Золотая перевязь Портоса

Владимир Кормильцев
Иногда, гуляя по Калуге,   вспоминаю страницы бессмертного романа Дюма про трех мушкетеров. А точнее – тот эпизод, где Д'Артаньян, столкнувшись на улице с Портосом, случайно обнаружил, что  воинская амуниция этого гордого мушкетера только спереди выглядит дорогой, расшитой золотом,  а изнанка ремня,  под плащом, сделана из простой кожи. Самолюбивый Портос любил пустить пыль в глаза показной роскошью, но, увы, был небогат. Вот и приходилось поддерживать реноме подобными ухищрениями...
Опыт литературного  героя успешно используют современные калужские градоустроители, подкрашивая яркими красками фасады исторических зданий в центральной  части нашего города. Иногда такие  работы идут  ускоренными темпами, как это было несколько лет назад, когда через Калугу  проходила  эстафета Олимпийского огня. Как красивы были улицы, по которым бежали факелоносцы, под прицелом объективов множества фото- и телекамер – любо-дорого посмотреть!
Видимо, слишком дорого выходило тогда же привести в порядок и дворы домов на тех же улицах, и прилегающие переулки. Да и непрактично: они-то в объективы не попадали... Наверняка жильцам исторических зданий обещали: подождите немного, сначала подкрасили ваши дома снаружи, а потом – подлатаем и «с изнанки», и внутри... Что изменилось к сегодняшнему дню?
Перемены, конечно, есть. Наконец-то привели в порядок «архитектурный символ» нашего города, Гостиные ряды. Убрали разрисованные «занавески», прикрывавшие облупленные стены, замостили плиткой обширный двор. А вот другому памятнику архитектуры, расположенному неподалёку, повезло меньше. Дом Билибина-Чистоклетовых, в котором находится Калужский музей изобразительных искусств, снаружи выглядит чистеньким, вот только почему-то не хватило штукатурки и краски на тыльную стену этого здания  – одну из четырёх, ту, которую не видно с улицы Ленина. Видимо, снова решили: зачем тратиться, если спереди вид вполне пристойный!
Можно увидеть на калужских улицах и ещё более нелепую картину: когда   фасады обветшавших домов украшают яркие заплаты – там, где открылись  магазины, салоны красоты  и т.п. Понятно, что предприниматели, выкупившие квадратные метры у жильцов первых этажей, не обязаны заниматься ремонтом всего здания. Наверняка, многим из них и косметический ремонт небольшого участка стен «влетел в копеечку», которая ещё неизвестно, когда окупится. Но как же забавно и жалко выглядят яркие вывески «бутиков» и «салонов», когда над входами в такие заведения нависают наполовину отвалившиеся куски штукатурки, которые, того и гляди, упадут на голову очередного посетителя «бутика» с красивым «заграничным» названием!
Историческая часть нашего города, в архитектурном отношении – вообще явление уникальное. Многие улицы и переулки  по-прежнему выглядят так, словно на дворе не третье тысячелетие, а какой-то тысяча девятьсот далёкий год. Не потому ли  так полюбилась Калуга столичным кинематографистам, что здесь можно найти натуру для съёмок исторических фильмов, где требуется показать послевоенную разруху?
Понятно, что и для разрухи в мирное время всегда можно найти оправдания. Тут и нехватка бюджетных средств, и необходимость выполнять в первую очередь  множество более важных экономических проектов и социальных программ… Согласен, что грязные дворы и неухоженные старинные здания есть почти  в каждом городе, и наша родная Калуга в общем ряду выглядит не самым худшим образом. И всё равно хочется, чтобы выглядела она лучше.
Чтобы меньше было поводов каким-нибудь заезжим «д'артаньянам» усмехаться над нашей малой родиной, у которой не за горами 650-летний юбилей.

2016 год.