Эссе по искусствоведению

Владимир Шумилов
                ЭССЕ по искусствоведению
                (в части изобразительного искусства)
                в режиме самообразования

                - 1 –
   При оценке творчества художников в целом и роли/значения изобразительного искусства следует принимать во внимание следующие аспекты:
   а) ЧТО изображается;
   б) КАК изображается;
   в) ЗАЧЕМ изображается;
   г) уровень мастерства (техники);
   д) связь с эпохой, школой, временем.

                - 2 –
   При оценке конкретного произведения (картины) или конкретного художника искусствоведы учитывают следующие аспекты (критерии, особенности):
   а) сюжет (характер изображенного, описание предмета или сцены, события): о чём картина. Сюжет, как и прочие критерии, тесно связан с идеей, которую художник стремится передать, донести. Классификация сюжетов породила жанры: пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.

   б) стиль  (прием передачи изображения, выбранный художником). Стили на протяжении тысячелетий существования изобразительного искусства менялись, развивались,  перемешивались. В теории искусствоведения различают десятки стилей.

   в) композиция (ЧТО изображено, как расположено на холсте, как детали соотнесены друг с другом; каким образом передано изображаемое – и здесь важны стили).

   г) перспектива (какой прием передачи перспективы использован): композиция может показывать, что взгляд художника остается в рамках картины, а может быть вынесен за пределы картины. Всё это помогает передать глубину пространства.

   д) цвет (использование цвета направлено на передачу идеи, на общее восприятие картины зрителем): в картине может быть много разных красок, а может быть мало и даже одна, с оттенками.

   е) пропорции (размеры изображаемых предметов в соотношении друг с другом  могут быть логичными, реальными, а могут быть намеренно искаженными, утрированными): например, в портрете увеличена или уменьшена голова.

   ж) динамика/движение (изображение, или объемы, могут быть переданы как статичные или, наоборот, как куда-то устремленные, находящиеся в движении): например, бегущий человек – это явно динамичное изображение, или, скажем, изображение молнии тоже придает динамичность.

   з) техника (способы нанесения краски на холст, состав красок и т.п. – для оценки этой стороны произведения нужно знать «внутреннюю кухню» художника).

   Посредством всех указанных особенностей художник передает главную ИДЕЮ, заложенную в произведение.
   И, конечно же, нужно учесть, что во все времена художники старались писать так, чтобы картины продавались. Это означает, что задачей художника было не только сказать что-то новое и по-новому, но и создать вещь, которая будет нравиться потребителю.   

                - 3 –
   Живопись в привычном нам понимании (как живопись масляными красками) появилась, оказывается, только в XV веке. Затем изобразительное искусство стало профессиональным ремеслом (примерно таким же, как изготовление обуви). С XVIII века в обиход вошли художественные салоны, на которых картины показывались и продавались.
   Однако стремление передать на плоскости зримый мир человечество продемонстрировало тысячи лет назад. Примеры – многочисленные наскальные рисунки. Самые известные рисунки – в пещере Ласко во Франции (15 тысяч лет назад).
   Первоначальными стилями, как я понял, были стиль РЕАЛИЗМА (НАТУРАЛИЗМА). Наверное, РЕАЛИЗМ и нужно признать в качестве классического стиля.  Главное в изображении было насколько это изображение истинно : истинность изображаемого; натура. Еще есть деление древней живописи на простую и сложную. Картина в пещере Ласко – это попытка передать в стиле реализма доступной тогда техникой окружающий мир. Реализм несет некую повествовательность.
   Уже в древности выявились два направления в живописи: ЧТО передать на плоскости – ПРЕДМЕТ или ИДЕЮ ПРЕДМЕТА. Например, человека пытались изобразить близко к реальности (насколько хватало умения) или же изображали в виде вертикальной черты, к которой пририсовывались круг-голова и черточки-ножки, черточки-ручки; налицо условность предмета, стилизация.. Иногда такой стиль называют символической живописью, иногда – ГЕОМЕТРИКОЙ (симметрия в изображениях в Древней Греции 9 века до н.э.)
   Затем изображения появились на папирусах, керамике и т.п. Известны изображения на гробницах в Египте (14-15 вв. до н.э.). На Востоке – Индия, Иран, Китай – распространение получили разные школы миниатюрной живописи.
   Период живописи до 6 в. до н.э. называют АРХАИКОЙ.
   Изобразительное искусство с давних времен смотрело на мир либо с мирской точки зрения, либо с религиозной. Религиозное направление оформилось как иконопись (со своими канонами).
   Многие стили в живописи совпадают с соответствующими стилями в других видах искусства (архитектура, скульптура и т.д.). В некоторых случаях встречаются смешанные формы передачи изображения, к примеру, гризайль – вид живописи, где портрет имитирует скульптурное изображение.

