Старообрядцы убийцы Российской Империи?

Игорь Левонович Абрамов
Автор: протоиерей Олег Трофимов

"При войнах, революциях религиозный фактор играет исключительную роль, потому
что религиозная мотивация пронизывает самые глубины души человеческой. И,
чем пристрастнее ее последователи в своих убеждениях, тем кровавее
последствия. Революции в России в 1905-м, 1917 годах не стали исключением. Какое же имеют отношение к революциям и убийству России православные старообрядцы? Не громко ли сказано? Первые мои знакомства со старообрядцами и с их святынями произвели на меня положительные, неизгладимые впечатления: набожность, строгость, аскетизм, многочасовые богослужения, смиренные поклоны, притягательная старина, трудолюбие, скрупулезность, аккуратность, некая мистичность. Надеюсь, что к большинству современных старообрядцев всё это и относится. Но каково было положение старообрядцев в период 1905 – 1917 гг. и в чем выражалось их участие в революциях?

Оказывается, участие было самое что ни на есть прямое. О старообрядцах, о
единоверцах - тех, которые присоединились к Русской Православной Церкви, - речь в статье идти не будет. Вам придется по-новому посмотреть на нашу историю...

В дореволюционной России наиболее богатыми и предприимчивыми людьми являлись
старообрядцы. Будучи притесняемыми и гонимыми властями несколько столетий,
имея крепкий общинный уклад, высокую нравственность и аскетизм, они создали свою, внутреннюю финансовую религиозно-коллективную империю. Оптимальным инструментом, позволяющим им максимально концентрировать как экономические, так и духовные ресурсы, стала знаменитая русская община; общинно-коллективистские (а не частнособственнические) отношения служили тем фундаментом, на котором строилась социальная жизнь старообрядцев. На рубеже XX века в России существовали только три финансово состоятельные группы людей: старообрядцы (купцы и промышленники), иностранные бизнесмены и дворяне-помещики. Вдумайтесь, на долю старообрядцев приходилось более 60% всех частных капиталов Империи!

Старообрядцы не являлись монолитным религиозным образованием, они делились
на две группы: «поповцев» и «беспоповцев». Уже сами эти названия говорят о
существовании или отсутствии в этих группах духовенства. Кроме того, внутри групп также происходили разделения и создавались различные толки, которые переплетались с разными сектами. За прошедшие века таких толков, с ужасными извращениями Евангельских истин, возникло не менее семидесяти. Вероучение и отношение к обрядам внутри групп нередко были даже взаимоисключающие. Но всех староверов объединяла, на уровне вероучения и культа, лютая ненависть к Российской Православной Церкви и к властям, в частности, к дому Романовых, как к правителям антихриста. Для этой ненависти имелись объективные исторические причины – гонения за веру, социальное угнетение, запрет на проповедь и распространение своей религии. Под надуманными предлогами старообрядцев наказывали и отбирали у них имущество, отправляли в ссылку, закрывали и разрушали их храмы. Браки им разрешалось регистрировать
(венчаться) только в храмах РПЦ, а это означало принудительное склонение в «веру антихриста».

Но вот пришла долгожданная свобода – были приняты действенные меры «к устранению стеснений в области религии»: своим Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» Государь Император Николай II уравнял права старообрядцев и православных христиан. С тех пор они перестали называться раскольниками. Это была вспышка процветания и развития старообрядцев вплоть до конца 20-х годов. Организация старообрядцами революции 1905 года в августе 1905 года в Нижнем Новгороде прошло закрытое «частное собрание старообрядцев», которое постановило, что дарованные старообрядцам свободы могут быть у них отняты. Было решено продолжить борьбу до появления в Государственной думе фракции старообрядцев с решающим голосом. Миллионер Рябушинский предложил создать для этого систему «разъездных пропагандистов».

Более 120 человек, финансируемые старообрядцами, разъехались по всем уголкам
Российской империи с призывами к революции и социальной справедливости. Их
главным лозунгом было: «Наступила свобода! Можно силой забирать землю у
помещиков». В то же время, призывов об экспроприации фабрик и заводов, на 60%
принадлежащих старообрядцам, конечно же, не звучало. Это объяснялось тем, что
ими двигало вовсе не желание бороться за социальную справедливость, а то, что
помещики являлись для них конкурентами. Имела значение и религиозная мотивация:
ведь помещики и представители власти были православными, то есть, в глазах
старообрядцев, еретиками - никонианами, новообрядцами - «слугами антихриста».
Почва для революции 1905 года подготавливалась старообрядцами давно. Так, в
1897 году в Замоскворечье ими были основаны «Пречистенские курсы», на которых
всем желающим читали лекции о социализме и марксизме. К 1905 году на курсах
обучалось уже 1500 человек. Естественно, эти профессиональные революционеры -
агитаторы по вероисповеданию были раскольники - старообрядцы разного толка,
недовольные «властью антихристовой». На курсах могло бы учиться и больше
народа, но не позволяли размеры помещения. Впрочем, это оказалось делом
поправимым. Знаменитый клан старообрядцев Морозовых внес 85 тысяч рублей
на строительство трехэтажной марксистской школы, землю под которую выделила
Городская дума в лице ее руководителя старообрядца Гучкова. На деньги того же
старообрядца Саввы Морозова революционерами в 1905 году закупалось оружие.

Поместный собор Русской Православной Церкви Московского патриархата в 1971
году признал старые обряды равноблагодатными и снял те клятвы, которые были
наложены на них. Но это было совершено де-юре, а де-факто с самого начала нашей господствующей Церкви она признавала святость древних обрядов. В 2000 году Синод РЗПЦ принес покаяние перед старообрядцами за причиненные им гонения".

Статья объективная и познавательная - http://www.belrussia.ru/page-id-9240.html