Взгляд из-за кулис Учительница первая моя

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ» АВТОРА НАТИКО

Не будем говорить общих слов о том, что такое профессия учителя. Скажем однозначно – важнее профессии на земле пока не придумали. Напомним анонс к очередному конкурсу Клуба:
«Конкурс посвящён Всемирному Дню учителя. Принимаются произведения о первой учительнице, о том, как вы впервые сели за школьную парту, о ваших новых друзьях и обо всём, что связано с тем далёким и незабываемым временем».
У каждого – свои воспоминания. Поделиться ими на этот раз решили 20 участников. Какие впечатления оставила им школа – мы узнаем, прочитав стихотворения. И пойдём на этот раз «по списку». Так, как они расположены в нашем журнале, то есть в пакете произведений. И, как положено на уроке, к доске пойдут не все. К доске пойдёт…

***
СТИХОТВОРЕНИЕ №1 «ПЕРВОКЛАССНИЦА» очень простое, ну просто очень.
Новый бантик, форма в складку,
Белый фартук и букет,
Вот - букварь, а вот - тетрадки,
Я держу портфель в руке:
В нём коробка пластилина,
Кисти, краски-акварель...

Буратино и Мальвина -
На скамейке во дворе:
Я их тоже взять хотела,
Только мама не дала -
Вдруг испачкаются мелом,
Будут прыгать со стола...

(…)
Мариванна в платье алом
Обучала нас полдня!..

… Пару раз я вспоминала:
«Как игрушки без меня?»

Стихотворение чётко делится на четверостишия с перекрёстной рифмовкой – самая обычная и традиционная форма записи стихотворений, проще всего воспринимаемая. Но, ориентируясь по смыслу, Автор его разделил на неравные части. Строка в одной части, а рифма к ней – в другой. Воспринимать это не мешает, но и удобства прочтению не придаёт, хотя две последние строки, отделённые как двустишие – очень удачны. Такой приём помогает чётко расставить смысловые акценты. Трогательный образ оставленных дома игрушек как бы «закольцовывает» произведение, возвращает нас к началу и стихотворения, и школьного пути. И мы видим маленькую ученицу, хозяйку своей «игрушечной армии», которая терпеливо ждёт её с уроков.
Хорошие стихи для детей. 

С выводом, сделанным в СТИХОТВОРЕНИИ №2 «ПРАКТИКАНТКА», не согласиться невозможно. Но сначала – сам сюжет. Здесь, как в сказке - «старик», «старуха» и «Снегурочка». Практикантка, а для стариков – квартирантка, очередная фифа из «столичного института», которая поначалу показалась им «этой в шляпке»:
  А эта в шляпке - видно, не проста!..
Копна кудряшек рыжего оттенка,
Серьёзный взгляд, одежда - красота...
Старуха поняла: "Интеллигентка!"

Как видно из контекста, слово «Интеллигентка» употреблено в ироничном значении: тот самый взгляд, которым шахтёр-молотобоец смотрит на старшего помощника младшего аспиранта кафедры сравнительной лингвистики древних языков. Но при более тесном знакомстве девушка произвела совсем другое впечатление, и слова «Нам оченно нужны интеллигенты» - тот самый вывод, с которым нельзя не согласиться.
Сдружились быстро - ко двору пришлась,
Хоть городская, но заместо внучки:
Похвалит щи, поможет им в делах,
И в школе ценят - деток славно учит.
  Недели мчались, будто поезда,
И вот прощанья грустные моменты:
- Диплом получишь - приезжай сюда,
Нам оченно нужны интеллигенты!

