (который уже не нужен), также известен: Я4 = 2+2+2+2 = 8 слогов, где ударность расположена на чётных позициях, и последний слог, соответственно ударный; Д3ж = 3+3+2 = 8 слогов, где ударность расположена на 1, 4 и 7 слоге, а последний слог безударный. То же самое относится к Логаэдам, только здесь, всё немного сложнее. Так ХД4м_а2 (Гликоней) будет равен такой комбинации: 2+3+2+1 = 8 слогов, где ударность расположена на 1, 3, 6 и 8 слоге, и последний слог, соответственно ударный; ХД4м_а3 (Пкбс) = 2+2+3+1 = 8 слогам, где ударность расположена на 1, 3, 5 и 8 позиции и последний слог, также соответственно ударный.

Виды Логаэдов, где символика букв и цифр говорит о расположении их в системе Логаэдов, также важна. Так символы — а, б, в и так далее означают число дактилических или анапестовых Стоп в Размере; а цифры — 1, 2, 3 и так далее означают место этих Стоп в логаэдическом Размере — по началу, когда какая-либо трёхсложная Стопа одна. А вот далее — всё, несколько сложнее. И пока, я не знаю как сие охарактеризовать.

Сколько написал! Тогда как проще: Я4, Д3ж, ХД4м_а2, ХД4м_а3 — всё. Нажимаешь на кнопочку и пошёл гудок. Многие ли из вас знают мобильные номера своих знакомых и близких? А многие ли из вас записывают их на бумаге и каждый раз вводят цифры, чтобы позвонить своим знакомым или близким? Да неужели! — мама, папа, Алексей, Аня, Наташа и так далее... — где в каждом имени заключён номер телефона? Ну вы гении дорогие мои! Или ваши телефоны. А мы, в Тьмутаракани, всё маемся по-старинке...

Таков принцип Стопы, без которой нет никакого понимания Размера. А с тем и запоминания его. А должно быть также, как у ваших телефонов. То есть, та же энергономичность Стопы — это и её практичность. Касательно же самой практичности Стопы, то без неё нет понимания форм Размеров. Это важно, потому что стихи не всегда бывают полноударны. Однако же это не значит, что Я4 первой формы это не Я4, если его форма третья:

Вползает ночью в этот стих
о1о1о1о1
Играющее с нами зло
о1ооо1о1

— несмотря на то, что ритмически они достаточно сильно отличаются друг от друга. Только ведь, это не 4- стопный Ямб виноват, не формы 4- стопного Ямба виноваты, а пиит, по тем или иным причинам, не могущий с ними поладить:

Вползает ночью в этот стих
о1о1о1о1
Божественный нектар любви
о1ооо1о1

легкО_мазУрку танцевАл
о1о1ооо1 — 4 форма
и клАнялся непринуждЁнно
о1ооооо1о — 5 форма

— Александр Пушкин, не в счёт. Хотя Александру Пушкину это было без разницы — настолько думать о формах, как собственно и мне, — больше чем они есть и того заслуживают. Но я уверен, Александр Пушкин не говорил, что, де, те или иные стихи не Ямбы, а те — не Хореи и прочия, как и для вашего покорного слуги: это недопустимо. Но есть такие люди, которые, почему-то отрицают не полноударные Ямбы (как и другие Метры). Есть другие — которые называют не полноударные Ямбы пиррихийными. И так далее — кто на что горазд. Дорогие мои, я не опускаюсь до мнения таких людей. Также, как я не опускаюсь до чтения книг по слогам.

Другое дело, что сказано было много — и сколько в этом сказаном воды, нам ещё предстоит выяснить. Главный вопрос, на который мы ищем ответ — а точнее, пытаемся его стабилизировать, — уже был: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СИЛЛАБИКА? И в довесок к ней Тоника — которой характеризуют фольклор и которой прочат упорядоченность в числе Слов (или ударений).

То есть, должен ли я называть и формулировать Систему стихосложения как Силлабика (немного забывая о Тонике), только потому, что были времена, когда пииты считали Слог главным измерительным элементом стиха? Разве в школах постулируют геоцентрическую систему мира — когда Солнце вращалось вокруг Земли — более чем этого требует исторический фактор? Ответ: Нет. Тогда откуда взяться Силлабическому стихосложению? Где Вы взяли Тоническое стихосложение?

Другое дело, что у нас не физика, и опыт той или иной стабилизации или организации стиха, создаёт тот или иной Ритм, если не говорить об определённом количестве Размеров. Тогда, чем отличается русское Силлабическое стихосложение от итальянского? У нас, это были Цезурные Тактовики — если говорить о двух главных Размерах: 11- сложнике и 13- сложнике. Но что было в других странах?

Впрочем, это уже другая история. Напоследок, хочется продемонстрировать читателю некую разновидность модели мозаики одного 4- стишия, путём членения его по 1. Словесному объёму; 2. Слоговому; и 3. Стопному. Дабы каждый из вас смог оценить важность лучшего...

ЛЕГО-МАНИЯ: Собери 4- стишие.

========================

1. СЛОВЕСНЫЙ ОБЪЁМ — или просто Слово:

плескался вечер странник
слепых и радостных снов
прекрасен взгляд притихший
диких же роз уставший
между нами в волнах угроз
миг тебе на парус

========================

2. СЛОГОВОЙ ОБЪЁМ — или просто Слог:

/тих/ /взгляд/ /ший/ /как/ /миг/ /и/
/ник/ /плес/ /ший/ /ких/ /снов/ /ди/
/ус/ /кал/ /тав/ /дост/ /ми/ /сен/
/ра/ /пых/ /роз/ /же/ /прек/ /те/
/на/ /сле/ /роз/ /ных/ /бе/ /уг/
/ра/ /нах/ /рус/ /меж/ /ве/ /ввол/
/чер/ /па/ /при/ /стран/ /ся/ /ду/

========================

3. СТОПНЫЙ ОБЪЁМ — или просто Стопа:

/диких/ /вечерплес/ /роз/ /роз/
/странник/ /сновте/ /расен/ /радостных/
/вволнах/ /нами/ /беус/ /пыхуг/
/кался/ /какжепрек/ /тихший/ /парус/
/мигсле/ /взглядипри/ /между/ /тавший/

========================

Совет: Не трогайте слоговой объём — вы лишь потратите время на собирание слов, которые уже даны (в стиховом порядке). Но не трогайте и словесный объём (это не то стихотворение), вы — можете пойти не тем путём. Начните со стопного.

Чисто-теоретически, в такое Лего может играть наш разум. Единствено помните (в который раз) — в представленных Стопах, Ритма всё равно нет. Чтобы был Ритм, нужно собрать Стопы в Слова (первый Ритм): Слова в группы Слов (второй Ритм): группы Слов в Строки (третий Ритм): Строки в Строфу (четвёртый Ритм).

Удачи! — дорогие мои. Всем, кто дочитал до конца — респект и уважуха. Остальным... — вы, всё равно этого не увидите. Ну и правильно.