Начало Песен Вещих - История Иоакима

Евгений Евгеньевич Овчинников
Издательский проект:


Евгений Овчинников

Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках
Древнерусского эпического стихосложения
    ____

СЪКАЗАНIЯ
О Князђхъ Рускихъ Старобытныхъ

Серия:
«Начало Пђсенъ Вђщихъ»
Выпуск 3

МОСКВА • 2018


                •  •  •





        «О КНЯЗЂХЪ РУСКИХЪ СТАРОБЫТНЫХЪ» («Исторiя Iоакима», в извлечении: «Исторiя Россiйская съ самыхъ древнђйшихъ временъ неусыпными трудами черезъ тритцать лђтъ собранная и описанная покойнымъ тайнымъ совђтникомъ и Астраханскимъ губернаторомъ, Васиьемъ Никитичемъ Татищевымъ», 1768 г.; с приложениями)


ПАСПОРТ ОБЪЕКТА

Этнос: Русские
Язык: Древнерусский
Автор открытия: Овчинников Евгений Евгеньевич, член Академии поэзии (2002-2006), собиратель и исследователь поэтического наследия древней Руси по письменным памятникам. E-mail: epicrus.heritage@yandex.ru
Место фиксации: Россия
Место хранения: личный архив и коллекция Е.Е. Овчинникова
История выявления и фиксации: в рамках осуществления Авторского историко-культурного проекта «Прославь Отечество!», инициатор проекта: Овчинников Е.Е. (восстановление эпического текста в неотъемлемой стихотворной форме и реконструкция памятников)
Правовой статус: Все авторские права на открытие и произведения защищены, принадлежат Автору (Е.Е. Овчинников) и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных версий) на основании российского законодательства не может быть перепечатана или воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Резюме / Описание:
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, –
in original form: «Древнерусское эпическое стихосложение» © Евгений Овчинников.
Впервые представлены данные из новой сферы научного знания – «древнерусского эпического стихосложения». Это авторская концепция, которая возникла в процессе исследования проблемы культурного наследования и преемственности в древней Руси. Авторская концепция представляет собой категориальное обобщение имеющихся эмпирических и теоретических данных, которые позволяют по-новому взглянуть на проблему и «эпическое стихосложение» как – самостоятельное направление в культурной традиции древней Руси. Большое внимание уделено раскрытию значений основных терминов и понятий в тезаурусе языка эпоса. – Для студентов, преподавателей, практических филологов, деятелей культуры.
Так, сверх известного об эпосе как поэтическом искусстве и искусстве красноречия [1], о «древнерусском эпическом стихосложении» как самобытном явлении стоит вкратце добавить следующее. Главное, это неотъемлемость стихотворной формы, присущей ударным тоническим безрифменным свободным стихам, и обеспечивающая смыслообразующие связи структура композиционных форм (строф). Синтаксически особенность строфы состоит в ее схожести – с античным «периодом», используемым как художественно-композиционный прием – для усиления выразительности языка, т.к. строфа, построенная в виде «периода», характеризуется и законченностью выражения мысли, и большей ритмической стройностью и разнообразием «стихотворной интонации»: эмоционально – насыщенной и напряженной. Ритмичность, что является основным нормативным требованием, достигается структурной «круглостью» строф. Возникающей, с учетом тактовых ударений, системой интонационно-логических пауз (тактовых, стихо- и строфоразделов) строфа членится на соразмерные строки, вследствие чего эпическая речь приобретает свое – «волнообразное», согласованное с являющимся метрическим фактором дыхательным ритмом, «течение». Ритмичность также обеспечивается соразмерностью самих строф в составе – более крупной композиционной формы. Кроме того, перед строфой или вслед за ней могла быть использована по своему смыслу примыкающая к ней ремарка в виде стихотворной строки или ряда строк, не имеющих самостоятельного значения. Тем самым, именно такая «паузная периодическая» строфа, в силу своих характерных особенностей задавая ритмико-мелодические и стилистические свойства свободного стиха, и придает «древнерусскому эпическому стихосложению» качество высокой эпической поэзии с присущим классическому красноречию патетическим звучанием.
Наконец, необходимо сделать пару замечаний о специфических особенностях предлагаемого к прочтению эпического текста:
1. При чтении следует принять во внимание, что в разных парных комбинациях – безразлично, через какую букву написано одно и то же слово, так как читаются они одинаково. Например: можно писать – с «ъ» («ер») вместо «о», с «ь» («ерь») вместо «е», с «е» вместо «ђ» («ять»).
2. Язык эпоса – древнерусский, поэтому значения слов текста легко объясняются средствами современного русского языка и перевода не требуют, в других случаях целесообразно ориентироваться на языковые данные Словаря И.И. Срезневского [2].
                ________

Справочная литература:
1. «Поэтика» («Art of Poetry») и «Риторика» («Rhetorica») Аристотеля / По переводам: М.Л. Гаспарова, В.Г. Аппельрота, Н.И. Новосадского, С.С. Аверинцева, Н.Н. Платоновой. – http://stihi.ru/2012/08/27/277
2. Сpезневскiй И. И. Матеpiалы для Словаpя дpевнеpyсскаго языка по письменнымъ памятникамъ. // Изданiе отделђнiя русскаго языка и словесности Императорской Академiи Наукъ. – СПб., Т. I – 1893, Т. II – 1902, Т. III –1912.

Источниковая база:
Основной источник – «Исторiя Iоакима», в извлечении: «Исторiя Россiйская съ самыхъ древнђйшихъ временъ неусыпными трудами черезъ тритцать лђтъ собранная и описанная покойнымъ тайнымъ совђтникомъ и Астраханскимъ губернаторомъ, Васиьемъ Никитичемъ Татищевымъ», 1768 г. – Кн. 1, ч. 1.
Вспомогательный источник – Никоновская летопись («О князи Рустемъ Осколдђ»).

Объем восстановленного эпического текста объекта – 321 стихотворная строка (395 – с приложениями).

Литературный конвой – Устюжский летописный свод.

Название объекта по основному источнику:
«О КНЯЗЂХЪ РУСКИХЪ СТАРОБЫТНЫХЪ» («ИСТОРIЯ IОАКИМА»)


                •  •  •


        С О Д Е Р Ж А Н И Е :


        I. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА «ИСТОРIИ IОАКИМА» (© Е. Е. Овчинников)
        (критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст памятника)

        II. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА ПРИЛОЖЕНИЙ (© Е. Е. Овчинников)
        (критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст памятника)

        III. АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ ПАМЯТНИКА: «О КНЯЗЂХЪ РУСКИХЪ...» (© Е. Е. Овчинников)
        (реконструкция эпического текста памятника с приложениями; здесь – в объеме оглавления)


                •  •  •



        I. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА «ИСТОРIИ IОАКИМА»  (© Е. Е. Овчинников)
        (критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст памятника)


        Выявление «строки» с характерной стихотворной интонацией с разбивкой исходного текста на строфы и ремарки, выявление искажений целостной структуры эпического текста (© Е. Е. Овчинников):



        «О КНЯЗЂХЪ РУСКИХЪ СТАРОБЫТНЫХЪ» («Исторiя Iоакима», в извлечении: «Исторiя Россiйская съ самыхъ древнђйшихъ временъ неусыпными трудами черезъ тритцать лђтъ собранная и описанная покойнымъ тайнымъ совђтникомъ и Астраханскимъ губернаторомъ, Васиьемъ Никитичемъ Татищевымъ», 1768 г.; с приложениями)


        < О Исторiи Iоакима, Новогородскаго епископа: «МАЛЫЯ КНИЖКИ ВЕЛИКОЙ РВЗУМЪ» >

        <…> хотя всђ наши и Польскiе Историки Нестора Печерскаго за первђйшаго Историка Русскаго почитаютъ, однакожъ то довольно видимо, что прежде его писатели были, да книги тђ погибли, или еще гдђ хранятся, или коихъ либо обстоятельствъ ради отъ неразсудныхъ презираеми, какъ то довольно примђчаемъ, что несмысленные малыя книжки или тетрадки великой разумъ и нужное къ вђденiю малости ради презираютъ, а великiя баснями и лжами наполненныя предпочитаютъ, и такъ оныя полезныя въ забвенiе предаются. Между такими невђдомыми Нестору и забвенными Историки есть Iоакимъ первый Епископъ Новогородскiй… Сiя же, которую я при окончанiи труда моего получилъ, мнится, совершенно древняго писателя, болђе нежели Несторъ свђдущаго, и не иначе какъ въ Греческомъ языкђ, такъ въ Исторiи искуснаго, хотя нђчто и баснословное по тогдашнему обычаю внесено: по обстоятельствамъ крещенiя Новогородцевъ точно показуетъ о себђ, что есть Iоакимъ Епископъ н. 39. Онъ прiђхалъ въ Русь съ другими Епископы 991. гл. 48. и опредђленъ въ Новградъ, умеръ въ 1030. <…>
        Сiи тетради видно, что изъ книги сшитой выняты по розметкђ 4. 5. и 6. письмо новое, но худое, складъ старой смђшенной съ новымъ, но самой простой и нарђчiе Новогородское: начало видимо, что писано о народахъ какъ у Нестора… По окончанiи же описанiя народовъ и ихъ поступковъ, началъ то писать, чего у Нестора нђтъ, изъ которыхъ я выбралъ токмо то, чего у Нестора не находится, или здђсь иначе положено какъ слђдуетъ: «О Князђхъ Рускихъ Староботныхъ, Несторъ монахъ не добрђ свђдомъ бђ, что ся дђяло у насъ Славянъ во Новђградђ, а святитель Iоакимъ добрђ свђдомый написа:

