Агасфер

Генрих Ужегов
                Тысячи лет проходили сквозь меня как секунды…
                Агасфер.               
ВСТУПЛЕНИЕ

Ты во все века
                был молод
И неповторим.
Старый город,
         Вечный город
Иерусалим.

И захватчикам
          без  родин,
Словно воронью,
Всем  хотелось
          Град Господень
Взять под власть
           свою.

К славе здесь
     Искали брода               
Кир и Антиох,
        Но никто души народа
Покорить не мог.

Под напором
      войн и распрей
Устоял твой Крест**.
      Здесь Христос был
чернью распят,
      распят и  воскрес.

Потому что
        у порога
Страшного конца,
        выполнял Он
Волю Бога,
         Бога и Отца.

                ЧАСТЬ 1
                СУД  ПИЛАТА

                «Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: "вы
                привели  ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я
                вас   исследовал, и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы
                обвиняете   Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел
                в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу".

                В Евангелии: от Матфея, гл. 27, 15-26; от Марка, гл. 15, 6-15.

С утра  к претории *** Пилата
Пришла толпа судить Христа:
Посла небес,  чьё  имя свято,
Чья жизнь безоблачно чиста.

Кругом  служителей  туники,
Здесь Зло сегодня божество.
И топот ног, и шум, и крики:
- Распни Его!  Распни Его!

- За что же вы его на муки?
Он Царство Божье предсказал…
Тогда я умываю руки. -
Пилат презрительно сказал.

- За совершенное злодейство
Вы проклянёте этот час.
И горем станет иудейство,   
Коль ляжет кровь Его на вас…
 
Первосвященники кричали:
- У нас один лишь кесарь царь,
А чтоб Христа мы величали?..
Нет!  Будем жить, как жили встарь.

И вот  закончен суд неправый.
Христос толпою осуждён,
А, злом запятнанный,   Варавва ***, 
Развязан и освобождён.

Посланца Бога  окружили
И, продолжая шутовство, 
Венец терновый возложили,
Смеясь, на голову Его.

Под оскорбительные  речи,
Плевки, насмешки и битьё
На   окровавленные плечи
Надели грязное тряпьё.

Кругом безжалостные лица
И   разъярённая  толпа,
Которой есть чему гордиться
Она всевластна  и  слепа.

Христос обвёл всех скорбным взглядом
В крови, избитый и босой…
А смерть уже шагала рядом,
Махая ржавою косой.

Она тогда ещё не знала,
Что для  Святого  смерти нет.
И тихо песню напевала,
Идя за смертниками вслед:

                Песня смерти


                На грешной Земле всё подвластно мне.
                И я всё   живое  пугаю.               
                А люди, как свечки, горят в огне,
                Который я разжигаю.

                Судьба многолика.  К живущим порой
                Она не всегда справедлива.
                Один дыру прикрывает дырой,
                Другому  везёт на диво.

                Один язычки соловьиные ест,
                Другой  обитает  в яме,
                И кто – то  несёт на Голгофу свой крест,
                А кто – то  мешок с гвоздями.

                Так было всегда и так будет  впредь,
                Живые пусть тешатся вволю.
                Одна только я, неподкупная смерть,
                Несу всем покой и волю.

                ГЛАВА 2
                КРЕСТНЫЙ  ПУТЬ


                «После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан
                был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и
                издевательствами.   Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него
                багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужден¬ным на распятие
                полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи
                Спасителю   крест Его и повели на место, назначенное для распятия.
                Место это был холм, который назывался Голгофою, или лобным местом,
                т.е. возвышенным…»

                См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 27-32; от Марка, гл. 15, 16-21.

О! Как тяжёл ты, Крест Господень.
И не видать конца  пути.
Но, если небу ты угоден,
Тот Крест  ты должен донести.

Христос устал. Избито тело.
И заливает кровь лицо.
Но Дух силён. Благое дело
Ему завещано Отцом.

А  тяжкий Крест – грехи людские.
И, человечество любя,
Он, Богом посланный  мессия,               
Их   должен принять  на себя.

