За поворот дороги дальной

Владимир Иксанов
               
                Всего прочнее на земле печаль
                И долговечней – царственное слово.
                Анна Ахматова

Новая книга Екатерины Козыревой «Богатый остров»  объединила стихи и поэмы разных лет.

«Богатый остров» –  художественно-поэтическое  откровение  автора, в лирических стихах которого представлен образ России. Характерно, что у поэта  переход от прошлого к настоящему идет закономерным путем. Он  в органичном движении. Творчество Екатерины Козыревой, обретая стилистику обращения к Богу через евангелические пророчества, соединяет земное и горнее, человека и природу. Сборник стихов оформлен в логике реальных событий. Прослеживается история страны, используется особый приём   –   жизнеописание  через семейную хронику отдельно взятой семьи в аспекте драматических  событий.

Открывает книгу   цикл «Отчизна».

Автор  работает в жанре  размышлений и воспоминаний  о людях и времени, делится сокровенным, раскрывает душу. Сказания Козыревой – бесценный дар поэта, взгляд издалека – точный и целеустремленный.

 …Дорога вдаль плывет печально, первоначальный  путь. Как будто оживает озаренная земля, пробуждается природа и возрождается жизнь.  «Душа наполнится высоким  в докучной, ровной тишине».  Знакомый, задушевный  мотив.  Вообще, дорога в лирическом восприятии поэтессы  –  особое состояние души,  своеобразный ориентир и  даже путеводитель  впечатлений от путешествий.  Они воплощаются в картины, образы, дела.

За поворот дороги дальней
Уходит светлая печаль,
Да главка церковки венчальной
Горит и освещает даль.
Равнина с небом светлооким
В дорожном движется окне.
Душа наполнится высоким
В докучной, ровной тишине.
Русь – беспредельная дорога.
Кладбище – в горестных крестах.
О чём, о чём ты молишь Бога
В соборах светлых на холмах?
Многострадальная, святая!
В глухой, забытой стороне,
Ты и затерянного края
Не забывай в родной стране.

Екатерина Козырева  верна  традиции  эпического  повествования.  Для неё Отчизна  –  это Вселенная, героический путь, неразгаданный простор, светлая даль. Рассказ путника, пытливый ум которого ищет спасительную идею для русского человека   –  « О чём, о чём ты молишь Бога в соборах светлых на холмах?»  Когда  в основе сильных русских характеров представлены труженики земли. Обманутые и покинутые властью, но   горячие поборники справедливости. Совестливые и уноровчатые мужики. Упрямцы с норовом. Такие – соль земли, они составляют державный уклад.

 Как всегда у Козыревой, стихи насыщены особой музыкальностью. А строки пишутся душой, поются сердцем.

Нельзя не ощутить палитру вдохновения!  Грустную интонацию. Во всем многообразии     земли – её нескончаемая  ширь и загадочная красота. Поэзия Екатерины Козыревой  –  служение народу, помощь людям, отрада для  русской души. Её удивительный голос  –  лирический «звукообраз» –   передает  величие слова. Он  –  в плаче Ярославны. Он – в  скорби  Пресвятой Богородицы. Он  –  белый плат, осеняющий Русь.

Он – молитва,  благословляющая нас…

Патриотизм  Козыревой начинается с былинных сказаний о малой родине. Описание могучих хребтов  Каменного пояса. Своеобразный панегирик Уралу. Он  –  Богатырь, охраняющий кладовую бесценных богатств и могущественный страж величия оборонного края. Он проносит нас через «могучие шеломы» гор, «глухих холмов сухие ковыли».

Удивляет пассаж: вползающий поезд «ящеркой зеленой».  Реальный контур, силуэт  изогнувшегося железнодорожного состава как точная деталь движения  –  неповторимый образ!.. красивее лишь «дикий гребень в голубой пыли»…

Читать Козыреву надо, имея под рукой  карандашик. Все яркие крупинки слов как самоцветы  малахитовой шкатулки, с особой тщательностью подбирать, не утеряв ни капельки прилежного труда…

 «Такая мощь уральской природы: высокие горы, покрытые сплошь хвойным  лесом, высокие скалы, река Белая. Её извивы повторяют движение поезда, и маленькие дома ютятся у подножия. Очень живописные места. Всё это наблюдала в  юности, когда работала в поселке Муратовка учителем русского языка и литературы», –  вспоминает автор. 