        (01) еже сынове Афетовы и внуки отдђлишася, / и единъ отъ князь // (02) Славенъ съ братом Скифомъ, 3.) имђя многiя войны на востоцђ, / идоша къ западу, многи земли о Черномъ морђ и Дунаи / себђ покориша, и отъ старшаго брата прозвашася Славяне, / а Греки ихъ ово похвально Алазони, 4.) ово поносно Амазони, 5.) / еже есть жены безъ титекъ именовали, яко [о семъ // (03) стихотворецъ > стихотворецъ // (03) о семъ] древнiй и великiй глаголетъ» (6.) //
                ________

        1. (01) D. Славянъ князь, оставя во Фракiи и Иллирiи на вскрай моря / и по Дунаеви сына Бастарна, (7.) иде къ полунощи, и градъ / Великiй созда во свое имя, Славянскънарече, (8.) а Скифъ остася / у Понта и Меотиса въ пустыняхъ обитати, питаяся отъ скотъ / и грабительства, и прозвася страна та Скифiя Великая, (9.) //
        (02) По устроенiи Великаго града умре Славенъ князь, а по немъ / владаху сынове его и внуки много сотъ лђтъ, и бђ князь / Вандалъ, (10.) владая Славянами ходя всюду на сђверъ, востокъ / и западъ моремъ и землею многи земли на вскрай моря / повоева, и народы себђ покоря, возвратися во градъ Великiй. //
        (03) По семъ // (04) Вандалъ послалъ на западъ подвластныхъ своихъ князей / и свойственниковъ Гардорика и Гунигара, (11.) съ великими войски / Славянъ, Руси и Чуди, и сiи шедше, многи земли повоевавъ, / не возвратишася, а Вандалъ разгнђвався на ня, вся земли ихъ / отъ моря до моря (12.) себђ покори и сыновомъ своимъ вдаде: // (05) онъ имђлъ три сына Избора, Владимира и Столпосвята, // (06) каждому изъ нихъ // (07) построи по единому граду, и въ ихъ имена нарече; (13.) всю землю / имъ раздђля, самъ пребывал во Велицђ-градђ лђта многа, / и въ старостђ глубоцђ умре, а по себђ Избору градъ Великiй / и братiю его во власть предастъ, потомъ измроша Изборъ / и Столпосвятъ, а Владимиръ прiятъ власть на всей земли. // | (08) Онъ // (09) имђлъ жену отъ Варягъ Адвинду, (14.) вельми прекрасну и мудру, / о ней же многое отъ старыхъ повђствуется и въ пђснђхъ / восклицаютъ.
        E. По смерти Владимира и матери ево Адвинды / княжили сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бђ / по Владимирђ, имена же сихъ осми невђдомы, (15.) ни дђлъ ихъ, // (10) развђ въ пђснђхъ древнихъ воспоминаютъ; (16.)
        2. (01) Буривой, // (02) имђя тяжку войну съ Варяги, множицею побђждаше ихъ, / и облада всю Бярмiю до Кумени; (17.) послђди при оной рђцђ / побђжденъ бысть, вся свои вои погуби, едва самъ спасеся, / иде во градъ Бярмы, иже на островђ сый крђпцђ устроенный; (18.) / идђже князи подвластнiи пребываху, и тамо пребывая умре; // (03) Варяги же абiе пришедше // (04) градъ Великiй и прочiи обладаша, и дань / тяжку возложиша на Славяны, Русь и Чудь. (19.) /
        Людiе же терпяху тугу велику отъ Варягъ, // (05) пославше къ Буривою испросиша у него сына Гостомысла, да / княжитъ во Велицђ-граде; и егда Гостомыслъ прiя власть, абiе / Варяги бывшiе овы изби, овы изгна, и дань Варягомъ отрече, / и шедъ на ня побђди, и градъ во имя старђйшаго сына своего / Выбора при морђ построи, (20.) учини съ Варяги миръ, и бысть // (06) тишина по всей земли. // | (07) Сей Гостомыслъ бђ мужъ / елико храбръ, толико мудръ, // (08) всђмъ сосђдомъ своимъ страшный, а людђмъ его любимъ, / расправы ради и правосудiя: сего ради вси окольны чтяху его, / и дары и дани дающе, купуя миръ отъ него, многи же князи / отъ далекихъ странъ прихождаху моремъ и землею послушати / мудрости, и видђти судъ его, и просити совђта и ученiя его, // (09) яко тђмъ прославися всюду.
      3. (01) Е. Гостомыслъ имђлъ четыре сына и три дщери, сынове его / ово на войнах избiени, ово въ дому измроша, и не остася / ни единому имъ сына, а дщери выданы быша сусђднимъ / княземъ въ жены; (21.) и бысть Гостомыслу и людемъ его о семъ / печаль тяжка, и иде Гостомыслъ въ Колмогардъ вопросити // (02) боги о наслђдiи, (03) и возшедъ на высокая, (22.) принесе жертвы многи, и вђщуны / угобзи. Вђщуны же отвђщаша ему, яко боги обђщаютъ / дати ему наслђдiе отъ ложеснъ его; но Гостомыслъ не ятъ / сему вђры, зане старъ бђ, и жены его не раждаху: посла / паки въ Зимеголы (23.) къ вђщунамъ вопросити, и тiи рђша, // (04) яко имать наслђдовати отъ своихъ ему, // (05) онъ же // (06) ни сему вђры не ятъ пребываше въ печали. Единою спящу / ему о полудни, видђ сонъ, яко изъ чрева среднiя дщере его / Умилы произрасте древо велико, плодовито, и покры весь / градъ Великiй, отъ плодъ же его насыщахуся людiе (24.) всея / земли; воставъ же отъ сна призва вђщуны, да изложатъ ему // (07) сонъ сей, // (08) они же реша: отъ сыновъ ея имать наслђдити ему землю, / и земля угобзится княженiемъ его, и вси радовахуся о семъ, / еже не имать наслђдити сынъ большiя дщере, зане негожъ бђ. // (09) Гостомыслъ же, // (10) видя конецъ живота своего, созва вся старђйшины земли / отъ Славянъ, Руси, Чуди, Веси, Мери, Кривичъ и Дряговичъ, / яви имъ сновидђнiе, и посла избраннђйшiе въ Варяги, // (11) просити князя, // | (12) и прiидоша по смерти Гостомысла / Рурикъ со двумя браты и роды ею. //

        (Здђсь о ихъ раздђленiи, кончинђ и проч. согласно съ Несторомъ, токмо все безъ лђтъ.)

        4. (01) Рюрикъ по смерти братiй облада всею землею, / не имђя ни съ кимъ войны. // (02) Въ четвертое лђто княженiя его // (03) преселися отъ стараго въ Новый градъ Великiй ко Илменю, / прилђжа о расправђ земли и правосудiи, яко и дђти его. / Дабы ему всюду расправа и судъ не оскудђл, посажа по всђмъ / градомъ князи отъ Варягъ и Славянъ, самъ же проименовася / Князь великiй, еже Греческiй Архикраторъ, или Василевсъ, // (04) а онiи князи подручны, // (05) по смерти же отца своего облада Варягами, / емля дань отъ нихъ. (26.) // |
        (06) Имђлъ Рюрикъ нђколико женъ, но паче всђхъ // (07) любляше Ефанду, дочерь князя Урманского; (27.) и егда та роди / сына Ингоря, даде ей обђщанный градъ съ Ижорою въ вено. (28.) /
        Славяне, живущiе по Днђпру, зовомiи Поляне и Горяне, / утђсняемы бывше отъ Козаръ, иже градъ ихъ Кiевъ и прочiи / обладаша, емлюще дани тяжки и подђлiями изнуряюще, // (08) тiи прислаша къ Рюрику преднiи мужи // (09) просити, да послетъ къ нимъ сына или ина князя княжити. / Онъ же вдаде имъ Осколда, (29.) и вои съ нимъ отпусти. Осколдъ же / шедъ облада Кiевомъ, и собравъ вои повоева первђе Козаръ, / потомъ иде въ ладiахъ ко Царю-граду, но буря разби на морђ / корабли его, и возвратися посла въ Царьградъ ко Царю... //

        (--- Здђсь на странђ подписано: утрачены въ лђтописцђ два листа, а зачато: «Михаилъ же возблагодари бога, иде въ Болгары.» --- По сему дознаюсь, что о крещенiи Осколда утрачено, и Михаилъ сей Киръ Михаилъ Митрополитъ, показавшей чудо незгорђвшимъ Евангелiемъ; См. Приложения по вспомогательным источникам, – Авт.).

