Заметка о концерте - О высоком, изысканном, вечном

Маргарита Мендель
Заметка о концерте из музыкальной галереи
«О  ВЫСОКОМ,  ИЗЫСКАННОМ,  ВЕЧНОМ…»


                Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца.
                М. Равель

  Часто случается, что весьма интересные события не освещаются достойным образом ни средствами массовой информации города, ни самой филармонией. И о них можно узнать только из репертуарного плана на ближайший месяц или на официальном сайте организации. Вы не встретите их афиш на стендах, флаеров на концертных площадках, и в группах различных социальных сетей вы о них тоже не прочтете. В лучшем случае – узнаете от знакомых или заранее (целенаправленно) изучите весь репертуар в поисках программы. На всеобщую огласку и рекламу с целью максимального привлечения аудитории не надейтесь. А искренний восторг вызывают как раз именно такие программы – мало кем замеченные, культурные проекты из разряда «темных лошадок». Но как мы помним из оригинала – «…темная лошадка, о которой никто и подумать не мог, и даже не замечал в списке, триумфально промчалась мимо трибун». Подобным событием стал концерт, состоявшийся 18 апреля в музыкальной галерее камерного зала филармонии, – концерт из цикла «Салонные вечера» с традиционным подзаголовком «О высоком, изысканном, вечном…».
  В этот раз небольшое пространство картинной галереи, где каждый исполнитель почти тет-а-тет со слушателем, было расцвечено музыкальной живописью – пожалуй, живописью самой искусной и сложной в своей звуковой палитре. Главный художник и центральная фигура концерта – молодой и талантливый скрипач, артист Новосибирского академического симфонического оркестра Ростислав Карчагин. Вместе с Ксенией Прялкиной (фортепиано) и Дмитрием Четвериковым (валторна) им были исполнены сочинения Брамса и Равеля – трио и сонаты. Также в первом отделении слушателям представилась прекрасная возможность познакомиться с камерным произведением более расширенного состава – с ми-бемоль мажорным квинтетом Моцарта.
  Но остановиться мне хотелось бы именно на сонатах для скрипки и фортепиано. Первой кульминацией вечера, завершающей отделение, стала, конечно же, соната Мориса Равеля. Диалог инструментов, насыщенная тембровость которых обусловлена принципом самостоятельности каждого, звучал и виртуозно, и зажигательно, при этом нисколько не теряя в изяществе и галантном обаянии. Здесь и свобода экстравагантной второй части («блюз»), и рискованный финал (который по указанию композитора должен играться «как можно быстрее»), и освобождение от штампов и клише. Исполнение этой сонаты, думаю, стало главным откровением вечера. Как в одном политональном мире «невозможное сделать возможным», а абстрактную тайну наполнить зримым ощущением и превратить в простую истину, – что «музыка живописнее любых картин». Часто ли звучание скрипки пленит и чарует вас именно своей природной «теплотой» (а не «рыдает» по-бальмонтовски или немножко нервно «дергается, упрашивая», как это было у Маяковского), когда ее богатый диапазон оттенков способен воссоздать художественные образы вечного… изысканного и высокого?   
  Второе отделение, полностью посвященное творчеству Иоганнеса Брамса, состояло из второй сонаты и трио для фортепиано, скрипки и валторны. Но мало играть Брамса «как написано в нотах», нужно чувствовать и мыслить так, как это делал Брамс. И в том большое достижение – не только пропустить музыку через себя, но и позволить себе стать частью этой музыки. А Брамс – всегда некая магия: чувств, эмоций, мыслей. Колдовство тайного ремесла, требующего непрестанного совершенствования от исполнителя. Соблюдение баланса между лирическим и виртуозным началом, между драматической экспрессией и светлой поэтикой – особая задача. И переживание чувственной экзальтации (как музыкантами, так и публикой) в результате принятия и исполнения этой задачи – вот настоящий катарсис, который молодым музыкантам следует зачесть за подвиг. 
  Концерт – столько же «вызов будущему», сколь триумф справедливости настоящего, и заключается он в простом: когда ты выходишь из зала и думаешь о том, что «сейчас-то жизнь по-настоящему прекрасна, несмотря ни на что…»
  Потому особая благодарность солисту и всем участникам концерта, получившимся удачным настолько, что даже некоторые раскрученные события недавно прошедших фестивалей на фоне этого концерта меркнут.



М. Мендель, студентка факультета журналистики.
20.04.2018