Уральских гор могучие шеломы,
Глухих холмов сухие ковыли.
Вползает поезд ящеркой зелёной
На дикий гребень в голубой пыли.
За речкой Белой, повторив изгибы,
Уйдёт в проруб туннеля, в темноту,
А вынырнет, увидят, кто б там ни был!
Глубинную Отчизны красоту…

Поэт прочитывается в рифмах, в сложениях души…  За кажущейся строгостью  сильного характера, кроется  женственность,  доброта и отзывчивость русского сердца. Она, как «заблудившийся голос», и боль, и грусть, и сопереживание.   Её мечта  –  видеть Россию великой  державой, отвоеванной  у временщика–  татя.

Перекличка веков, экскурс в историческое прошлое, воплощается в  образы, которые  прочитываются в монументах Ломоносова и Карамзина.

Значимость такого прочтения находит место  в стихотворении «Октябрь». Историческая аналогия и реальная «замять мятежной непогоды» как говорится, налицо. Главы Покрова,  Храма Василия Блаженного, самого нарядного мозаичного собора России,  вживую,  во всей красе узорчатых сплетений предстают в воображении поэта. Василий  –   божий человек, праведник, сам  Грозный царь побаивался его, а лживые бояре обходили за версту. Но даже у юродивого «копеечку отняли».  Знакомый эпизод,  клятый «дух нынешней свободы».  Русь во все века  –  воплощение черной смуты и трагической судьбы. Автор находит те главные слова, в которых заключен этот смысл. «У русского и нет иной судьбы – себя обречь на муки и печали…»   Поэтический словарь, использованный в значениях  слов «замять» (метель, вьюга, пурга), «снег оболок», « за кисеёй  туманной»  емкая, красочная фольклорная  привязка ко  времени, к месту событий. Абсолютная  точность изображения!

Рассуждения Екатерины Козыревой близки художественной проповеди Лескова, который  видел в русском человеке множество бед, но оскудению  его души всячески противостоял. «Русский человек слаб и неустойчив, но по природе своей склонен к правде  не менее  чем ко лжи».  Новаторский взгляд  поэта Козыревой заключает первооснову того, что она, как никто другой, понимает преступное слабоумие власть имущих, которые сегодня во много раз более  чем когда, тешатся наживой и карьерой. А в презрении  и  не сострадании   ближнему – перешли все нравственные границы.

Есть у Салтыкова – Щедрина  маленькая сказка «Пропала Совесть». Название  говорит само за себя. Вкратце  –  это притча об  утраченных людских ценностях. Совесть изгнана из человеческих душ, « в образе негодной ветошки мытарствует по всем социальным кругам российского общества». Это неизлечимая болезнь – порок. Она не находит своего пристанища.  Ей отказано в приюте. «Денег нет, но вы  держитесь», –  звучит, по меньшей мере, кощунственно.

 Это заметное событие, сформулированное в заглавии сказки – пропажа Совести – основа многих произведений Екатерины Козыревой. Оно определяет наличие в нем двух главных образов –  бездуховности  бессовестного мира и бесприютности Совести.

Растоптан и размыт покровный путь.
Под замятью мятежной непогоды
На камень преткновенья повернуть:
Всё потерять. Погибнуть. Без исхода.
У русского и нет иной судьбы –
Себя обречь на муки и печали...
А на роптанья робкие толпы,
Что у блаженного копеечку отняли,
Ответа нет... А главы Покрова
Снег оболок. За кисеёй туманной
Дрожат они, как редкая листва.
Да устоят под ветром окаянным!

Размышления уже много пережившего человека.  Стихи последовательно представлены в сюжетной линии и находятся в единстве жанра. Текст по содержанию близок идеологии героя. Стихотворение «В деревне» –  рассказ о поколении,  пережившем и разруху, и коллективизацию. Эмоциональная  встреча с прошлым. Повествование строится на примере трагической судьбы раскулаченной семьи. Достоверность образов хронологическая, выверена в деталях, показана ходом массового гонения русского крестьянства. Это стремление властей любой ценой добиться «успеха», которое получило историческое определение как головокружение. Стих несет в себе знаковость документа, живого свидетельства произвола. Трагическая начальная нота –  доминанта беззакония  –  через глагол «протащу» задаёт тон  стилистике произведения. Это вселенская боль, незаживающая рана  каждого в отдельности и урон  целого народа. В оптимистической трагедии константа финала усиливается  восхищением автора. Оно в благодарности  к этим людям, сохранившим не  злобные свои души.

