Что такое техника в стихах

Дмитрий Маслов -Критика
Техника – это ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение многочисленных компонентов литературного произведения.
Почему-то многие люди, пишущие стихи, забывают, что стихи – лишь частный случай литературного произведения. Им кажется, что зарифмовав строки и выдержав размер, они уже решили все вопросы, связанные с техникой.
То, что стихотворение - полная белиберда, безграмотная и бессмысленная, пускай и зарифмованная, у них вопросов не вызывает.
Самое главное это не «глагольная рифма», а все остальное сгодится.
Это распространенное заблуждение и вынудило меня взяться за написание данной заметки.

Я считаю, что стихотворная техника – это умение автора выполнять множество ограничений, которые накладывается на прозаический текст, а ТАКЖЕ ограничения, которые накладываются на специфическую организацию текста в виде стихотворных строк.
При этом принципиальной разницы между стихами и прозой я не вижу, кроме того, что стихи – это ритмизованная проза и, соответственно, ко всем ограничениям, которые существуют для прозы, добавляется просто еще ряд дополнительных ограничений.

Очевидно, что чем больше ограничений, тем сложнее их все одновременно выполнять. Обязательно, какие-то элементы начнут «проваливаться». Собственно, мы это может постоянно наблюдать у авторов. Даже профессиональному поэту крайне сложно (или почти невозможно) написать текст в стихотворной форме, звучащий так же правильно и чисто, как если бы это была проза. Наверняка придется либо немного пожертвовать точностью лексики, либо слова переставить, либо пуститься еще на какую-нибудь уловку.
И тут важно минимизировать проблемы, связанные с ритмизацией текста. Чем меньше неестественных, притянутых мест или специфических стихотворных «коряг», тем лучше. Это и есть техника.

Я часто предлагаю авторам мысленно произвести эксперимент – записать стихи в виде обычного (прозаического) текста. Нормально звучит? – или быть может не по-русски как-то, криво, непонятно? А вот хороший стихотворный текст и в виде прозы будет смотреться прилично.

Теперь перечислим элементы с разбивкой на группы:
А. Основные (проза):
- Осмысленность речи
- Грамотность
- Синтаксис (правильный порядок слов в предложении)

Это то, без чего любой текст становится бессмысленным набором слов. Программа-минимум.

Б. Дополнительные (проза):
- Содержание
- Стилистика
- Композиция (сочетание различных частей произведения)
- Образность, художественные достоинства
- Звучание

Это наполнение текста тем, что делает его важным /полезным/интересным определенным читателям. Ради чего вообще стоит открывать книгу.

В. Основные (стихи)
- Ритм
- Компоненты ритма (деление на строки, выдержка размера, рифмы)

Это специфические элементы, которые отличают стихи от прозы.

Г. Дополнительные (стихи)
- специфические стихотворные компоненты (деление на строфы, акростихи и др.)

Таким образом, стихотворная техника – это, грубо говоря, «сумма баллов» за все компоненты, включая те, которые относятся и к прозе.
А не только «зарифмовать». Что многие авторы почему-то не понимают.
А еще лучше – не суммировать «баллы», а наоборот, вычитать их, если какие-то элементы не находятся на должном уровне.
Чем пришлось пожертвовать для того, чтобы стихотворение приняло свой вид.

Не все компоненты равнозначны. Хуже всего, когда авторы жертвуют базовыми (прозаическими) элементами для того, чтобы выдержать размер и рифму.  Их стихи становятся бессмысленным набором слов, который читать невозможно, да и никто не будет это делать. Неумение грамотно и осмысленно выражаться относится к технике, а вовсе не является особенностью жанра, как некоторые пытаются представить!

Конечно, чем-то жертвовать придется, важно лишь "минимизировать потери". Написать идеальные стихи почти невозможно (разве что очень короткие) – слишком много всего приходится учитывать. Но возможно именно в этом и состоит основной интерес – все в руках стихотворца.