О том, кто такой интеллигент и что такое интеллигенция, часто спорят. Но если кто-то думает, что признак интеллигенции – это высокомерие и презрение к окружающим, он крупно ошибается. И даже образованность не обязательно автоматически означает интеллигентность. Интеллигентность – это склад характера, души, которая проявляется в первую очередь в человеческих отношениях. Что мы видим? Различный уровень образования, а, соответственно, культуры и прочего, первоначальное отчуждение местных жителей от очередной «городской учителки» (слово – цитата из произведения, изначально старики употребляют даже такое выражение). Но он никак не сказывается на уважении к хозяевам дома со стороны девушки. Да и грамотный трудолюбивый человек быстро завоёвывает их доверие.
Очень поучительно. Но вот что лично мне не понравилось – это речь Автора. Нет, рассказано правильно, смысла придираться нет, и угол зрения выбран чётко – глазами хозяев квартиры. Чем-то напоминает рассказ из школьной программы «Ма-аленькая!» Максима Горького. Там тоже были старики и образованная ссыльная девушка, попавшая в самую что ни на есть народную среду, за которую она, собственно, и выступала. «Народ» и «интеллигенция» и в рассказе Горького, и в стихах Автора друг друга всё-таки поняли. Но сам Автор позволяет себе просторечие. Нет, когда он передаёт речь стариков – то все эти «оченно», и даже беззлобное «учителка» уместны. Но когда сам от себя пишет «заместо внучки» - Автор, я почему-то печалюсь… Ну, допустим, хозяева квартиры «литературных институтов не заканчивали», но мы-то, и Вы вместе с нами, знаем, что «вместо»... Если бы это слово было вложено в уста героев – было бы уместно. Но ведь говорит Автор… Речь Автора должна быть либо нейтрально повествовательной, либо он такой же какой-нибудь деревенский сосед «из народа». Но нет – вполне литературное описание барышни-практикантки вначале, да и вообще роль стороннего наблюдателя «заместо» не предполагают. В общем, замечание по стилистике Вам!

И вот наконец-то долгожданное признание собственному учителю: СТИХОТВОРЕНИЕ №3 «ЛЮДМИЛЕ ВИКТОРОВНЕ». Ради такой искренности не замечаешь ни «любительских» шероховатостей текста, ни рифмы «теорем – мел». Видишь, что ученики не забыли того, кто вкладывал им в головы математические знания. Впрочем, они-то ведь уверены, что были лучшими из всех: «Но мы-то, мы-то ведь учили!!!». Ну и, конечно, научно-технический прогресс налицо – интернет помогает людям не потеряться после выпускного:
Какое счастье видеть Вас –
Для соцсетей нет расстояний!
Вы снова входите в наш класс,
И нет ни слов, ни оправданий:
Ведь вновь не выучен урок,
Нет доказательств теореме,
А взгляд учительницы строг
(Смешинки пляшут в самом деле)…

Конечно, это не про нас –
Ну, мы-то, мы-то ведь учили!!!

Мы с Вами рядом все сейчас,
Любимый, добрый наш УЧИТЕЛЬ!
(…)
Пусть мир из цифр и теорем
Плутает где-то в уравненьях,
Мы зажимаем в пальцах мел,
Красиво пишем:
                « С Днём рожденья!»

Стихотворение-пожелание – их неимоверное количество сейчас, на любой вкус, любого размера, и стихотворного в том числе. Но эти слова высказаны от души конкретным учеником, от лица конкретного класса, действительно любимому учителю. Это радует.

Очень трогательно и СТИХОТВОРЕНИЕ №4 «С ДНЁМ УЧИТЕЛЯ!». Для родителей дети всегда – дети, а для учителя дети всегда – ученики. Начало воспроизводить я не буду, описание школьных дней схоже с тем, что написано в других стихах, и с тем, что наверняка помните Вы сами. Гораздо интереснее финал:
А потом вдруг – конец. Бал, напутствия речи…
Осознанье - глупец!
Жизнь ложится на плечи –
Продвигаясь вперёд, расшибая колени,
Вспоминая всё то, что мы знать не хотели,
И «спасибо» шепча за терпение, силы,
Что вложили Вы в нас, и за то, что любили,
И любовью своею нам дали дорогу,
Нас  уча и лелея – всего понемногу.
Мы хотим подарить  все цветы на Планете
Вам, чье имя – УЧИТЕЛЬ!
               Подросшие дети.