Упал.  А встать нет силы боле.
Ему б немного отдохнуть,
Но  ангел зла когтями боли
Рвёт изболевшуюся грудь.

Уже, как пятна, чьи-то лица
И взгляды полные вражды.
День Пасхи празднует столица.
Ну, а Ему б глоток воды…

С трудом поднявшись, прислонился
Христос к   небеленой стене,
Но тут хозяин появился:
- Иди! Ты здесь не нужен мне.

И оттолкнул  Его  со злобой
Под улюлюканье   и смех:
- Мне не хватало ещё, что бы
Меня позорил ты при всех.               

Иди! Иди! И он надменно
На  путь Тернистый указал…
Христос поднялся. И смиренно
Жестокосердному сказал:

- Ты  поступил бесчеловечно,
На   весь свой род  навлёк беду
И  будешь жить  на свете вечно,
Пока я  снова не приду.

-И Агасфером ты отныне
Для всех пребудешь, иудей,
Мир  станет  для тебя  пустыней,
Ты – чужаком  среди людей…

                -:-
Хоть силы были    на пределе,
Он  шёл  под щёлканье  кнута
И люди с жалостью смотрели
На  изнемогшего  Христа.

А в это время возвращался
Домой с работы Симеон
И на дороге повстречался
С процессией печальной он.

Он видел, как от тяжкой ноши
Изнемогал  Христос  уже,
А, рядом шедшие, святоши
Смеялись в глупом кураже.

Был возмущён Киринеянин****,
На сердце стало горячо.
И   он,   душою христианин,
Подставил   под  бревно  плечо.

Без  нареканий и  боязни
Помог Христу,  как  брату  брат,
И  Крест  тяжёлый к месту казни
Пронёс  почти от Судных врат.

А Агасфер? Молва гласила:
Забыл  про все свои  дела, 
Когда   неведомая сила
Его в дорогу позвала.

И он,  как   агнец на закланье,
Под шум толпы и  звон мечей
Без интереса и желанья
Пошёл за сбродом палачей.

Он видел все Христовы муки,
Преторианцев суету,
Как прибивали  Его руки
 К Животворящему Кресту.

И в память врезалась картина:
Христа   усталое чело,
Когда «копьё судьбы» Лонгина
Его  мученья прервало.      


                ГЛАВА 3.   СКИТАНИЯ АГАСФЕРА

                «И ты будешь вечно идти, и не будет тебе ни покоя, ни смерти».
                Из диалога Иисуса и Агасфера.

Всю ночь по Иерусалиму
Бродил уставший Агасфер
И в  мыслях грешника  незримо
Блуждали тысячи химер.

Похожий на   иногородца,
Вокруг не видя ничего,
Он знал, что больше  не вернётся
К порогу дома своего.

Гонимый страхом  катастрофы,
Прошёл он Судные врата
И вдруг увидел тень Голгофы,
На ней чернели три креста.

Здесь под горой был вход в пещеру,
Скалой заваленный почти.
И стало страшно Агасферу
К пещере этой подойти.

Он знал кто там. А вдруг случится,
Что он услышит чей-то глас.
И  вход в пещеру отворится,
И Он покажется сейчас?

Великим страхом  обуянный
Он от горы той  побежал,
Где Божьим светом  Осиянный,
Христос  истерзанный  лежал.

Шёл Агасфер по диким склонам
Через Масличный перевал,
По узким тропам Завулона
Туда, где раньше не бывал.

Один.  Для всех чужой отныне
Он шёл, куда глаза глядят.
И ни долины, ни  пустыни
Не  привлекали его  взгляд.

Он шёл в печали и тревоге,
Не видя цели вдалеке.
Его израненные ноги
Кровь оставляли на песке.

Прошёл он много стран и весей
Вдали от дома своего.
Для Агасфера мир стал тесен,               
А смерть бежала от него.

Всегда и всеми презираем,
Уже уставший кочевать,
Считал он то селенье раем,
Где  мог   бы  переночевать.

Он проходил бесшумной тенью
И всех расспрашивал о  том,
Настало ль в мире просветленье?
Идёт ли человек с крестом?