        5. (01) G. Рюрикъ по отпускђ Оскольда бђ вельми боля, // (02) и начатъ // (03) изнемогати; видђвъ же сына Ингоря вельми юна, / предаде княженiе и сына своего шурину своему / Олгу, (30.) Варягу сущу Князю Урманскому. //
        (04) Олегъ бђ мужъ // (05) мудрый и воинъ храбрый, слыша отъ Кiевлянъ / жалобы на Осколда, и позавидовавъ области его, / вземъ Ингоря, иде съ войски ко Кiеву. // (06) Блаженный же Осколдъ (31.) // (07) преданъ Кiевляны, и убiенъ бысть, и погребенъ / на горе, идђже стояла церковь святаго Николая; (32.) / но Святославъ разруши ю яко речется. // | (06) По семъ Олегъ // (07) облада всю страну ту, многи народы себђ покори, / воева же на Греки моремъ, и принуди миръ купити, / возвратися съ честiю великою и богатствы многими, / повоева же Казары, Болгоры и Волоты до Дуная. //
        (08) Егда Ингорь возмужа, ожени его // (09) Олегъ, поятъ за него жену отъ Изборска рода / Гостомыслова, иже Прекраса нарицашеся, а Олегъ / переименова ю, и нарече во свое имя Олга; (33.) имђ же / Игорь потомъ ины жены, но Олгу мудрости ея ради, // (10) паче иныхъ чтяше. // | (О войне на Греки, убивстве его отъ Древлян, якоже и о мщенiи Олги Древляномъ кратко тако:) (11) «Князь Древлянскiй Малъ сынъ // (12) Нискининъ (34.) присла послы ко Олгђ просити, да идет зань, / она же повелђ послы тiи овыхъ избити, овыхъ сожещи, / и собравъ воя, иде на Древлянъ, князи ихъ и люди изби, // (13) а градъ Коростень раззори и сожже». //
        6. (01) H. Олга владђя со сыномъ, // (02) и научена бывши отъ пресвитеръ, сущихъ въ Кiевђ, / вђрђ Христовђ, но крещенiя народа ради прiять // (03) не можаше; // (04) сего ради иде съ вђрными вельможи ко Царю-граду, / и прiявъ тамо крещенiе, со многими дары и честiю / отъ царя и патрiарха возвратися въ Кiевъ, идђже первђе / святый апостолъ Андрей вђру Христову проповђда; (35.) // (05) приведе же съ собою // (06) iереи мудри и церковь святыя Софiи древянную устрои, / а иконы ей присла патрiархъ и прилђжаху къ наученiю. / Олга вельми увђщева сына Святослава; но Святославъ / ни слышати хотя, а отъ вельможъ и смерть мнозiи прiяша, // (07) и вельми отъ невђрныхъ ругаеми бяху. (36.) //
        (08) И по смерти Олги // (09) Святославъ пребываше въ Переяславцђ на Дунађ воюя. / [Но > на] Козари, Болгоры и Греки имђя помощь отъ тестя (37.) / князя Угорскаго и князя Ляцкаго не единою побђждая, / послђди за Дунаемъ у стђны долнiе (какая сiя стђна нигдђ я описанiя не нахожу) все войско погуби, // 7. (01) тогда дiаволъ возмяте сердца вельможъ нечестивыхъ, / начаша клеветати на христiаны сущiе въ воинствђ, / якобы сiе паденiе вой приключилось отъ прогнђванiя / лжебоговъ ихъ христiанами; онъ же толико разсвирђпђ, / яко и единаго брата своего Глђба (38.) не пощаде, но разными // (02) муками томя убиваше. (03) Они же съ радостiю на мученiе идяху, а вђры Христовы / отрещися и идоломъ поклонитися не хотяху, съ веселiемъ / вђнецъ мученiя прiимаху, онъ же видя ихъ непокоренiя, / наипаче на пресвитеры яряся, якобы тiи чарованiемъ / нђкимъ людямъ отвращаютъ, и въ вђрђ ихъ утверждаютъ, // (04) посла въ Кiевъ повелђ // (05) храмы христiанъ раззорити и сожещи, и самъ вскорђ пойде, / хотя вся христiаны изгубити; но богъ вђсть како праведные / спасти, а злые погубити. Онъ бо вся воя отпусти полемъ / ко Кiеву, а самъ съ не со многими иде въ лодiахъ, и на Днђпрђ / близъ Проторча (пороговъ) оступиша Печенђзи со всђми бывшими // (06) при немъ избиша, // (07) тако прiятъ казнь отъ бога. // |
        (08) К. Святославъ имђлъ три сына, имъ же тако области раздђли: / старђйшему Ярополку даде градъ Кiевъ со всею областiю, / Олгу юнейшђму Древляны, а Владимиру сыну Малушину / Новъградъ. Ярополкъ же бђ мужъ кроткiй и милостивый / ко всђмъ, любляше христiаны, и аще самъ не крестися // (09) народа ради, но никому же претяше. // (прочее до ухода Владимира въ Варяги кратко, но согласно съ Несторомъ) 8. (01) Владимиръ возвратися отъ Варягъ / съ войскомъ и собравъ Новогородцевъ, / иде на полоцкого князя Рохволда, // (02) зане той // (03) повоева волости Новгородскiя, и побђдя войско, градъ / Полоцкъ взя, Рохволда со двђма сыны уби, а дщерь его / Рогнедъ взя себђ въ жену, и преименова ю Гориславою; (39.) / сiя приречена бђ Ярополку, и хотяше итти съ послы // (04) Ярополчи ко Кiеву. //
        (05) Ярополкъ извђстяся о семъ, печаленъ бысть, яко случися / убивство брата его Олга не по хотђнiю его, и се другiй / братъ войну нача, посла къ нему увђщевати, посла же / и воинство во Кривичiе, да воспретятъ Владимиру воевати. // (06) Владимиръ, слышавъ сiе, // (07) убояся, хотя бђжати ко Новуграду, но вуй его Добрыня / вђдый, яко Ярополкъ нелюбимъ у людей, зане христiаномъ / даде волю велику, (40.) удержа Владимира, и посла въ полки / Ярополчи съ дары къ воеводамъ, водя ихъ ко Владимиру. // (08) Оные же, яко первђе рђхъ, // (09) не правяху Ярополку, и ятася предати полкъ Владимиру, / тогда Добрыня со Владимиромъ иде на полки Ярополчи, / и сшедшися на рђкђ Дручи въ трехъ днехъ отъ Смоленска, / побђдиша полки Ярополчи не силою, ни храбростiю, но // предательствомъ воеводъ Ярополчихъ. // (О убивствђ Ярополка, рожденiи Святополка и проч. почти согласно съ Несторомъ, и житiе Владимирово описано со многими пирами и веселiи, которые къ сему не принадлежатъ.)
        9. (01) L. Владимиръ // (02) имђя съ Мещемъ (Мешкомъ) княземъ Ляховъ и Ленчанъ войну, / и аще воеводы Владимиры двакратъ побђдиша ихъ, / но онъ не престая воюя земли даже до Горыни. // (03) Сего ради Владимиръшедъ самъ, и при рђцђ Висђ (мню Вислђ) / тако побђди, что Мещъ все воинство погуби, едва / самъ спасеся, а преднiи его мужи всђ плђнены быша, // (04) и Владимиръ // (05) вся грады Ляцкiе заятъ. Мещъ же испроси миръ / у Владимира, отдая ему: пять градовъ, Владимиръ же / даде ему миръ, и дань погодну на Ляхи возложи. (41.) //
        10. (01) По семъ // (02) иде Владимиръ на Болгары, и побђдя ихъ, миръ учини, / и прiятъ крещенiе самъ и сынове его, и всю землю Русскую / крести. (42.) Царь же Болгарскiй Симеонъ присла iереи учены // (03) и книги довольны, // | (04) и посла Владимиръ во Цареградъ // (05) ко царю и патрiарху, просити митрополита, они же вельми / возрадовашася, и прислаша митрополита Михаила, мужа / весьма ученаго и богобоязненаго, Болгарина суща, съ нимъ / четыре епископы и многи iереи, дiаконы, и демественники (пђвчiе) // (06) отъ Славянъ. // (07) Митрополитъ же по совђту Владимира, посажа епископы / по градомъ въ Ростовђ, Новђградђ, Владимирђ и Бђлђграде. (43.) / Сiи шедше во земли съ вельможи и вои Владимировыми, / учаху людъ и крещаху всюду стами и тысящами, колико гдђ // (08) прилучися, // (09) аще людiе невђрнiи вельми о томъ скорбяху / и роптаху, но отрицатися воевъ ради не смђяху. //
        11. (01) M. Въ Новђграде // (02) людiе увђдавше, еже Добрыня / идетъ креститися, учиниша вече, // (03) и покляшася всђ, // (04) не пустити во градъ, и не дати идолы // (05) опровергнути, и егда прiидохомъ, они разметавше / мостъ великiй, изыдоша со оружiемъ, и аще Добрыня / прельщенiемъ и лагодными словы увђщевая ихъ, обаче / они ни слышати хотяху, и вывесше два порока великiе / со множествомъ каменiя поставиша на мосту, яко // (06) на сущiе враги своя, // (07) вышшiй же надъ жрецы Славянъ // (08) Богомилъ, сладкорђчiя ради нареченъ Соловей, вельми / претя люду покоритися. Мы же стояхомъ на торговой / странђ, ходихомъ по торжищамъ и улицамъ, учахомъ (44.) / люди елико можахомъ; но гиблющимъ въ нечестiи / слово крестное, яко апостолъ реклъ, явися безумiемъ // (09) и обманомъ. // (10) И тако пребыхомъ два дни // (10) нђколико сотъ крестя. Тогда тысяцкiй Новгородскiй / Угоняй, ђздя всюду вопилъ: лучше намъ помрети, неже / боги наша дати на поруганiе. Народъ же оныя страны / разсвирђпђвъ, домъ Добрынинъ раззориша, имђнiе / разграбиша, жену и нђкiихъ отъ сродникъ его избиша. // | (12) Тысяцкiй же Владимировъ Путята, (45.) / яко мужъ смысленный и храбрый, // (13) уготовавъ лодiя, избравъ отъ Ростовцевъ пять сотъ мужей, / нощiю перевезеся выше града на ону страну, и вшедъ / во градъ никому же пострегшу; вси бо видђвши чаяху / своихъ воевъ быти. Онъ же дошедъ до двора Угоняева, / онаго и другихъ преднихъ мужей ятъ, и абiе посла // (14) къ Добрынђ за рђку. // (15) Людiе же страны оныя услышавше сiе, / собрашася до пяти тысящъ, оступиша // (16) Путяту // (17) и бысть между ими сђча зла. Нђкiе шедше церковь / Преображенiя Господня разметаша, и домы христiанъ / грабляху. На разсвђтанiи Добрыня со всђми сущими / при немъ приспђ, и повелђ у брега нђкiе домы зажещи, / чимъ люди паче устрашевы бывше, бђжаху огнь тушити, // (18) и абiе преста сђчь. // | (19) Тогда // (20) преднiи мужи пришедше къ Добрынђ, просиша мира. /
        N. Добрыня же, собра вои, запрети грабленiе, и абiе идолы / сокруши, древяннiи сожгоша, а каменнiи изломавъ // (21) въ рђку ввергоша, // (22) и бысть нечестивымъ печаль велика. Мужiе и жены / видђвше тое съ воплемъ великимъ и слезами просяще / за ны, яко за сущiе ихъ боги. Добрыня же насмђхаяся / имъ вђща: что безумнеи сожалђете о тђхъ, которые / себя оборонить не могутъ! кую пользу вы отъ нихъ // (23) чаять можете! // (24) и посла // (25) всюду объявляя, чтобы шли ко крещенiю. Воробей же / посадникъ сын Стояновъ, иже при Владимирђ воспитанъ, / и бђ вельми сладкорђчивъ, сей иде на торжище, и паче / всђхъ увђща. Идоша мнози, а нехотящихъ креститися, / воини влачаху, и крещаху мужи выше моста, а жены // (26) ниже моста. // (27) Тогда // (28) мнозiи некрещеннiи повђдаху о себђ крещенными быти, / того ради повелђхомъ всђмъ крещеннымъ кресты на шеђ, / ово деревянны, ово медяны, и каперовы (сiе  видятся Греческое оловянны испорчено) на выю возлагати, (46.) / а иже того не имутъ не вђрити и крестити, и абiе [разметанную / церковь > церковь / разметанную] паки сооружихомъ, и тако крестя Путята, // (29) иде ко Кiеву. // (30) Сего дђля людiе поносятъ Новгородицевъ: / Путята крести мечемъ, а Добрыня огнемъ.
        O. По семъ писа о раздђленiи десяти сыновъ, упоминаетъ женъ весьма иначе, нежели Несторъ, тако:
        12. (01) «Владимиръ вскорђ по крещенiи упрошенъ бђ, / отпусти жены отъ себе, яко обђща, и отпусти // (02) Вышеслава, иже родися отъ Оловы жены Варяжскiя / въ Новъ градъ, Гориславу со Изяславомъ въ Полоцкъ, / ея же сына Ярослава въ Ростовъ, Всеволода во Владимиръ, // (03) Предславу со сыномъ Святополкомъ въ Туровъ, Малфридъ / со сыномъ Святославомъ въ Овручъ, Адилъ со сыномъ / Мстиславомъ во Тмутараканъ, а Станислава въ Смоленскъ, // (04) Анны Царевны сына Бориса и Глђба при матери остави; / но Глђбу назнаменова Муромъ, (47.) зане бђ еще у грудей тогда. / Прочихъ женъ и дочерей даде въ жены ближнимъ своимъ // (05) неимущимъ женъ, // (06) и запрети да всякъ...
                ________