«Колени – хотели»… Ну да ладно. Мы тоже не всегда можем в своих стихах подобрать точную рифму. В смысле, мы, критики. Видим огрехи исключительно в чужих тетрадках.
Более всего впечатлили две строки: «Жизнь ложится на плечи» - я помню, как почти физически это почувствовала. Выпускной – позади, ты ещё никуда не поступил, и вот оно приходит – первое утро взрослой жизни. Чувствуешь себя зависшим между небом и землёй, «лишним человеком» всей русской литературы, так непривычно… Здесь это состояние передано прекрасно. Ну то есть в качестве критика я придираюсь к неудачной рифме, а вот как читатель громко заявляю: да, это про меня, и я это помню! А, стало быть, это СТИХИ.
Вторая, по-хорошему поразившая фраза – финальная, «Подросшие дети». Точнее, это подпись под стихотворением, художественно вплетённая в ткань самого произведения. «Подросшие дети», оценившие и мудрость учителей, и разницу между школой и большой жизнью, и запоздало понятые уроки, и всё это – двумя словами…


СТИХОТВОРЕНИЕ №5 «ШКОЛЬНАЯ ОСЕНЬ» тоже воплощает добрые воспоминания об ученических годах. Хотелось бы отметить литературный язык – не упрощённый, не обеднённый, богатый, образный, особенно понравилось начало, но и продолжение не менее звучно:

Как мчится время… вот и снова осень
Стучит в окно под дискант детворы,
Вернувшейся в московские дворы
Из плеска волн и аромата сосен.
И снова в школу за руку ведут
Своих детей вчерашние мальчишки –
Букет цветов, костюм, волненье, стрижка…
Детсад, продлёнка, школа, институт.

Такие простые вещи, по сути, повторяющиеся во всех стихах о первых днях, проведённых в школе, здесь переданы образно, лирично, немножко «по-взрослому», ну так и читают, и вспоминают же не маленькие…
Учителю всегда столько лет, сколько его ученикам, сколько бы им всем ни было. И вот «…они, уже другого роста», через время возвращаются в школу, чтобы поблагодарить своих наставников. Значит, уроки не прошли зря, и «разумное, доброе, вечное» было посеяно недаром.

А вот два обращения к учителю, но я даже не знаю, что мне думать о каждом из них.
СТИХОТВОРЕНИЕ №9 «УЧИТЕЛЬ» возвышенно – и слог, и эпитеты говорят о том, как превозносит Автор профессию учителя. Некоторые обороты в духе «вести детей в священную обитель» и «долгий путь – к спасительному свету» напоминают о том, что учитель – не только светское, но и духовное понятие. Оговоримся, что у нас учитель – понятие сугубо светское. Но хороший учитель даже обычной школы может действительно заглянуть в душу ребёнка, объяснить не только решение задачи, но и какие-то важные жизненные принципы. Однако вернёмся к теме фартучков, досок, мела и тетрадок. Всевозможные гуру – это не для «здесь». А вот уже от таланта самого учителя, действительно, зависит, зажжёт он в душе ребёнка огонёк мечты или потушит. И так бывает…
Финал выдержан в таком же духе:
Твой ежедневный труд
Искусством освещен,
Терпеньем и любовью обозначен.
Ты именем – Учитель наречен:
Чем больше отдаешь,
Тем ты богаче!
Этот финал надо начертать огненными (можно просто красными) буквами на плакате и повесить на доске. Всякий раз, когда у учителей опустятся руки перед очередными требованиями ФГОС, гороно, могущественного Минобра, проверкой тетрадей, протоколами родительских собраний, каких-то справками и прочим, они будут читать и вдохновляться. В жизни учителя – много прозы, уважаемый Автор, и всю её надо делать, а здесь – только поэзия учительской работы, возвышенное понимание. Это скорее о профессии в целом, чем о конкретном школьном педагоге в частности.
А теперь – СТИХОТВОРЕНИЕ №10 «УЧИТЕЛЬНИЦЕ». Ну, для начала, слог совершенно другой – простой и с точки зрения замысла, и с точки зрения его исполнения. И обращение – совершенно другого плана. Мы как будто, воспарив под облаками в предыдущем стихотворении, резко падаем с небес на землю.
За окном твоим весна,
А в глазах – усталость.
Просидела допоздна 
И поникла.. малость.

Почему между «поникла» и «малость» многоточие – хоть убейте, хоть в журнал двойку поставьте, не пойму. Дальше говорится о том, что учителя – тоже люди:
Не с мужчиной, не в кафе,
А с тетрадной стопкой.
«Десять пишем, два в уме»,-
Шепчет вслух  красотка.

Но вот это четверостишие по-настоящему потрясло моё хрупкое воображение:
Вновь, осыпанная вся
Раскрошенным мелом,
Ты летаешь у доски
Чайкой  очумелой!