Я себя протащу до покинутой нашей деревни.
Эх, какие там люди! В ненаписанной книге прочту.
Не обиду на жизнь, а хранимую душу издревле,
Боль за бедность в полях, истощение сил, нищету.

Поэт Екатерина Козырева мастер фольклорного письма. Стихотворная часть предельно приближена к народной лексике и гармонично живет в пространстве Великого и Могучего русского языка Авторская позиция выражена через воспоминания матери. Фактически это прямая речь очевидца.

"Четыре дома" –  продолжение темы. Выверенная позиция автора. Стихотворение наполнено лиризмом, содержательно и богато метафорами. Сравнительная характеристика высока, а стиль отличает особая красота звучания. Финал потрясает... Какое совершенство! По немыслимой траектории вдохновения построен образ и раскрыт в деталях:

Как я любила солнце на полу!
Тепло простых дорожек домотканых,
Полынный запах веника в углу,
Шум тополя. И лунный свет на рамах.
Нас четверо, а мама не поймёт,
Зачем разъехались в четыре разных дома?
Всё ждёт кого-то у пустых ворот...
Теперь её печаль и мне знакома"

Екатерина Козырева  понимает, что разрушение мира оборачивается разрушением  базовых ценностей. Стихотворение «Шли тучи на закат, как волны спелой ржи»  поражает эмоциональным накалом. В нем, по сюжету, на сопоставлении  действуют две фигуры поведения и речи. Нищий, «что бредёт с клюкой» и алчный, что смотрит на Запад. Он сильнее в своей трезвой расчетливости.  «Он скоро на тебя махнет рукой…»  И уничтожит твоё и без того жалкое существование. Нищий , «откупорит и опростает вмиг твой пьяный чертолом зелёную бутылку…» Тяжело смотреть на  обезволенного человека, порабощенного нищетой, смирившегося обстоятельствам « в своей недоле».  Через мастерство образных метафор воссоздается ощущение  вековой  пустоты, равнодушия власти к обездоленности русской жизни. 

Отмечено, что рифмы  в авторском  сложении живут самостоятельной жизнью,  во многом обретая значения пословиц. В духе народного творчества… 

Налицо  безнадежность и отчаяние.  Но, и лучик надежды, близок  просветлению. Он сверкнул  в  финальной строчке, явственно звуча стремлением отстоять край небесный…

Шли тучи на закат, как волны спелой ржи
Ушёл в небытие вчерашний ветер в поле.
О, потрясенная Земля, в своей недоле
О чем задумалась, родная, расскажи!
О том ли нищем, что бредёт с клюкой,
О том ли алчном, что не знает горя.
На Запад смотрит он, и с совестью не споря,
Он скоро на тебя махнёт рукой.
Смотри, откупорит и опростает вмиг
Твой пьяный чертолом зелёную бутылку.
Никак не заведёт забытую косилку
Еще охочий на крестьянский труд старик.
Все ближе подступает ад бетонный,
А люди пришлые язвят твои стерни...
Ужели мы дадим исчислить наши дни
И край попрать – небесный и зелёный!

Каждая новая  встреча с Екатериной Козыревой «обещает встречу впереди». «Всё непритворно в ней и внятно духу…»

Художественная лирика Козыревой... Это в первую очередь, интуиция, точно реагирующая на  перемены.  Долгое путешествие  началось с «Дороги в Болдино». По праву это знаменитая, песенная поэзия открыла путь   и приобщила автора  к высокому искусству. Многие достоинства литератора нашли своё подтверждение в данной работе.

Любовь к пейзажу у Екатерины Козыревой  каноническая и коннотативная, то есть обладающая ярко выраженной стилистической окраской. Одновременно эмоциональная, экспрессивная и оценочная.