Его встречали на Востоке
И на дороге, ведшей в Рим,
И в нескончаемом потоке
Идущих в Иерусалим.

Однажды он монаха встретил,
Попав в Афонские места,
Тот был душой и ликом светел,
И жизнь его была чиста.

В свою избушку под скалою
Он  на ночь путника пустил,
И вкусным чаем с пастилою
И мушмулою угостил.

И помолившись на ночь Богу
Спросил   скитальца про житьё.
Что повело тебя в дорогу,
Как имя скорбное твоё?

- Ты хочешь знать бродяги имя,
В каких краях я раньше жил?
Так знай: деяньями своими
Я  добрых слов  не заслужил.

- Я – Агасфер. По воле Бога
Мне недоступна доброта.
Я тот, кто оскорбил  жестоко,
На казнь идущего Христа.

- С тех пор  я сотни лет скитаюсь.
За мною следом ходит страх.
Я  перед каждым  встречным  каюсь
В  своих пороках   и  грехах.

- И состоянье это длится
Уже почти две тыщи лет.
К чему, отшельник,   мне стремиться?
Мне жизни нет, и смерти нет…

- Судьба к живущим беспристрастна.
Года проходят, словно сон,
Не смерть страшна, а жизнь ужасна, -
Сказал когда-то  Соломон…

Из шалаша отшельник вышел,
Сказал: -  В былые  времена
Я притчу   от монахов слышал.
Мне в память врезалась она.

                «Где есть Христос, там будет и Иуда,
                А где Иуда, там всегда кресты.
                Мир не изменит никакое чудо
                За исключеньем чуда доброты.

                Пока жестокость не забудут люди,
                Земля не станет колыбелью роз.
                Из века в век, так было и так будет-
                Добро и зло, Иуда и Христос».

И, обернувшись к Агасферу,
Отшельник тихо продолжал:
Я с детских лет Христову веру
Всегда любил и уважал.

Господь сказал: - Живите, люди,
Себя сомненьем  не губя.
Пусть зло вам души не остудит,
Других любите, как себя.

- Важнее заповедей Божьих
Нет в этом мире ничего.
И нам, как свет на бездорожье,
Святые Истины  Его.

-Ты, Агасфер, в своих скитаньях
Провёл  немало долгих лет
И понимаешь, что страданья   
На сердце оставляют след.

По воле имени святого
Ты, сквозь неверья пелену,
Познал учение Христово
И осознал свою вину.

И помни, что на этом свете
Твоя задача непроста.
Ведь ты – единственный свидетель,
В день казни видевший Христа.    

Неси в народ Христа ученье,
Будь справедлив и добр всегда
И Бог прервёт твои мученья
Ещё до  Страшного Суда.

                23 февраля 2017 г.

                ПРИМЕЧАНИЯ -1

*      Агасфер - иерусалимский сапожник Майкоб Адер. Имя Агасфер он получил только в 16 веке.  Возможно, первым свидетельством об Агасфере является сборник историй VI века «Леймонарьон» Иоанна Мошаса.
        На вопрос о своем имени Агасфер отвечал: «я тот, кто ударил Господа, идущего на казнь, по лицу».
 
* *    Животворя;щий Крест, или Крест Господень, или Животворящее Древо — крест, на котором, согласно христианскому вероучению, был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям.

***    Имя Варавва (древнеарам. Бар-Абба) состоит из «бар», что означает сын, и «абба», что означает отец.  Предводитель шайки  разбойников, грабивший народ  в окрестностях Иерусалима.

****    ПРЕТОРИЯ - шатер военачальника, резиденция правителя.

* ****   СИМОН КИРЕНЕЯНИН - Жил он в Египте, в городе Кирены, в иудейской колонии, и было у него двое сыновей, по имени Александр и Руф, а самого его звали Симон. Однажды, мы не знаем, при каких обстоятельствах, собрался он со своей семьей на родину отцов, в город Иерусалим. Поехал туда, нашел и купил себе дом, купил около города поле, которое с сыновьями обрабатывал, и так кормил себя и своих домашних.
 Симон, остался навсегда в памяти Церкви не случайно. Он стал Крестоносителем Господа Иисуса, понес Его бремя,   Сейчас его называют святым Симеоном.