Дальнейшие строчки звучат логическим продолжением сказанного, мне тоже хочется так спросить, вслед за Автором:
И куда же ты летишь
Над притихшим классом?!

Я вообще не представляю себе этого полёта. И если Автор поставил своей целью показать, что учителя – тоже люди, и учительница – в первую очередь молодая красивая женщина, а сидит в погожий вечер за тетрадками вместо других радостей и удовольствий, то это ещё понятно. Но «чайка», да ещё и… Не укладывается в голове. Слишком уж замудрённый, в моём понимании, привет Антон Палычу. Или чайка – потому что приходится иногда повысить голос на непослушных детей? Мало найдётся учительниц, кто ни разу не отругал баловников. Но всё равно – не даётся мне эта строчка и этот урок. Что-то здесь не так. Но заканчивается стихотворение жизнеутверждающе:
Разреши ж себе весну!
Солнце, птичье пенье!
Небо звездное, луну
И Земли вращенье!

А что же, пока она сидит над тетрадками, земля для неё не вертится? Вертят землю именно те, кто сидит над тетрадками и учит следующее поколение. Все остальные по земле просто ходят.
Далее идёт однообразная рифма – «мгновенье – решенье». После «пенья» и «вращенья», в рядом стоящих катренах – Автор, я считаю, перебор. Поддержать тоже не могу. Учительниц, которые вместо проверки тетрадок будут сидеть с мужчиной, да ещё и в кафе, скажем так, народ не поймёт. Причём в этом стихотворении, хотел Автор или нет, но он отразил отголоски того отношения, которое сложилось к учителям в новой России. Советские молодые учительницы тоже хотели быть красивыми – и были! В своих белых воротничках и простых платьях, они воплощали для нас детство и школу. В последнее время складывается другой стереотип. Слово «учительница» - это нарицательный образ: в очках, в одежде не от Кардена и не от Версаче, толпа ухажёров вьётся где-то у других дверей, и вообще ничего в мире больше не умеет, как проверять тетради. Ни тебе бизнес организовать, ни тебе машину купить на доходы от продаж, ни на Мальдивы слетать. Поколение школьных учителей, проживших всю жизнь в скромных домах, за обычными ставнями и неприметными воротами, и при этом пользовавшихся огромным уважением в обществе, уходит в прошлое. Вот, пожалуйста, и Автор жалеет героиню – в своеобразной форме. Даже морально поддерживает, советуя вырваться на секунду из тетрадок и посмотреть на весну. С птицей даже вот сравнил. Что я могу сказать? Земной поклон, конечно...

СТИХОТВОРЕНИЕ №13 «ШКОЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ» я бы не назвала эталонным, классическим в своём жанре. Никакой пронзительной истории любви или драматичной встречи через годы Вы здесь не найдёте. Речь ведётся в духе обмена общими новостями об общих знакомых. Да, тут есть и «архивы записок», и одноклассники, дёргавшие одноклассниц за косички, но всё это очень общо.
Где вы, мальчики смешные,
Что носили мне портфели
И развязывали бантик,
Доводя меня до слёз?
Пролетели дни шальные.
Оглянуться не успели.
В настоящей взрослой жизни
Всё взаправду, всё всерьёз.

Кстати, и ритм тоже немножко легкомысленный, усиливает лёгкость восприятия – играющий, порхающий, щебечущий.
Второе восьмистишие уже конкретнее: вот один – полковник, вот другой – солидный доктор. «Говорят, что за решётку кто-то глупый угодил». Я всё ищу лирического героя, поскольку лирическую героиню в первой части уже увидела. Но не понимаю, какое отношение все эти солидные доктора и угодившие, а также не угодившие за решётку имеют к школьному роману. Они просто одноклассники, их судьбы просто сложились по-разному.
Третье восьмистишие – ещё более «общее»: «жгли энергии массу» - круто. Вот, оказывается, в чём смысл и тайная пружина всего происходящего – сжечь лишнюю энергию. А душа-то просит лирики. Школьная любовь – ведь это же непременно что-то светлое, чистое, первое. Но вот – неожиданный финал, как говорится, беда пришла, откуда не ждали:
Был влюблён мой муж Серёжка
В одноклассницу Наташку,
Ведь ещё не наступило
Время думать обо мне.

