Утро вечера мудренее - рассказ для детей

Елена Акулова-Трофимова
прозаическая миниатюра для детей из цикла "Свет и Мрак"

Живут в нашем мире два волшебника: Свет – добрый маг, и Мрак – злой чародей. Дел у них много и жизнь их наполнена важными делами.

Свет просыпается вместе с восходом солнца, заходит в леса, сады, на поля и огороды, пробуждая деревья и все былинки-травинки. Каждую живность он одаривает своим теплом и живительной энергией. В деревнях и сёлах петухи первыми радостно встречают ранний свет доброго волшебника, а люди так и говорят: «раз Свет наступил, пора вставать». В города тоже приходит рассвет – это так добрый волшебник провозглашает новый день, Он дарит людям каждое утро новую жизнь. Наступает новый день, и именно сегодня они могут исправить свои ошибки, попросить прощения, сделать что-то доброе и для близких, и для малознакомых людей. Утром люди полны сил, сбросив с себя вечернюю усталость.
Свет очень любит людей, он так старается весь день наполнить светом, что к вечеру устает, отдав все силы своему труду.

Об этом хорошо знает злой чародей Мрак. Ближе к вечеру он подкрадывается к Земле, когда Свет, посланный Солнцем, постепенно теряет свои силы. Солнце уходит на закат, забирая с собой доброго волшебника. И только Луна, наш дежурный ночник, спасает землю от полного затмения.

Мрак вселяет в людей беспокойство и тревогу, так как темнота не позволяет видеть, что происходит вокруг, а незнание вселяет страх. К вечеру у людей остаётся совсем немного сил, и они не могут сопротивляться Мраку.

Как-то раз Свет проник через окна в квартиру одного дома в небольшом городке, где жила семья – мама, папа, дочь и сын. Он увидел, что родители уже позавтракали и спешно собираются на работу. Они оставили на кухонном столе записку и тихонько удалились, заперев за собой дверь. Через полчаса, в семь утра, зазвенел будильник, в детских кроватках сладко потянулись ребята. Сначала встала с постели старшая сестрёнка лет десяти, затем нехотя пошёл умываться младший брат, которому на вид было не больше семи лет. Сестра заплела свою косичку, умылась, оделась, напомнила брату проверить, все ли учебники и тетрадки он положил в портфель. Затем они позавтракали, стол уже был   накрыт, каждый вымыл за собой посуду. Сестра прочитала записку родителей вслух:
«Доброе утро, наши родные! Вот вам задание на день:
– уберите свои постели;
– вымойте посуду;
– возьмите деньги и передайте их учителям за обеды;
– после школы и кружков сходите в магазин за молоком и хлебом;
– пропылесосьте в квартире и сделайте уроки. И не ссорьтесь.
Мама и папа.»
– Слышал, братик? – Постель убрал? – Молодец. Обувайся, пора уходить, а то в школу опоздаем.

Свет проводил наших ребят в школу, осветил дороги, улицы и площади.  Пока он трудился в городе, дети после учёбы пришли домой. Старшая сестра заботливо поинтересовалась успехами брата в школе, уточнила, передал ли он учительнице деньги, взяла сдачу и отправилась в магазин выполнять поручение родителей, а брату разрешила немного погулять во дворе. Возвратившись с улицы, они распределили обязанности по дому, и, исполнив их, приступили к домашнему заданию. Сестра делала свои уроки, не забывая присматривать за чистописанием брата.

К вечеру Свет стал уставать, его сил уже не хватало для освещения дома, и ребята включили люстру. Распахнулась дверь, это родители пришли с работы.
И тут что-то произошло с детьми: они начали капризничать, ссориться и жаловаться друг на друга. Девочка обзывала младшего брата обидными словами, предъявляя к нему претензии:
– Ты вечно бегаешь за мной, то еду тебе положи, то не знаешь, как написать правильно слово, с улицы пришел весь в снегу, а я за тобой убирай? Надоел ты мне хуже горькой редьки.
– А ты, ты заставила меня свою тарелку помыть, ты – лентяйка.
И дальше пошло-поехало:
– Мама, а ты знаешь, что твой сын до сих пор не убрал за кошкой, я не буду за ней убирать, вы вечно меня крайней делаете – я вчера за ней убирала. Эта кошка не может аккуратно в туалет сходить, наполнитель вокруг нагребла своими лохматыми лапищами!
– Папа, что она ко мне пристает? Пусть лучше уроки свои учит, ей ведь уже много задают!
– Не буду я делать математику, учительница аж десять номеров задала, я устала, я еще сериал хочу посмотреть. А тебе, дрянной ябеда, сейчас под зад надаю!