        < Вместо заключения: «ОТЪ ВСЕОБЩАГО ВЂДЂНIЯ ВЪ ЗАКРЫТIИ» >

        Симъ оное кончилось. Я, получа сiе нечаянное сказанiе, желалъ ту самую книгу видђть, какъстаро писано, и паче о началђ ея: ибо такъ разумђлъ, что сiи тетради нарочно для посылки ко мнђ списаны, оные не медленно ко нему послал, и просилъ его письмомъ, ежели всея книги прислать не можно, то бы прислалъ мнђ первыя три, да и слђдующихъ симъ нђсколько: но въ сентябрђ вмђсто отвђта получилъ извђстiе, что онъ умеръ, а пожитки его разтощены, иные указомъ отъ Синода запечатаны... Почему видимо, что разныя древнiя исторiи въ разныхъ рукахъ находятся, чрезъ что многое отъ всеобщаго вђдђнiя остается въ закрытiи. Сего ради я сiю выписку особною главою положилъ, и въ Несторовђ несогласiе примђчанiями показалъ…


                •  •  •


        Правка и атрибуция структуры эпического текста с грамматическим и графическим оформлением версифицированного эпического текста в неотъемлемой стихотворной форме (© Е. Е. Овчинников):


        «О КНЯЗЂХЪ РУСКИХЪ СТАРОБЫТНЫХЪ» («Исторiя Iоакима», в извлечении: «Исторiя Россiйская съ самыхъ древнђйшихъ временъ неусыпными трудами черезъ тритцать лђтъ собранная и описанная покойнымъ тайнымъ совђтникомъ и Астраханскимъ губернаторомъ, Васиьемъ Никитичемъ Татищевымъ», 1768 г.; с приложениями)


        < О Исторiи Iоакима, Новогородскаго епископа: «МАЛЫЯ КНИЖКИ ВЕЛИКОЙ РВЗУМЪ» >


        <…> хотя всђ наши и Польскiе Историки Нестора Печерскаго за первђйшаго Историка Русскаго почитаютъ, однакожъ то довольно видимо, что прежде его писатели были, да книги тђ погибли, или еще гдђ хранятся, или коихъ либо обстоятельствъ ради отъ неразсудныхъ презираеми, какъ то довольно примђчаемъ, что несмысленные малыя книжки или тетрадки великой разумъ и нужное къ вђденiю малости ради презираютъ, а великiя баснями и лжами наполненныя предпочитаютъ, и такъ оныя полезныя въ забвенiе предаются. Между такими невђдомыми Нестору и забвенными Историки есть Iоакимъ первый Епископъ Новогородскiй… Сiя же, которую я при окончанiи труда моего получилъ, мнится, совершенно древняго писателя, болђе нежели Несторъ свђдущаго, и не иначе какъ въ Греческомъ языкђ, такъ въ Исторiи искуснаго, хотя нђчто и баснословное по тогдашнему обычаю внесено: по обстоятельствамъ крещенiя Новогородцевъ точно показуетъ о себђ, что есть Iоакимъ Епископъ н. 39. Онъ прiђхалъ въ Русь съ другими Епископы 991. гл. 48. и опредђленъ въ Новградъ, умеръ въ 1030. <…>
        Сiи тетради видно, что изъ книги сшитой выняты по розметкђ 4. 5. и 6. письмо новое, но худое, складъ старой смђшенной съ новымъ, но самой простой и нарђчiе Новогородское: начало видимо, что писано о народахъ какъ у Нестора… По окончанiи же описанiя народовъ и ихъ поступковъ, началъ то писать, чего у Нестора нђтъ, изъ которыхъ я выбралъ токмо то, чего у Нестора не находится, или здђсь иначе положено какъ слђдуетъ: «О Князђхъ Рускихъ Староботныхъ, Несторъ монахъ не добрђ свђдомъ бђ, что ся дђяло у насъ Славянъ во Новђградђ, а святитель Iоакимъ добрђ свђдомый написа:


(01)  Еже сынове Афетовы и внуки отдђлишася, –
        и единъ отъ князь –

(02)  Славенъ съ братом Скифомъ, имђя многiя войны на востоцђ,
        идоша – къ западу, многи земли – о Черномъ морђ и Дунаи –
        себђ покориша, и отъ старшаго брата прозвашася Славяне, –
        а Греки ихъ: ово похвально Алазони, ово поносно Амазони,
        еже есть жены – безъ титекъ, именовали, яко [стихотворецъ

(03)  о семъ] древнiй и великiй глаголетъ».

                ________


        1.