******     Преторианец Лонгин, чтобы прекратить муки Христа, поразил Его  копьём. Копьё Лонгина («копьё Судьбы» считается одной из важнейших реликвий христианского мира, а сам  Лонгин  – почитаемый святой.

                ПРИМЕЧАНИЯ – 2

    В день памятной встречи ему было тридцать лет. Он обошел многие страны, нуждался, болел, состарился. Но, достигнув столетнего возраста, вновь стал тридцатилетним — и все повторилось вновь. С тех пор Вечный Жид, не зная отдыха, не задерживаясь в одном месте более трех дней, ходит по земле, ожидая, когда вернется  Тот, Кто отправил его в этот нескончаемый путь.

Существует предание, что раз в пятьдесят лет Агасфер подходит к Иерусалиму, чтобы вымолить прощение у Гроба Господня, но каждый раз в Иерусалиме случаются страшные бури, и ему не удаётся осуществить задуманное.

    Агасфер  дошел до Голгофы, видел последние муки Христа, а когда все было кончено, не смог вернуться обратно. В день памятной встречи ему было тридцать лет. Он обошел многие страны, нуждался, болел, состарился. Каждый раз, достигнув 100-летнего возраста, он заболевает непонятной болезнью. Мучения переходят в странный экстаз, а затем, обреченный на вечность, выздоравливает и... возвращается к тому возрасту, в каком был в день смерти Христа.

 С тех пор Вечный Жид, не зная отдыха, не задерживаясь в одном месте более трех дней, ходит по земле, ожидая, когда вернется  Тот, Кто отправил его в этот нескончаемый путь.

          Кузнец, ковавший гвозди для Христа был обречён   вечно ковать их.

                АГАСФЕРОВ ВОПРОС

     Богоматерь Мария была еврейкой.  Иисус был смиренным евреем, приёмным сыном плотника. Ловил рыбу, лечил людей, учил своих учеников отказываться от мести, имел  дар предвидения, поэтому принял со смирением свою судьбу!
И, конечно,   он не мог мстить своему народу за свою смерть.

Главная, наиболее распространенная идея легенды ; Вечном Скитальце — судьба еврейского народа, скитающегося на чужбине уже много столетий. Вечный Жид не имеет ни крова, ни своего очага, — еврейский народ также  много веков  не имел  отчизны. Но Бог простил  своего обидчика,  и еврейский народ также возродился к новой жизни.

Однако, как считают многие,   Агасфер  был не только воплощением еврейского народа. В течение веков в глазах многих художников и мыслителей он поднимался до символа всего человечества, которое в конце каждой эпохи видит тщетность своих ожиданий  и, каждый раз,  переродившись,  но не учтя ошибок прошлого, начинает свой путь заново.   
 
 Худой, изможденный, длинноволосый,  Агасфер теперь  уже  сам обращается к  каждому встречному с вопросом: «Скажи, идет ли уже Человек с крестом?»          
И этот вопрос вечен.

                Тысяча лет одиночества
 
Он жил бесконечно долго, потеряв всех своих близких, обрастая многочисленными знакомствами, но, не имея возможности обзавестись друзьями; заходил в города, посещал монастыри, удалялся в неведомые уголки земли, надолго исчезая из поля зрения, — и всюду оставался один. Вот и вспомнишь тут царя Соломона и его прозорливое «спасибо, не надо» на предложение эликсира жизни. Да и лаконичный план пушкинской поэмы о «скитающемся жиде» становится вполне понятен — «Не смерть, жизнь ужасна».
    
   В это время он уже не бредет по широким трактам и неторным тропинкам многолюдной Европы, а непрерывно ходит вокруг высокого столпа в мрачном подземелье. Или сидит под девятью замками, страшный, нагой и заросший. Иногда, впрочем, как и прежде, досужий путешественник может столкнуться с ним и на дорогах — время для подобных встреч лишенный смерти странник выбирает раннее, погоду предпочитает пасмурную, а случайного прохожего уже не одаривает добрым советом, счастливым пророчеством, не указывает ему и утаенных кладов