Всё это слышали не только родители, но и злой чародей Мрак. Он радостно потирал руки, наблюдая за тем, как проявляется всё тёмное, нехорошее в поведении детей – как будто их подменили.

Родители были очень опечалены тем, как ведут себя дети. Мама пыталась им что-то объяснить, но они её будто и не слышали. Папа запретил смотреть дочери сериал, сказав: «Быстро иди учить математику, телевизор будешь смотреть, когда научишься вести себя достойно!», а сыну велел идти спать, так как он расплакался, когда ему было сказано убрать игрушки.
В доме вскоре погасили лампы, Мрак поселился повсюду. Он радовался тому, что Свет был далеко за горизонтом и не мог дать ребятам живительной энергии для того, чтобы поступать по-доброму.

И вот ребята легли в свои кровати, каждый со своими мыслями и обидами. Младший брат плакал и просил включить свет, потому что ему страшно – он боится темноты. Сестра переживала за то, что не выучила математику, за то, что огорчила родителей, в чём-то винила себя, в чём-то брата. Она пыталась найти объяснение своему поведению и не могла. Девочка размышляла о том, как завтра будет себя вести, ей хотелось найти правильное решение, но в голову почему-то лезли совершенно другие мысли: это были обиды и на брата, и на маму, и на папу, и на учительницу математики. Постепенно слезы намочили её подушку, и девочка, тихонечко всхлипывая, заснула. Мрак был очень доволен своими достижениями: ведь он специально заставил ребят в белом видеть чёрное, а в добром – злое.  Ребята говорили своим близким обидные слова – они будто сами слетали с языка.

Наступило утро, ночь сдала свои позиции, Мрак много чего натворил во всём городе, и наконец, выбившись из сил, удалился. А Свет ласково лучиком солнца скользнул по подушке, поиграл ресничками ребят, нежно пробуждая и призывая их к новому дню, к новым свершениям.

Дети проснулись, чувствуя свою вину, но к их удивлению те вопросы, что мучили их вечером, сегодня больше не тревожили. Все ответы словно лежали на поверхности.

«Как так? – думала девочка, – нет той печали и тех обид, которые меня вчера беспокоили? Всё очень просто. Я люблю и маму, и папу, и, конечно, своего наивного, еще несмышлёного и такого ранимого братишку. Как хорошо, что я рано проснулось, надо быстренько доделать задания по математике, ведь учительница хочет, чтобы мы хорошо выполнили контрольную работу, потому и задала побольше».

Вскоре младший брат тоже проснулся, убрал свою постель и пошел умываться. Новый день во многом был похож на вчерашний: Свет был доволен тем, что всё идет своим чередом, родители, как всегда оставили записку с поручениями для ребят, а те дружно собирались в школу. Когда ребята вышли из дома, братик, щурясь от солнечного света, взял сестрёнку за руку и попросил: «Не сердись на меня, пожалуйста – хочешь, я сегодня опять твою тарелку вечером помою, и за кошкой всегда-всегда буду убирать?»
– Да кто на тебя сердится? Ещё чего! Я сама хороша. Как там говорил кот Леопольд?! – Давайте жить дружно! Сегодня вечером я хорошенько у тебя уроки проверю, все дела вместе сделаем, и мама с папой обрадуются, что в доме мир, свет и никакого мрака!

Недаром говорят: «Утро вечера мудренее!» – свет наполняет красотой окружающий мир, напоминая всем нам: «любите и берегите землю, любите друг друга, любите жизнь, наполняйте её добрыми делами, словно кирпичиками, из которых выстроится здание успешной и счастливой жизни каждого человека».