(01)  Славянъ князь, оставя во Фракiи и Иллирiи на вскрай моря
        и по Дунаеви сына Бастарна, иде – къ полунощи, и градъ –
        Великiй созда во свое имя, Славянскъ нарече, а Скифъ остася
        у Понта и Меотиса въ пустыняхъ обитати, питаяся отъ скотъ,
        и грабительства, и прозвася страна та – Скифiя Великая.

(02)  По устроенiи Великаго града умре Славенъ князь, а по немъ
        владаху – сынове его и внуки много сотъ лђтъ, – и бђ князь –
        Вандалъ, владая Славянами ходя всюду на сђверъ, востокъ
        и западъ – моремъ и землею, многи земли на вскрай моря –
        повоева, и народы себђ покоря, возвратися во градъ Великiй.

(03)  По семъ:

(04)  Вандалъ послалъ на западъ – подвластныхъ своихъ князей
        и свойственниковъ Гардорика и Гунигара съ великими войски
        Славянъ, Руси и Чуди, – и сiи шедше, многи земли повоевавъ,
        не возвратишася, а Вандалъ разгнђвався на ня: вся земли ихъ
        отъ моря до моря – себђ покори и сыновомъ своимъ вдаде!

(05)  Онъ имђлъ три сына: Избора, Владимира и Столпосвята.

(06)  Каждому изъ нихъ –

(07)  построи по единому граду и въ ихъ имена нарече, всю землю
        имъ раздђля, самъ – пребывал во Велицђ градђ лђта многа,
        и въ старостђ глубоцђ умре, а по себђ Избору градъ Великiй
        и братiю его во власть предастъ, – потомъ измроша Изборъ
        и Столпосвятъ, а Владимиръ – прiятъ власть на всей земли.

                *    *    *

(08)  Онъ –

(09)  имђлъ жену отъ Варягъ Адвинду, вельми прекрасну и мудру,
        о ней же многое отъ старыхъ – повђствуется, и въ пђснђхъ –
        восклицаютъ, – по смерти Владимира и матери ево Адвинды
        княжили – сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бђ –
        по Владимирђ, имена же сихъ осми невђдомы, ни дђлъ ихъ.

(10)  Рразвђ – въ пђснђхъ древнихъ воспоминаютъ.


        2.

(01)  Буривой,

(02)  имђя тяжку войну съ Варяги, множицею – побђждаше ихъ,
        и облада – всю Бярмiю до Кумени, – послђди при оной рђцђ –
        побђжденъ бысть, вся свои вои – погуби, едва самъ спасеся,
        иде во градъ Бярмы, иже на островђ сый крђпцђ устроенный,
        идђже князи подвластнiи пребываху, и тамо пребывая умре.

(03)  Варяги же абiе пришедше –

(04)  градъ Великiй, и прочiи обладаша, и дань –
        тяжку возложиша на Славяны, Русь и Чудь, –
        людiе же, терпяху тугу велику отъ Варягъ,

(05)  пославше къ Буривою, испросиша у него сына Гостомысла: да –
        княжитъ во Велицђ-граде, – и егда Гостомыслъ прiя власть, абiе:
        Варяги бывшiе – овы изби, овы изгна, и дань Варягомъ – отрече,
        и шедъ на ня – побђди, и градъ во имя старђйшаго сына своего
        Выбора – при морђ построи, учини съ Варяги – миръ, и бысть –

(06)  тишина по всей земли!

                *    *    *

(07)  Сей Гостомыслъ бђ мужъ –
        елико храбръ, толико мудръ!

(08)  Всђмъ сосђдомъ своимъ – страшный, а людђмъ его – любимъ,
        расправы ради и правосудiя, – сего ради вси окольны чтяху его,
        и дары и дани дающе, купуя миръ отъ него, – многи же князи –
        отъ далекихъ странъ прихождаху моремъ и землею: послушати –
        мудрости, и видђти – судъ его, и просити – совђта и ученiя его,

(09)  яко тђмъ – прославися всюду!


        3.

(01)  Гостомыслъ имђлъ четыре сына и три дщери: сынове его –
        ово на войнах избiени, ово въ дому измроша, и не остася –
        ни единому имъ сына, а дщери – выданы быша сусђднимъ
        княземъ въ жены, – и бысть Гостомыслу и людемъ его о семъ
        печаль тяжка, и иде Гостомыслъ въ Колмогардъ вопросити –

(02)  боги о наслђдiи.

(03)  И возшедъ на высокая, принесе – жертвы многи, и вђщуны –
        угобзи, – вђщуны же отвђщаша ему, яко: боги обђщаютъ –
        дати ему наслђдiе отъ ложеснъ его, – но Гостомыслъ не ятъ
        сему вђры, зане старъ бђ, и жены его – не раждаху, – посла
        паки – въ Зимеголы къ вђщунамъ вопросити, и тiи – рђша,

(04)  яко: имать наслђдовати – отъ своихъ ему.

(05)  Онъ же –

(06)  ни сему вђры не ятъ, пребываше въ печали, – единою спящу –
        ему о полудни, видђ сонъ, яко: изъ чрева среднiя дщере его
        Умилы – произрасте древо велико, плодовито, и покры весь –
        градъ Великiй, отъ плодъ же его насыщахуся людiе всея –
        земли, – воставъ же отъ сна призва вђщуны, да изложатъ ему

(07)  сонъ сей!

(08)  Они же реша: отъ сыновъ ея – имать наслђдити ему землю,
        и земля угобзится княженiемъ его! – и вси радовахуся о семъ,
        еже не имать наслђдити сынъ большiя дщере, зане негожъ бђ.

(09)  Гостомыслъ же,

(10)  видя конецъ живота своего, созва вся старђйшины земли –
        отъ Славянъ, Руси, Чуди, Веси, Мери, Кривичъ и Дряговичъ,
        яви имъ – сновидђнiе, и посла избраннђйшiе – въ Варяги:

(11)  просити князя.

                *    *    *

(12)  И прiидоша по смерти Гостомысла –
        Рурикъ со двумя браты и роды ею.

        (Здђсь о ихъ раздђленiи, кончинђ и проч. согласно съ Несторомъ, токмо все безъ лђтъ.)


        4.

(01)  Рюрикъ по смерти братiй облада – всею землею,
        не имђя ни съ кимъ войны.

(02)  Въ четвертое лђто княженiя его:

(03)  преселися отъ стараго въ Новый градъ Великiй ко Илменю,
        прилђжа – о расправђ земли и правосудiи, яко и дђти его, –
        дабы ему всюду расправа и судъ не оскудђл, посажа по всђмъ
        градомъ князи отъ Варягъ и Славянъ, самъ же проименовася –
        Князь великiй, еже Греческiй – Архикраторъ, или Василевсъ.

(04)  А онiи князи – подручны.

(05)  По смерти же отца своего облада – Варягами,
        емля дань отъ нихъ.

                *    *    *

(06)  Имђлъ Рюрикъ нђколико женъ, но паче всђхъ –

(07)  любляше Ефанду, дочерь князя Урманского, и егда та роди
        сына Ингоря, даде ей обђщанный градъ съ Ижорою въ вено, –
        Славяне, живущiе – по Днђпру, зовомiи Поляне и Горяне,
        утђсняемы бывше отъ Козаръ, иже градъ ихъ Кiевъ и прочiи
        обладаша, емлюще – дани тяжки и подђлiями изнуряюще.

(08)  Тiи прислаша къ Рюрику преднiи мужи –

(09)  просити: да послетъ къ нимъ сына или ина князя княжити! –
        онъ же вдаде имъ Осколда и вои съ нимъ отпусти, Осколдъ же,
        шедъ, облада Кiевомъ, и собравъ вои, повоева первђе Козаръ,
        потомъ иде въ ладiахъ – ко Царю-граду, но буря разби на морђ
        корабли его, – и возвратися, посла – въ Царьградъ ко Царю...

        (--- Здђсь на странђ подписано: утрачены въ лђтописцђ два листа, а зачато: «Михаилъ же возблагодари бога, иде въ Болгары.» --- По сему дознаюсь, что о крещенiи Осколда утрачено, и Михаилъ сей Киръ Михаилъ Митрополитъ, показавшей чудо незгорђвшимъ Евангелiемъ; См. Приложения по вспомогательным источникам, – Авт.).


5.

(01)  Рюрикъ, по отпускђ Оскольда, бђ – вельми боля.

(02)  И начатъ –

(03)  изнемогати, – видђвъ же сына Ингоря вельми юна,
        предаде княженiе и сына своего – шурину своему:
        Олгу, Варягу сущу, Князю Урманскому.

(04)  Олегъ бђ мужъ –

(05)  мудрый и воинъ храбрый, – слыша отъ Кiевлянъ –
        жалобы на Осколда и позавидовавъ области его,
        вземъ Ингоря, иде съ войски – ко Кiеву.

(06)  Блаженный же Осколдъ –

(07)  преданъ Кiевляны, и убiенъ бысть, и погребенъ –
        на горе, идђже стояла – церковь святаго Николая, –
        но Святославъ разруши ю, яко речется.

                *    *    *

(06)  По семъ Олегъ –

(07)  облада всю страну ту, многи народы себђ покори,
        воева же на Греки моремъ, и принуди миръ купити,
        возвратися съ честiю великою и богатствы многими,
        повоева же – Казары, Болгоры и Волоты до Дуная.