 В авторском представлении  жизнь человека, вселенная и природа – явления одного порядка – они представлены общим мирозданием, и  никак не перечат друг другу. В мире художественного вымысла, в минуты озарения  происходят  вещи, понять которые невозможно. Их надо принимать как чудо, ниспослание свыше.  Взаимообогащение человека и природы. И признавать, и восхищаться, проникая  в  каждую деталь  природного явления, тогда  и…«мухомор – красивый бес», и  омут осени  как  яркое впечатление… «в лесу агония огня – опавших листьев дух калёный…»  Несомненно, такой картине  присущ темперамент импрессионизма,  сила и магия цвета которого равна её восторгу и успеху! 

И только темпераменты живут и властвуют над веками.

В сюжете всё переплетено и детализировано.  «Автобус, как большой ребенок, сигналил, ждал и звал меня».  Лирический герой  «не отстал», но он  возвращается из забвения «очарованного странника». Кажется, что он  опьянен  свежестью леса, он не может перевести дух. Это незначительная пауза. Словно остановка речи, вызванная потребностью  перевести дыхание, справиться с  эмоциями. Она дает ощущение  состояния  счастья и свободы. В значительной степени фраза придает завершенность мысли. То есть выполняет определенную художественную функцию.

«Дорога в Болдино» – стихотворение знаковое.  Оно отнесено к лучшим образцам поэтического слова и по праву считается шедевром поэзии. Такова оценка времени…

...В октябрьской прели пряный лес.
Слетает с губ счастливый возглас:
Ах, что за лес, ах, что за воздух!
Ах, мухомор – красивый бес!
В лесу агония огня –
Опавших листьев дух калёный.
Автобус, как большой ребёнок,
Сигналил, ждал и звал меня.
Дорога в Болдино. Поля,
Холмы, скупые перелески,
В багровом зареве земля,
И обелиски, обелиски...
Аналогия напрашивается  сама по себе. Болдино –  место наивысшего поэтического вдохновения Александра Пушкина. Побывав в  гостях у великого поэта, нельзя не почувствовать  «тихое природы увядание». Поры великолепия. Незабвенные образы  Медного всадника, Пиковой дамы, Евгения Онегина в компании с героями повестей Белкина встречают и ведут в царство литературы. Здесь до сих пор в  деревенском пруду живут золотые рыбки, обученные грамоте. Живые сказочные существа поэта! Стихотворение «Дорога в Болдино» –  красочная, ярко созданная композиция. Впечатления о поездке к святым местам. Пушкинский восторг жизни.

Скользнув эпитетом «в октябрьской прели пряный лес», автор приоткрыл занавес, и сельский пейзаж неожиданно слился с осенним великолепием. Красу укромных уголков явила чудная природа:  золотым дождем из листьев и  колючей хвои елей стала гордая вершина – корабельных сосен стать.  Древний городок на пути –  Старая Купавна… Он  означен памятью войны. В нем живы образы её. Подчеркнуто словами горечи и грусти.

Поистине Русь – богатый остров, в котором  поэтических названий не счесть. Тому свидетельство синонимического ряда!  «Купавна? Лебедь, плавно, пава, сирень, капель, купель, купава…»   Блестящий прием и исполнен безукоризненно…   

 

Поэтическое слово намного теснее и зависит от своего читателя. От близкого и надежного окружения. Счастлив автор, нашедший отклик в кругу почитателей. И коль его слово востребовано и становится свойством воображения, то сила его неминуема  –  подвигает жизнь к свершениям доброго и созидательного характера.

Как отвечает этой мысли стихотворение «Судьба»?  В фабуле стиха сконцентрировано понимание  литературной задачи. Идея и значение, и важность существа.  Стихотворение наполнено  символами. Древнерусские сказания как связь с устным народным творчеством  и, конечно, библейская тема, придают слову насыщенность предания и святости…Удручающая картина, схема которой не в выборе, а отсутствии  исхода «нет даже Камня на пути». Ударные по смыслу сравнения, в построчном исследовании сопряжены с трагедией уныния  и разрухи. «Зарос травою меч-булат». В завершении мрачная тень «юдоли». На языке пророческого слова и образ соответствующий.  Долина плача и печали. Забот и суеты. Толкование из Священного Писания  имеет ключевое значение, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов, у Которого нет изменения  и ни тени перемены».  Ведь сама изменчивость – это тень, которая затемняет свет. Возврат к святым помыслам и Вера в Бога  Спасение русского народа – позиция автора, идеология стиха.