                - 4 –
   На протяжении последующих веков появились такие, в частности, стили (некоторые из них ушли в прошлое; другие – трансформировались в новые стили; смешались с иными стилями, сохраняя свою узнаваемость, и т.п.):

 - маньеризм; течение, стиль, противостоящий реализму, классической живописи; идёт отход от натуры и классических идеалов; особенность художественного взгляда состоит в том, чтобы передать не реальный мир, а свое творческое воображение – отсюда вытянутость фигур, элементы фантастики в цвете и пространстве

 - ренессанс; развитие классического стиля в эпоху Возрождения

 - барокко (с 16. в); сложность композиции; насыщенность движением; эмоциональная выразительность

 - готика

 - рококо (с 18. в. – до 40-ых гг. 18 в., Франция); сложные, изысканные формы, причудливые линии, тонкие оттенки настроений. В России переплелились черты рококо и неоклассицизма
 
 - неококлассицизм (с 18 в.)

 - сентиментализм (с 18 в., Англия); примеры – художник Рейнолдс, Гойя; упор на чувства
 
 - эклектизм (смешение стилей)

 - романтизм (с 18-19 вв.); соседствовал с неоклассицизмом. Основные черты – чувства и фантазия художника; картина как мост между художником и зрителем

 - реализм 18 века; пример – художник Коро

 - импрессионизм (с 19 в.); пример – Клод Моне. Новые методы: исчезают четкие контуры, оптические изменения цвета, смешение красок

 - неоимпрессионизм (2-я половина 19 в.); пример – Жорж Сёра

 - пуантилизм; течение, выделившееся внутри неоимпрессионизма. Особенность – в технике: мазки наносятся точками; пример – Густав Климт

 - дивизионизм; течение внутри импрессионизма
 
 - постимпрессионизм; пример – художники Сезан, Ван Гог; особенность: детали в композиции составляют единое целое; главное – запечатлеть не мгновения, а вечность

 - модернизм (19-20 вв.) = ар нуво; примеры – художники Моро, Климт; особенность: тяготение к символике и аллегориям, необычным эффектам; отрыв от реализма. Русский модерн – Васнецов, Нестеров

 - примитивизм = наивное искусство; примеры – художники Руссо, М. Ларионов, Пиросмани, Шагал; особенность: нарядные краски, внимание к деталям

 - экспрессионизм; примеры – Мунк, Энсор, Модильяни, Эмиль Нольде, Кандинский; особенность: ясные композиции; внутренний мир человека в момент предельного духовного напряжения

 - фовизм (с 1905 г.); течение внутри экспрессионизма или ответвление экспрессионизма; примеры – Жорж Брак, Андре Дорен; особенность: эмоциональная яркость; отвергают законы живописи – перспективу, светотени, первенство рисунка

 - русский модерн/авангард (1914); пример – В.Татлин, Филонов, Малевич; особенности: абстрактные объемные композиции

 - новая вещественность (1923); пример – Георг Гросс; особенность: сомнение в постоянной реальности; чувство нестабильности; желание запечатлеть безвозвратно уходящее, хрупкость мира; преувеличенная четкость линий, ясность объемов

 - кубизм (20 в.); примеры – П. Клее, Пикассо; в России – Н.Альтман (Портрет Ахматовой); особенность: линия и графика как средство выражения

 - метафизическая живопись; пример – Д. Кирико

 - сюрреализм (первая половина 20 в.); примеры – Массон, Эрнст, Ив Танги, Сальвадор Дали, Хоан Миро; в России – В. Янкилевский, И.Кабаков; особенность: странносочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности; интеллектуальные ребусы; метод свободных ассоциаций

 - дадаизм (первая половина 20 в.); примеры – Марсель Дюшан, Макс Эрнст; особенности: бессмыслица как разрушение эстетики, протест против любой культуры (контркультура/субкультура); ошарашить зрителя
 
 - футуризм (середина 20 в.); пример – Т.Маринетти; особенность: отказ от традиций; искусство будущего

 - супрематизм; кубофутуризм; смешанные течения; пример – Малевич.