(08)  Егда Ингорь возмужа, ожени его,

(09)  Олегъ поятъ за него – жену отъ Изборска: рода –
        Гостомыслова, иже Прекраса нарицашеся, а Олегъ –
        переименова ю и нарече во свое имя Олга, – имђ же
        Ингорь потомъ ины жены, но Олгу мудрости ея ради,

(10)  паче иныхъ чтяше!

                *    *    *

        (О войне на Греки, убивстве его отъ Древлян, якоже и о мщенiи Олги Древляномъ кратко тако:)


(11)  «Князь Древлянскiй Малъ, сынъ –

(12)  Нискининъ, присла послы ко Олгђ просити: да идет зань, –
        она же повелђ послы тiи – овыхъ избити, овыхъ сожещи,
        и собравъ воя, иде – на Древлянъ, князи ихъ и люди изби,

(13)  а градъ Коростень – раззори и сожже».


        6.

(01)  Олга – владђя со сыномъ.

(02)  И научена бывши отъ пресвитеръ, сущихъ въ Кiевђ,
        вђрђ Христовђ, но крещенiя, народа ради, прiять –

(03)  не можаше.

(04)  Сего ради иде съ вђрными вельможи ко Царю-граду,
        и прiявъ – тамо крещенiе, со многими дары и честiю
        отъ царя и патрiарха возвратися въ Кiевъ, идђже первђе
        святый – апостолъ Андрей вђру Христову проповђда.

(05)  Приведе же съ собою –

(06)  iереи мудри, и церковь святыя Софiи древянную устрои,
        а иконы ей присла патрiархъ, – и прилђжаху къ наученiю,
        Олга вельми увђщева – сына Святослава, но Святославъ –
        ни слышати хотя, а отъ вельможъ и смерть мнозiи прiяша,

(07)  и вельми отъ невђрныхъ – ругаеми бяху.

(08)  И по смерти Олги –

(09)  Святославъ пребываше въ Переяславцђ на Дунађ, воюя
        на – Козари, Болгоры и Греки, имђя помощь отъ тестя –
        князя Угорскаго и князя Ляцкаго, не единою побђждая, –
        послђди за Дунаемъ у стђны долнiе* – все войско погуби!

        *(Р е м а р к а : какая сiя стђна нигдђ я описанiя не нахожу)


        7.

(01)  Тогда дiаволъ – возмяте сердца вельможъ нечестивыхъ,
        начаша – клеветати на христiаны, сущiе въ воинствђ,
        якобы: сiе паденiе вой приключилось отъ прогнђванiя –
        лжебоговъ ихъ христiанами, – онъ же толико разсвирђпђ,
        яко и единаго брата своего Глђба не пощаде, но разными –

(02)  муками томя, убиваше!

(03)  Они же съ радостiю на мученiе – идяху, а вђры Христовы
        отрещися и идоломъ поклонитися не хотяху, съ веселiемъ
        вђнецъ мученiя прiимаху, – онъ же видя ихъ непокоренiя,
        наипаче на пресвитеры яряся, якобы: тiи – чарованiемъ
        нђкимъ людямъ отвращаютъ, и въ вђрђ ихъ утверждаютъ, –

(04)  посла въ Кiевъ, повелђ –

(05)  храмы христiанъ раззорити и сожещи, и самъ вскорђ пойде,
        хотя вся христiаны изгубити, но богъ вђсть, како праведные –
        спасти, а злые – погубити, – онъ бо вся воя отпусти полемъ –
        ко Кiеву, а самъ съ не со многими иде въ лодiахъ, и на Днђпрђ
        близъ Проторча* – оступиша Печенђзи, со всђми бывшими –

        *(Р е м а р к а : пороговъ)

(06)  при немъ, избиша!

(07)  Тако – прiятъ казнь отъ бога.

                *    *    *

(08)  Святославъ имђлъ три сына, имъ же тако области раздђли:
        старђйшему Ярополку даде – градъ Кiевъ со всею областiю,
        Олгу юнейшђму – Древляны, а Владимиру сыну Малушину –
        Новъградъ, – Ярополкъ же бђ мужъ кроткiй и милостивый –
        ко всђмъ, любляше – христiаны, и аще самъ не крестися –

(09)  народа ради, но никому же – претяше.

        (Прочее до ухода Владимира въ Варяги кратко, но согласно съ Несторомъ)


        8.

(01)  Владимиръ возвратися отъ Варягъ –
        съ войскомъ, и собравъ Новогородцевъ,
        иде – на Полоцкого князя Рохволда,

(02)  зане той –

(03)  повоева волости Новгородскiя, – и побђдя войско, градъ
        Полоцкъ взя, Рохволда со двђма сыны уби, а дщерь его
        Рогнедъ взя себђ въ жену, и преименова ю Гориславою, –
        сiя – приречена бђ Ярополку, и хотяше итти съ послы

(04)  Ярополчи – ко Кiеву.

(05)  Ярополкъ извђстяся о семъ, печаленъ бысть, яко случися
        убивство брата его Олга – не по хотђнiю его, и се – другiй
        братъ войну нача, – посла къ нему увђщевати, посла же –
        и воинство во Кривичiе, да воспретятъ Владимиру воевати.

(06)  Владимиръ, слышавъ сiе,

(07)  убояся, хотя бђжати ко Новуграду, но вуй его Добрыня –
        вђдый, яко Ярополкъ нелюбимъ у людей, зане христiаномъ
        даде – волю велику, удержа Владимира, и посла въ полки
        Ярополчи – съ дары къ воеводамъ, водя ихъ ко Владимиру.

(08)  Оные же, яко первђе рђхъ,

(09)  не правяху Ярополку, и ятася предати полкъ Владимиру, –
        тогда Добрыня со Владимиромъ – иде на полки Ярополчи,
        и сшедшися на рђкђ Дручи въ трехъ днехъ отъ Смоленска,
        побђдиша полки Ярополчи – не силою, ни храбростiю, но –

(10)  предательствомъ воеводъ Ярополчихъ!

        (О убивствђ Ярополка, рожденiи Святополка и проч. почти согласно съ Несторомъ, и житiе Владимирово описано со многими пирами и веселiи, которые къ сему не принадлежатъ.)


        9.

(01)  Владимиръ,

(02)  имђя съ Мещемъ* княземъ Ляховъ и Ленчанъ войну,
        и аще воеводы Владимиры двакратъ побђдиша ихъ, –
        но онъ, не престая, воюя земли даже – до Горыни.

        *(Ре м а р к а : Мешкомъ)

(03)  Сего ради Владимиръ – шедъ самъ, и при рђцђ Висђ* –
        тако побђди, что Мещъ – все воинство погуби, едва –
        самъ спасеся, а преднiи его мужи всђ плђнены быша.

        *( Ре м а р к а : мню Вислђ)

(04)  И Владимиръ –

(05)  вся грады Ляцкiе заятъ, – Мещъ же – испроси миръ
        у Владимира, отдая ему пять градовъ, Владимиръ же:
        даде ему – миръ, и дань погодну на Ляхи – возложи.


        10.

(01)  По семъ –

(02)  иде Владимиръ на Болгары, и побђдя ихъ, миръ учини, –
        и прiятъ крещенiе самъ и сынове его, и всю землю Русскую –
        крести, царь же Болгарскiй Симеонъ присла – iереи учены,

(03)  и книги довольны.

                *    *    *

(04)  И посла Владимиръ во Цареградъ –

(05)  ко царю и патрiарху, просити митрополита, они же вельми –
        возрадовашася, и прислаша митрополита Михаила, мужа –
        весьма ученаго и богобоязненаго, Болгарина суща, съ нимъ –
        четыре епископы и многи iереи, дiаконы, и демественники* –

        *( Ре м а р к а : пђвчiе)

(06)  отъ Славянъ.

(07)  Митрополитъ же по совђту Владимира посажа епископы –
        по градомъ: въ Ростовђ, Новђградђ, Владимирђ и Бђлђграде, –
        сiи – шедше во земли съ вельможи и вои Владимировыми,
        учаху людъ и крещаху всюду стами и тысящами, колико гдђ –

(08)  прилучися.

(09)  Аще людiе невђрнiи, вельми о томъ – скорбяху,
        и роптаху, но отрицатися воевъ ради – не смђяху.


        11.

(01)  Въ Новђграде –

(02)  людiе увђдавше, еже – Добрыня
        идетъ креститися, учиниша вече.

(03)  И покляшася всђ:

(04)  не пустити во градъ, и не дати идолы –

(05)  опровергнути! – и егда прiидохомъ, они разметавше –
        мостъ великiй, изыдоша со оружiемъ, и аще Добрыня
        прельщенiемъ и лагодными словы увђщевая ихъ, обаче
        они ни слышати хотяху, и вывесше два порока великiе
        со множествомъ каменiя, поставиша на мосту, яко –

(06)  на сущiе враги своя!

(07)  Вышшiй же надъ жрецы Славянъ –

(08)  Богомилъ, сладкорђчiя ради нареченъ Соловей, вельми
        претя люду покоритися, – мы же стояхомъ на торговой
        странђ, ходихомъ по торжищамъ и улицамъ, учахомъ
        люди, елико можахомъ, но – гиблющимъ въ нечестiи –
        слово крестное, яко апостолъ реклъ, явися – безумiемъ

(09)  и обманомъ!