Простите за отсутствие рифм – они у Автора есть, но они в первой части восьмистишия, которое Вы сможете увидеть, пройдя по ссылке после обзора. Но я наконец-то нашла эту школьную любовь!
Вот оно, значит, как. Любовь была. Но никогда не догадаешься, у кого и с кем: у мужа лирической героини Сергея и её же одноклассницы Наташки. Потом все выросли, повзрослели, поумнели и разобрались. И вот теперь этот факт сообщается в двух строках в финале «светской хроники» некоего класса некоей школы. То есть, по сути, воспринимается самими героями как эпизод, юношеская влюблённость. Ни драмы, ни лирики с ним не связано. А может, так оно в жизни и бывает?..

В СТИХОТВОРЕНИИ №14 «ДИРЕКТОР» выведен образ учителя-фронтовика. Сразу отмечу слог стихотворения – я бы отшлифовала, во всяком случае, перечитала бы через время, чтобы избавиться от шероховатостей и неровностей, которые непременно «уйдут», если подработать. Проанализировать их трудно, но чтению это мешает. Особенно слово «тырили»… Не вдохновило. Я не знаю, когда оно появилось в обиходе – в 90-е или раньше, существовал ли этот сленг сразу в послевоенные годы. Но воспринимается как чужеродное.
Получается противопоставление – антихудожественное и легкомысленное «тырили», с одной стороны, и строгий, нетерпимый к этому, даже в мелочах, директор, с другой. Подумаешь – булочки у товарищей, разве это много? Но у директора своя правда и свой счёт: он сравнивает учеников с пионерами Великой Отечественной, героями, юными разведчиками, партизанами. И сам был одним из солдат Победы. У Автора это дано лаконично, сжато: он говорит, экономя место, оставляя только главное:
Был правдою огненных лет силён,
Где долг, несомненно, дороже славы,
И жил по критериям тех времён,
Бесспорно имея на это право.
Всё так, кроме одного. Лирический герой его как бы извиняет – мол, фронтовик, много пережил, имеет право жить по критериям «тех времён». Но это критерий не «тех лет», или «тех времён», а общепринятый жизненный критерий. Если бы все перестали красть – будь то булочки или что-то посерьёзнее – перестали врать, перестали делать много чего ещё… «Как прекрасна была бы земля наша». Сказал, впрочем, не учитель. Но это я уже размечталась. А директор не мечтал – он воплощал. Пусть на своём, школьном уровне, среди вверенных ему детей – но он доводил до сведения, что красть – нехорошо. А заповедь «Не укради», между прочим, и в Библии записана. Но почему нужна война, почему нужно было всей стране постоять на самом краю пропасти, чтобы понять, что хорошо и что плохо, а потом так же коллективно забыть? Вот, директора даже ученики не понимают – подумаешь, булочка! Такой душка, а так злится из-за ерунды. А в другом стихотворении этого же конкурса, о блокадном Ленинграде, такая булочка было не кусочком хлеба, а кусочком жизни.

СТИХОТВОРЕНИЕ №15 «МОЯ ПЕРВАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА» прокомментирую коротко, зато приведу полностью – однако!
М/елькая, года отлетели, как дым,
пр/О/шедшее детство ночами мне снится,
кудр/Я/вый мой чуб стал нежданно седым,
лишь /П/амять хранит дорогие страницы.
В осенн/Е/м саду облетала листва,
пылали п/Р/екрасным огнём хризантемы,
кружилась /В/  волненье моя голова
от  новой заг/А/дочной школьной проблемы.
Но доброго,  м/Я/гкого взгляда тепло,
согревшего   душ/У/, убрал напряженье -
мы  все понимали, /Ч/то нам повезло,
что быть рядом с нам/И/  ЕЙ хватит терпенья.
Надежды  потом  вопло/Т/ились вполне:
она мне не только была п/Е/дагогом,
но мамы  потерю  восполни/Л/а мне,
готовила  к   жизненным   дал/Ь/ним дорогам,
учила  в  невзгодах  идти  до ко/Нца,
волнуясь за  всех,  ободряла  незр/И/мо,
теплом,  добротой   наполняла  серд/Ц/а -
такой  в  нашей  памяти  вечно храним/А/...
Стихотворение ни в одной строчке не теряет логики, нити повествования и очарования, содержательности. И при этом строго соблюдается техника. Месостих? «Месостих (от греческого mesos – находящийся в середине, и stihos – стих) – стихотворение, в котором каждая из букв каждой строки составляет слово или фразу». Вертикальное расположение, как правило, не обязательно – в этом отличие месостиха, скажем, от акро- или телестихов. Кстати, известно также, что появление этого жанра в России связывают с именем иеромонаха Кариона Истомина – он одним из первых зашифровал в стихотворении своё имя. Вот таким творчеством занимались святые отцы. Но если ошиблась, надеюсь, Автор нам после публикации обзора всё объяснит)