 - социалистический реализм (20 в.- 20-80 гг., СССР); особенность: изображение действительности в развитии; историческая конкретность + романтика и героика; прославление народа и государства

 - героический реализм (и подобные течения в социалистическом реализме); примеры – Греков, Дейнека, Пименов
 
 - нон-конформизм (в СССР); русский сюрреализм, соц-арт; работы, противостоящие социалистическому реализму

 - неопластицизм; примеры – Тео Ван Дусбург, Пит Мондриан; особенность: подчеркивание плоскости; нет симметрии в композиции

 - абстрактный экспрессионизм (сер. 20 в – до 70-ых гг.); пример – Аршип Горки, Дж. Поллок; в России – В. Кандинский (с влияниями); особенность: невообразимые краски, краска – как след свободного жеста; главное – линии и цветовые пятна, а не сюжет
http://www.wassilykandinsky.ru/compositions.php - картины (композиции) В.Кандинского (цветовые стихи; цветовая музыка)

 - абстракционизм; (=аналитическое искусство); течение (стиль), противостоящий кубизму; особенность: противостояние неподвижности геометрических форм; изображение предмета в движении. В России – русский авангард; примеры – Филонов, Малевич

 - ташизм; примеры – Марль Эстьен, Ханс Хартнунг; особенность: резкие мазки, брызги, разводы
 
 - оп-арт (=оптическое искусство); пример – Виктор Вазарелли

 - поп-арт (=популярное искусство); пример – Энди Уорхолл; особенность: упрощенный рисунок, коллажи. В России – соц-арт; примеры – В.Комар, А.Медамид

 - поворот к классике; возвращение от абстракционизма к изобразительности, к понятному, повествовательному искусству. Социалистический реализм вписывался в это направление
 
 - новый реализм (1960); особенность: обращение к конкретным предметам, вещам – в отрыве от их среды/назначения; часто в деформированном виде

 - суровый стиль (вторая половина 20 в.); примеры – П.Никонов, Н.Андронов, Д.Жилинский. Особенность: большие плоскости цвета, линейные контуры фигур (похоже на плакат, гравюру)

 - гиперреализм (70-ые гг. 20 в.); пристрастие к фототехнике, фотографическая достоверность деталей; предмет преувеличивается

 - постмодернизм (=трансавангард); 80-ые гг. 20 в.; пример – Энцо Кукки; особенность: всеядность, объединяются все течения

 - кинетическое искусство; композиционная графика

 - концептуализм; примеры – Джозеф Кошут, в России – Э.Штейнберг; особенность: создание идей, концепций, зритель как соавтор; главное – передать ощущения
 
 - компьютерная графика


                - 5 –
   Прилагаемые иллюстрации:
 - изображение из пещеры Ласко во Франции. Олени.  Каменный век
 - изображение на гробнице в Фивах (Новое царство, 16 в. до н.э.)
 - фреска Синяя птица. Остров Крит. 16 в. до н.э. Кносский музей.
 - Фреска Акробатка. Фивы. 16 в. до н.э. 
 - миниатюра из Индии, школа Пахари. 18.в
 - Хуан Цюань. Птицы, снег и бамбук. Китай. 10 в.
 - Йос де Момпер. Пейзаж с мостом. Фландрия. 16 в. Музей Кёльна.
 - П.Брейгель Старший. Нидерландские пословицы. 1559
- описание/объяснение картины Брейгеля 
 - Д.Рейнолдс. Девочка с земляникой. 18. в. (рококо-сентиментализм)
 - М. Ларионов. Провинциальная франтиха (наивное искусство= примитивизм)
http://art-assorty.ru/5304-larionov-kartiny.html  - картины М. Ларионова
 - картины Энсора (экспрессионизм; главная тема – общество):
- картины Энсора

                Примечание: К сожалению, иллюстрации поместить здесь нельзя, но
                можно посмотреть их в интернете