Соблазнов много – Путь один.
Где ни краёв, ни середин.
Нет даже Камня на пути
И некому сказать – прости...
Зарос травою меч-булат.
Восход похож на сон-закат.
На подаяние хлеб-соль.
На пребывание – юдоль.
На чертовщину – чистота.
На бесовщину – красота...
Святая церковь сожжена,
Осталась свечечка одна.
С копилкой В е р а здесь стоит
У серых обнажённых плит.
Хоть злато сыпь, хоть лепту дай,
Д а р  в с я к и й  с в ы ш е  е с т ь  с х о д я й:
Благодеянья Божья весть –
Зиждитель Церкви будет здесь.

Екатерина Козырева возвращает русскую поэзию на землю обетованную, к лирическому реализму. Это не случайно. Среди многих качеств, из которых состоит личность поэта, главное  талант, время, определяющее его предназначение, судьба и среда. О среде мы говорим как о литературных связях, формирующих поэтическую индивидуальность.  Обладая развитым вкусом, высокими эстетическими критериями, точной ориентацией  среда выкристаллизовывает  мнение о художнике. Помимо того, что в каждом из слагаемых поэтической судьбы  заключена необычная сложность, а порой и таинственность, они, все  находятся в постоянном взаимодействии. Безусловно, Екатерине Козыревой суждено стать летописцем своей эпохи.  Она раскрыла трагедию мироощущения современного человека. Поэтический дар Козыревой многолик. Диапазон поэзии широк – от народных мотивов, близких устному творчеству до эпических произведений  –  поэм. Сильны чувства интимной психологической лирики. Своеобразным образом проявляется песенное начало. От русской народной песни взяты лучшие литературные опыты: открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического звучания и крылатая легкость стиха. В лексиконе Козыревой присутствуют живые народные образы, пословицы, фольклорные изыски…

 Философия поэта идеально опирается на традиции русской классики. С пафосом представлена   в поэмах «Чаша» и «Богатый остров». Особенная тема и по замыслу интересная работа. «Остров» со дня создания находится в автономном плавании. Читатель как путешественник ищет ответ в свойственной манере  первооткрывателя. Он органично слился с  литературными целями народных рассказов Лескова. Особенно характерной для сравнения  является притча –  «Час воли Божьей». «Богатый остров» – территория противоречивого существования, в котором, как и в королевстве Доброхота  кривда  берет верх над правдой. Те же «чародеи» ведут мужика по ложному пути. И нужна  сила противостояния, чтобы объединиться и понять, почему не спорится добро на земле. И хотя рецепт до гениальности прост, но переломить «бояр», уповающих на миролюбие народа, трудно, а порой невозможно… «Наш народишко терпеливый, выносливый, ему уже не первый снег стелет головы», –  утверждают лукавые.

Лесков выделяет три мысли, которые подчеркнуто, объединены в аксиому Правды. Вопросы главные, понятные, но неразрешимые ходом истории до сих пор. И всё «оттого, что люди не знают какой час важнее всех…»… « Оттого, что не знают, какой  человек  важнее всех…»  … «Оттого, что не знают, какое дело дороже всех…»

Екатерина Козырева, проникнутая любовью ко всему живущему, отгадала «дело Божье». Потому в «Богатом острове»  самый важный час – нынешний, самый нужный человек, с которым имеешь дело в настоящий момент и самое доброе дело, которое поспеваешь сделать этому человеку в этот час. В этом символ веры нравственной философии поэта, его стоическая простота!

«Творчество – явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают  из гущи самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта – услышать их, уловить. Поэзия вырастает из «сора» земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным – через поэта - и обрести бессмертие». (Анна Ахматова)

Вхождению Козыревой в литературу был отпущен короткий период. Малый срок. Время не терпит «раскачки» и требует от художника адекватного ответа. И этот ответ получен и запечатлен в творчестве…

Никнет ивняк над Уралом,
Ветви-куканы в реке...
Родина! Звёздочкой малой
Быть бы с тобой вдалеке.

Рига, Латвия 
7 апреля 2017 газета"Российский писатель"