Типа про музыкальный строй и все такое

Клар Корнетов
Краски- это теже ноты!
Неприрывен спектр частот!
Как же выделить частоты
И загнать их в хоровод?
Как вокал от звуков речи
Отличить, как можно легче?
Если нам дано сплошное,
Как? - Дискретно, может быть!
И опершись на любое,
В круг квинтовый закрутить
Бесконечную дорогу-
Из низинки в высоту,
Чтобы  сделать шума много,
Или сделать тишину...
Чтобы рисовать на стенке,
Во дворе раскрасить пень...
Нот - цветов в подмогу семь,
Но бесчисленны оттенки!

Чтобы выцепить по звуку
Прямо с каждой высоты,
И поставить их в ряды,
Математика наука
Постаралась, ну а мы
Получили звукоряд!
Он в расчёт и наугад
Рос и видоизменялся
Во все стороны подряд.

Фортепьяно, как палитра
Ширь свободы под рукой
Модуляций транспозиций...
На рисуй что хочешь - пой!
Так построили однажды
Темперированный строй.
Для тональности для каждой
Он сказал: себя открой!
Но не сразу был такой.
А сначала был другой
Под Гвидоновой рукой...
Много времени с тех пор
Утекло,как Пифагор
Вывел строй пифагорейский
Очень просто по-житейски:
Ну, короче, есть струна.
Как бы сделать,чтоб она
Всеми нотами звучала,
Что б она их нам дала,
Вот и первое начало:
Разделить струну на два -
Изменилась чтоб длина:
Участилась частота,
И октава зазвучала -
Первый чистый интервал!
Пифагор все рассчитал
Может тоже не впервые,
До него другие были...
С математикой в крови
Разделил струну на три.
Четверть - выдала квартал...
А потом две трети взял,
А длина струны в две трети
Квинта чистая- проверьте.
Взял он следом одну треть:
Слово вышо, офигеть,
Во всем мире знаменито
Там октава в ней плюс квинта
Дуодецима, короче,
Упомянута не к ночи.

Вышел строй у Пифагора:
Ни мажора,  ни минора.
Он решил не расширяться
На число факторизаций,
До пяти он не дошел,
Терций нужных не нашел,
Квартой, квинтой и октавой
Взад-вперёд свой строй он вел...
И не мучила,что б скука
Взял он квинты друг за другом
Уложил 12 раз -
Получился диссонанс:
В тон пришли первоначальный
Как и через семь октав,
Чистоту слегка поправ,
От того то и печально:
7 октав, как обстоит,
Уже,чем 12 квинт.
Оттого не всем знакома
Пифагоровская комма.

И Архит - пифагореец
В тему углубленно влез
Сформулировал он тезис:
Никуда не деть диес,
Комм и лимм, и апотом...
Все не сразу,все потом...
Поднялись пифагорейцы
И стояли на своем:
Эпимерное красиво,
На двуравность неделимо!
То есть то,что сверхчастично,
Разровнять не гармонично.
Представлялся целый тон
Суммой лимм и апотом.
Залезали за октавы
Эти микроинтервалы.
А больших и малых терций,
Что б в тональности распеться
Не было при Пифагоре.
Мир нуждался в перестрое!

И кумекнул кто-то "..ять,
Разделю струну на пять"
Да! На пять, на шесть, на семь,
И так далее совсем...
Говорят Аристоксен
Все расслышал обертоны -
К тону призвуков набор.
И пошёл по обертонам,
Как не делал Пифагор.

Аристоксеники,пифагорейцы-
Два лагеря,две конкуренции!

Ведь струна ещё частями
Колебется по длине:
Мир открылся новой гамме-
Обертоновой волне.

Так родился натуральный
Натуральный чистый строй
Вслед за главною струной,
Остальными ей был кратный
И длиной и частотой.

Но мешала волчья квинта-
Не равны полутона
И политра звукоряда
Чуть была изменена.
Так пришёл во след потомок,
Взял он лиммы, апотомы,
И сравнял все полутоны,
И сравнял полутона,
Нам симметрия нужна!
И разбил он все припеки
Вправо влево без мороки,
Все издержки,приращенья,
Тут же в строй вошли биенья.
А без них,как не крутить
Темперации не быть.

Тут заспорили деды:
Что свобода транспозиций
Без природной чистоты?...

Звук заманчивая штука,
Завибрирует струна,
Чтобы комнаты стена
Напилась соседу в ухо.
Звук, как слон, и звук,как муха,
Звук, как счастье,звук, как мука,
И искусством и наукой
Музыка порождена.
Изучайте на здоровье
Вот вам стили,
Вот вам строи,
Вот вам,
Если вам нужна,
Вот вам новая волна.

От поющего от лука,
От стрелы,от тетевы,
До органа,до дудука,
До гитары,до трубы.

Но  никто не мог понять
От каких начал плясать?
Мир нуждался в эталоне,
В одинаковом раскрое
Серединной частоты,
Чтобы к ней подшить лады.

Устаканить,чтоб идилью
Джоном Шором по фамильи
Был придуман камертон,
Как единый эталон,
Чтобы муха,чтобы слон
Знали свой диапазон,
Чтобы строились лады
От конкретной частоты.