СТИХОТВОРЕНИЕ №16 «МАЛЕНЬКИЙ ИЗГОЙ» - не о школьном «прессинге», который существует, но на парадных открытках никогда не освещается. В данном случае давление на маленького ребёнка исходит от семьи – мачехи, братьев. И в школе он ведёт себя замкнуто. Если бы не мудрость учителя, всё так бы и было. Но у стихотворения счастливый финал: поверив в свои силы, мальчик осваивает грамоту, начинает и в семье уверенно себя чувствовать, и обижавшие его домочадцы тоже смотрят на него по-другому. А вот цитировать, извините, не буду. Очень драматичный сюжет, но слог можно отточить.

СТИХОТВОРЕНИЕ №17 «ПЕРВОКЛАССНИЦА» воспринимается легко. Вообще «просто» в данном случае не означает «наивно, по-детски», а ясно и понятно в изложении. Это та простота, за которой много художественной работы. Очень высокая чистота речи, точность образов, и получилась немножко детская, немножко парадная картинка – мама ведёт свою дочь в первый класс.

СТИХОТВОРЕНИЕ №19 «УБОРЩИКИ ПАРКОВ» очень лирично. Странно отмечать именно это качество в таком немножко ностальгическом конкурсе – вроде бы и должно быть лирично… Но, как видите из вышеприведённых примеров, лирика бывает разная. Здесь лирика – в чистом виде, тем более что «уборщики осенних парков потрудились» на славу.
Лето дарит букет хризантем,
Провожая за школьную парту.
И калитку за ним насовсем
Закрывают уборщики парков.

Как фольгу от конфет двух сестёр,
Разводящих в окошке герани,
Выметают: смешки и восторг,
Листья с летнего древа желаний;

Приглашенья на бал-маскарад
С дегустацией солнца-сиропа;
Брошки, бантики, шпильки дриад,
Переклички на ветках и шепот.

Нотка прощания с чем-то мимолётным, но очень дорогим, моментами лета передана. Атмосфера – создана. И литературная речь достаточно богата, и образы прекрасны. Но финал прошёл мимо меня. Я не очень поняла, почему он такой.

Но забудет пенсне среди книг
У калитки кленовая фея.
Я достану – оно в тот же миг
Станет бабочкой, крыльями вея.

Полетит за чужие дворы
К двум гераням за легкою шторкой
На плечо шестилетней сестры,
Умоляя: «Проснись до уборки!»

Как будто, рисуя такую прозрачную и немножко грустную картинку ожидания осени, Автор вдруг решил окончательно сразить меня, читателя, образами. И вот очки превращаются в бабочку и летят напомнить одной из героинь о мимолётности выметаемого уборщиками летнего «сора». Зачем? Чтобы успеть спасти «смешки», «восторг» и прочие фантики от «уборщиков»? Но почему тогда очки?

СТИХОТВОРЕНИЕ №20 «СТАРАЯ ШКОЛА» - в общей ностальгической волне.
Старая школа с печным отоплением,
В одежде на вырост дети беспечные.
Мы - поколение послевоенное,
Полуголодное, но человечное.
Школа родная из дерева грустного,
Полуподвальная и двухэтажная.
Есть мастерские (две комнатки узкие),
Рядом спортзал, как каморка скорняжная.
В комнате классной - уроки вчерашние,
Глобус в углу притаился пособием.
Лишь седина на висках настоящая, -
Инеем красит сегодня особенно.
Первая встреча и встреча последняя;
Первый звонок и прощание с юностью.
Старая школа моя, восьмилетняя, -
Снова я рядом с накопленной мудростью.
Во всём произведении только слово «детонаставницы» меня смутило. Непривычно звучит. Да и две последние строки должны были стать ударной финальной «здравицей» и прозвучать как аккорд. А они не прозвучали, оборвались, как будто предполагается продолжение стихотворения.
Но вот строки «Мы – поколение послевоенное, полуголодное, но человечное» - спасибо за них Автору. Люди, пережившие войну и такие испытания, которые многим из нас не снились, действительно были добрее – это ключевое слово. А ещё умели работать и отдыхать.