(10)  И тако пребыхомъ два дни,

(11)  нђколико сотъ крестя, – тогда тысяцкiй Новгородскiй
        Угоняй, ђздя всюду, вопилъ: лучше намъ помрети, неже –
        боги наша дати на поруганiе! – народъ же оныя страны,
        разсвирђпђвъ, домъ Добрынинъ – раззориша, имђнiе –
        разграбиша, жену и нђкiихъ отъ сродникъ его – избиша.

                *    *    *

(12)  Тысяцкiй же Владимировъ Путята,
        яко мужъ – смысленный и храбрый,

(13)  уготовавъ лодiя, избравъ отъ Ростовцевъ пять сотъ мужей,
        нощiю – перевезеся выше града на ону страну, и вшедъ –
        во градъ, никому же пострегшу, вси бо, видђвши, чаяху –
        своихъ воевъ быти, онъ же – дошедъ до двора Угоняева,
        онаго и другихъ преднихъ мужей – ятъ, и абiе посла –

(14)  къ Добрынђ за рђку.

(15)  Людiе же страны оныя, услышавше сiе,
        собрашася до пяти тысящъ, оступиша –

(16)  Путяту:

(17)  и бысть между ими – сђча зла! – нђкiе, шедше, церковь
        Преображенiя Господня разметаша, и домы христiанъ –
        грабляху, – на разсвђтанiи – Добрыня со всђми сущими
        при немъ приспђ, и повелђ – у брега нђкiе домы зажещи,
        чимъ люди паче устрашевы бывше, бђжаху огнь тушити!

(18)  И абiе – преста сђчь...

                *    *    *

(19)  Тогда –

(20)  преднiи мужи, пришедше къ Добрынђ, просиша мира, –
        Добрыня же, собра вои, запрети грабленiе, и абiе идолы –
        сокруши: древяннiи – сожгоша, а каменнiи, изломавъ, –

(21)  въ рђку ввергоша!

(22)  И бысть нечестивымъ – печаль велика: мужiе и жены,
        видђвше тое, съ воплемъ великимъ и слезами просяще
        за ны, яко за сущiе ихъ боги, – Добрыня же, насмђхаяся,
        имъ – вђща: что безумнеи, сожалђете о тђхъ, которые –
        себя оборонить не могутъ?! кую пользу вы отъ нихъ –

(23)  чаять можете?!

(24)  И посла –

(25)  всюду объявляя, чтобы шли ко крещенiю, Воробей же –
        посадникъ, сын Стояновъ, иже при Владимирђ воспитанъ
        и бђ вельми сладкорђчивъ, сей иде на торжище, и паче –
        всђхъ увђща, – идоша мнози, а нехотящихъ креститися,
        воини – влачаху: и крещаху мужи – выше моста, а жены –

(26)  ниже моста.

(27)  Тогда –

(28)  мнозiи некрещеннiи повђдаху о себђ: крещенными быти, –
        того ради повелђхомъ всђмъ крещеннымъ кресты на шеђ,
        ово деревянны, ово медяны и каперовы,* на выю возлагати,
        а иже того не имутъ, не вђрити и крестити, и абiе [церковь
        разметанную] паки сооружихомъ, и тако, крестя, Путята –

        *( Ре м а р к а : сiе  видятся Греческое оловянны испорчено)

(29)  иде ко Кiеву.

(30)  Сего дђля людiе поносятъ Новгородицевъ:
        Путята крести мечемъ, а Добрыня огнемъ!

        (По семъ писа о раздђленiи десяти сыновъ, упоминаетъ женъ весьма иначе, нежели Несторъ, тако:)

        12.

(01)  Владимиръ вскорђ по крещенiи, упрошенъ бђ,
        отпусти жены отъ себе, яко обђща, и отпусти:

(02)  Вышеслава, иже родися – отъ Оловы, жены Варяжскiя,
        въ Новъ градъ, Гориславу со Изяславомъ въ Полоцкъ,
        ея же сына Ярослава въ Ростовъ, Всеволода во Владимиръ.

(03)  Предславу со сыномъ Святополкомъ въ Туровъ, Малфридъ
        со сыномъ Святославомъ въ Овручъ, Адилъ со сыномъ
        Мстиславомъ во Тмутараканъ, а Станислава въ Смоленскъ.

(04)  Анны Царевны сына Бориса и Глђба – при матери остави,
        но Глђбу назнаменова Муромъ, зане бђ еще у грудей тогда,
        прочихъ женъ и дочерей даде въ жены ближнимъ своимъ,

(05)  неимущимъ женъ.

(06)  И запрети: да всякъ...

                ________


        < Вместо заключения: «ОТЪ ВСЕОБЩАГО ВЂДЂНIЯ ВЪ ЗАКРЫТIИ» >


        Симъ оное кончилось. Я, получа сiе нечаянное сказанiе, желалъ ту самую книгу видђть, какъ старо писано, и паче о началђ ея: ибо такъ разумђлъ, что сiи тетради нарочно для посылки ко мнђ списаны, оные не медленно ко нему послал, и просилъ его письмомъ, ежели всея книги прислать не можно, то бы прислалъ мнђ первыя три, да и слђдующихъ симъ нђсколько: но въ сентябрђ вмђсто отвђта получилъ извђстiе, что онъ умеръ, а пожитки его разтощены, иные указомъ отъ Синода запечатаны... Почему видимо, что разныя древнiя исторiи въ разныхъ рукахъ находятся, чрезъ что многое отъ всеобщаго вђдђнiя остается въ закрытiи. Сего ради я сiю выписку особною главою положилъ, и въ Несторовђ несогласiе примђчанiями показалъ…


                •  •  •



        II. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА ПРИЛОЖЕНИЙ (© Е. Е. Овчинников)
        (критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст памятника)


        Приложения (в извлечении):


        Выявление «строки» с характерной стихотворной интонацией с разбивкой исходного текста на строфы и ремарки, выявление искажений целостной структуры эпического текста (© Е. Е. Овчинников):


        1. «Из Варях два человека – Оскольд и Дир» (Устюжский летописный свод)

        (01) По двою летех Синеус и брат его Трувор умре, / и Рюрик един прият всю власть Рускую, // (02) и нача владети един, и раздая грады людем своим: / иному Полотеск, иному Ростов, иному Белоозеро. / И беста пришли с ним из Варях два человека, имя / единому Оскольд, а другому Дир, но ни племяне / княжска, ни болярска. И не дасть им Рюрик // (03) ни града, ни села. // (04) Аскольд и Дир испросиста у Рюрика / ко Царюграду ити с родом своим. // (05) И поидоша из Новаграда на Днепр реку, и по Днепру / внис мимо Смоленеск, и не явиста в Смоленеск, зане / град велик и многа людьми. И приплыста под град / Киев, и узреста на горе град мал, и воспрста ту сущих / людеи: «Чии есть градок сеи?». Они жь реша им: // (06) «Были у нас зде три браты: // (07) Кии, Щок, Хорив да сестра их Лыбедь, и зделаша / град сеи, и изомроша. Мы же седим зде и даем дань / Козаром». Оскольд и Дир рекоста им: «Мы есми / князи Варяжския». И седоста в горотке том княжить. / И с многи Варяги совокуписта. И начаша владети // (08) Полянъскою землею. // | (09) И беша ратьми // (10) со Древляны и с Югриги. Рюрик же княжащу / в Новеграде, и роди сына, и нарече имя ему / Игорь, и возрастьшу, и храбр бысть. И бысть / воевода у него именем Олег, мудр и храбр. //


        2. «О князи Рустемъ Осколдђ» (Никоновская летопись)

        (01) [Иде Асколдъ и Диръ // (02) на Греки] | Роди же нарицаемiи Руси, иже и Кумани, / живяху въ Ексинопонтђ, и начаша плђновати страну / Римляньскую, и хотяху поити и въ Констянтинградъ; // (03) но възбрани имъ вышнiй // (04) промыслъ, паче же и приключися имъ гнђвъ Божiй, / и тогда възвратишася тщiи князи ихъ Асколдъ и Диръ. / Василiе же много воиньствова на Агаряны и Манихеи. // (05) Сътвори же и мирное устроенiе съ прежереченными / Русы, и преложи сихъ на христiанство, и обђщавшеся / креститися, и просиша архiерђя, и посла къ нимъ царь. // (06) И внегда хотяху // (07) креститися, и пакы уныша, и рђша ко архiерею: «Аще / не видимъ знаменiе чюдно отъ тебе, не хощемъ быти / хрестiане»; архiерей же рече: «Просите, еже хощете». // (08) Они же рђша: «Хощемъ, да ввержеши святое евангелiе / во огнь, иже учитъ Христова словеса; да аще не згоритъ, / будемъ христiане, и елика научиши насъ, сохранимъ сiа // (09) и не преступимъ». И рече архiерей: «Елика просите, / будет вамъ». Повелђ и сотвориша огнь велiй, и въздђвъ / руцђ свои на небо архiерей и рече: «Христе Боже, // (10) прослави имя свое!» // (11) И постави // (12) святое евангелiе во огнь, и пребысть много время / въ немъ, и не прикоснуся его огнь. Сiе видђвше / Руси удивишася, чюдящеся силђ Христовђ, и вси // (13) крестишася. //


        3. «О смерти Ольга отъ любимаго коня» (Устюжский летописный свод, в извлечении)

        (01) Се же Ольг княжить лет 33, и умре от змия уяден, егда / иде от Царяграда, перешед море и поиде полем на конех. // (02) Прежде сих лет призва Ольг волхвы своя и рече им: / «Скажите ми, что моя смерть?». Они же реша ему: / «Смерть твоя от любвимоево коня твоего». // (03) Бе же у Ольга конь любим, // (04) на нем же всегда ездяше. И повеле отроком своим: / «Да изведше его далече в поле и отсекут главу его, / а самого повергут зверем земным и птицам небесным». // (05) Егда же от Царяграда иде полем, // (06) и наеха главу коня своего суху, и рече боляром своим: / «Воистинну солгаша волхвы наша, да пришед в Киев, / побию волъхвы, яко изгубиша любимаго коня». // (07) И слес с коня своего, хотя взяти главу коня своего / сухую кость, и лобзат ю, понеж зжались по коне своем. / И абие изыде из главы из коневы ис сухие кости змии, // (08) уязви // (09) Ольга в ногу по словеси волхвовы, ему ж они прорекоша: / «Умре от своего любимаго коня». И оттоле же разбалеся / и умре. И могила его в Ладозе. Игорь же нача княжить. //


                •  •  •


        Приложения (в извлечении):


        Правка и атрибуция структуры эпического текста с грамматическим и графическим оформлением версифицированного эпического текста в неотъемлемой стихотворной форме (© Е. Е. Овчинников):


        1. «Из Варях два человека – Оскольд и Дир» (Устюжский летописный свод)

(01)  По двою летех Синеус и брат его Трувор умре,
        и Рюрик – един прият всю власть Рускую.

(02)  И нача владети един, и раздая грады людем своим:
        иному Полотеск, иному Ростов, иному Белоозеро, –
        и беста пришли с ним из Варях два человека, имя –
        единому Оскольд, а другому Дир, но ни племяне –
        княжска, ни болярска, – и не дасть им Рюрик –

(03)  ни града, ни села.

(04)  Аскольд и Дир испросиста у Рюрика –
        ко Царюграду ити с родом своим.

(05)  И поидоша из Новаграда на Днепр-реку, и по Днепру –
        внис мимо Смоленеск, и не явиста в Смоленеск, зане –
        град велик и многа людьми, и приплыста под град –
        Киев, и узреста на горе град мал и воспрста ту сущих
        людеи: «Чии есть – градок сеи?» – они жь реша им:

(06)  «Были у нас зде три браты –

(07)  Кии, Щок, Хорив, да сестра их Лыбедь, и зделаша –
        град сеи, и изомроша, мы же седим зде и даем дань –
        Козаром», – Оскольд и Дир рекоста им: «Мы есми –
        князи Варяжския!» – и седоста в горотке том княжить,
        и с многи Варяги совокуписта, и начаша владети –

(08)  Полянъскою землею.
                ________

(09)  И беша ратьми –

(10)  со Древляны и с Югриги, – Рюрик же княжащу –
        в Новеграде, и роди – сына, и нарече имя ему –
        Игорь, – и возрастьшу, и храбр бысть, и бысть
        воевода у него – именем Олег, мудр – и храбр.


        2. «О князи Рустемъ Осколдђ» (Никоновская летопись)

(01)  [Иде Асколдъ и Диръ –

(02)  на Греки], – роди же нарицаемiи Руси, иже и Кумани,
        живяху въ Ексинопонтђ, и начаша плђновати страну –
        Римляньскую, и хотяху поити и въ Констянтинградъ.

(03)  Но възбрани имъ вышнiй –

(04)  промыслъ, паче же и приключися имъ – гнђвъ Божiй, –
        и тогда възвратишася тщiи князи ихъ Асколдъ и Диръ, –
        Василiе же – много воиньствова на Агаряны и Манихеи.

(05)  Сътвори же и мирное устроенiе съ прежереченными –
        Русы: и преложи сихъ на христiанство, и обђщавшеся
        креститися, и просиша архiерђя, и посла къ нимъ царь.

(06)  И внегда хотяху –

(07)  креститися, и пакы уныша, и рђша ко архiерею: «Аще
        не видимъ знаменiе чюдно отъ тебе, не хощемъ быти –
        хрестiане», – архiерей же рече: «Просите, еже хощете».

(08)  Они же рђша: «Хощемъ, да ввержеши святое евангелiе –
        во огнь, иже учитъ Христова словеса, да аще – не згоритъ,
        будемъ христiане, и елика научиши насъ, сохранимъ сiа!

(09)  И не преступимъ!», – и рече архiерей: «Елика просите –
        будет вамъ!» – повелђ и сотвориша огнь велiй, и въздђвъ
        руцђ свои – на небо, архiерей, и рече: «Христе Боже,

(10)  прослави имя свое!»

(11)  И постави –

(12)  святое евангелiе во огнь, и пребысть много время –
        въ немъ, и не прикоснуся его огнь! – сiе видђвше,
        Руси – удивишася, чюдящеся силђ Христовђ, и вси –

(13)  крестишася!


        3. «О смерти Ольга отъ любимаго коня» (Устюжский летописный свод)

(01)  Се же Ольг – княжить лет 33, и умре от змия уяден, егда –
        иде от Царяграда, перешед море и поиде полем на конех.

(02)  Прежде сих лет – призва Ольг волхвы своя и рече им:
        «Скажите ми, что – моя смерть?» – они же реша ему:
        «Смерть твоя – от любвимоево коня твоего...»

(03)  Бе же у Ольга – конь любим,

(04)  на нем же – всегда ездяше, – и повеле отроком своим:
        «Да изведше его далече в поле, и отсекут – главу его,
        а самого повергнут зверем земным и птицам небесным!»

(05)  Егда же от Царяграда иде полем –

(06)  и наеха главу коня своего суху, и рече боляром своим:
        «Воистинну, солгаша волхвы наша, да пришед в Киев –
        побию волъхвы, яко – изгубиша любимаго коня...»

(07)  И слес с коня своего, хотя: взяти главу коня своего –
        сухую кость, и лобзат ю, понеж зжались по коне своем, –
        и абие – изыде из главы из коневы, ис сухие кости змии.

(08)  Уязви –

(09)  Ольга в ногу по словеси волхвовы, ему ж они прорекоша:
        умре – от своего любимаго коня, – и оттоле же разбалеся –
        и умре, и могила его в Ладозе, – Игорь же – нача княжить.



                •  •  •


        III. АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ ПАМЯТНИКА: «О КНЯЗЂХЪ РУСКИХЪ...» (© Е. Е. Овчинников)
        (реконструкция эпического текста памятника с приложениями; здесь – в объеме оглавления)


        О г л а в л е н и е :


        «О КНЯЗЂХЪ РУСКИХЪ СТАРОБЫТНЫХЪ» («Исторiя Iоакима», в извлечении: «Исторiя Россiйская съ самыхъ древнђйшихъ временъ неусыпными трудами черезъ тритцать лђтъ собранная и описанная покойнымъ тайнымъ совђтникомъ и Астраханскимъ губернаторомъ, Васиьемъ Никитичемъ Татищевымъ», 1768 г.; с приложениями)


Об истории Иоакима: «МАЛЫЯ КНИЖКИ ВЕЛИКОЙ РАЗУМЪ»

        («Еже сынове Афетовы и внуки отдђлишася...»)
                ________

        1. «Славянъ князь, оставя во Фракiи и Иллирiи на вскрай моря...»
        2. «Буривой, // имђя тяжку войну съ Варяги, множицею...»
        3. «Гостомыслъ имђлъ четыре сына и три дщери: сынове его...»
        4. «Рюрикъ по смерти братiй облада – всею землею...»
        5. «Рюрикъ, по отпускђ Оскольда, бђ – вельми боля...»
        6. «Олга – владђя со сыномъ. // И научена бывши отъ пресвитеръ...»
        7. «Тогда дiаволъ – возмяте сердца вельможъ нечестивыхъ...»
        8. «Владимиръ возвратися отъ Варягъ – / съ войскомъ...»
        9. «Владимиръ, // имђя съ Мещемъ княземъ Ляховъ...»
        10. «По семъ – // иде Владимиръ на Болгары...»
        11. «Въ Новђграде – // людiе увђдавше, еже – Добрыня...»
        12. «Владимиръ вскорђ по крещенiи, упрошенъ бђ...»
                ________

Вместо заключения: «ОТЪ ВСЕОБЩАГО ВЂДЂНIЯ ВЪ ЗАКРЫТIИ»

Приложения (в извлечении):

        1. «Из Варях два человека – Оскольд и Дир» (Устюжский летописный свод)
        2. «О князи Рустемъ Осколдђ» (Никоновская летопись)
        3. «О смерти Ольга отъ любимаго коня» (Устюжский летописный свод)



                •  •  •


© Е. Е. Овчинников
© Evgeny Ovchinnikov

i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].