Что такое 20 стихотворений? Для конкурса с «потолком» в 70 это немного. Но даже при таком составе есть один внеконкурсный участник, не могу его не отметить. Сразу скажу, что в произведении «ВСПОМИНАЛА НЫНЧЕ ШКОЛУ» ученической романтики, первой любви и школьных впечатлений гораздо больше, чем даже в стихах с одноимённым названием. Очень лёгкое, танцующее произведение – но не легкомысленное.

Вспоминала нынче школу. Как весной, в десятом классе,
Все толпой срывались «в город», и в каком-то там ДК
Без хихиканий и споров мы кружить пытались в вальсе –
Накануне выпускного обучали нас тогда.

Пахло в воздухе сиренью, ожиданием и страхом,
Что вот-вот уже экзамен, да не выучен билет…
Но тревоги и сомненья все отбрасывались махом:
Вновь топтал усердно даме ноги скромный кавалер.

До сих пор в глубинах сердца неумелые касанья,
Повороты неуклюже при подсчете «Раз, два, три»…
Так спешили мы из детства, ускоряя расставанье,
Как весенний дождь по  лужам, в танце счастья и любви!

***

Как-то получилось коротко, всего 14 страниц, но для разнообразия, думаю, можно. Прежде, чем отпустить читателей, приведу самое сильное стихотворение этого конкурса. Лично в моих глазах, разумеется. СТИХОТВОРЕНИЕ №11 «АДА ГРИГОРЬЕВНА» - о том, кем был учитель для учеников в годы войны. Перед нами блокадный Ленинград, уже постаревший ученик Воробьёв Илья и замечательное литературное произведение.
До Победы Ада Григорьевна из этого стихотворения не дожила. И без неё – «мёртвый город», «убитая школа»… Очень пронзительные строки. Не ошибусь, если назову его лучшим стихотворением в подборке. И жюри это мнение разделяет: стихотворение – победитель. И учитель – это действительно больше, чем учитель.

Почти старик. Разглядываю снимки.
Глаза влажны: «Неужто, это я?»
…Ушла улыбка в горькие морщинки
От долгого на свете бытия.
Что остаётся мне? Листать былое,
Перебирать архив ушедших лет,
Где я,  пацан смешной из  Бологое,
Снимаю перед женщиной берет.
Она в ответ протягивает руку
И шепчет, улыбаясь: «Не робей.
Ты Воробьёв? Илья? Не будь же букой,
Теперь ты первоклассник,
Воробей!»
Кружила вальс за окнами позёмка,               
А в классе затихали все «хи-хи»,
Когда она восторженно и звонко
Читала нам о Родине стихи.               
…Потом война. Суровая блокада.
Но, как могла, утешив матерей,
Учительница, маленькая  Ада               
Григорьевна, встречала у дверей
Убитой школы ровно в восемь тридцать
Оставшихся своих учеников.
…И мы искали солнечную Ниццу
На развороте всех материков.
Толкались и, хватаясь за указку,
Всё спорили - где запад, где восток.
…Она дарила нам, увы, не сказку -
Возможность отогреться на часок.
Достав кулёк из порванной авоськи,
Нехитрую раскладывала снедь
Всем поровну, а для больного Оськи
Побольше, тем обманывая смерть.
…Она учила нас не мушкетёрству,
А мужеству и стойкости в те дни,
Когда за мыло и сухарик чёрствый
Убить любого нелюди могли.
И лампа керосиновая тлела.
Дыханье замерзало на лету.
Но до войны ей не было и дела,
Когда читала нам про Виннету!
…Спала она в ту ночь или корпела
Над нашими тетрадками без сна?
…Но без неё в снега шагнула смело
И в город мёртвый новая весна.
…Хватало в жизни радости и бреда!
Но в мороке декабрьского дня
Святынями остались – хлеб, Победа,
Учительница первая моя… 

***
СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ОБЗОРЕ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ»

1. http://www.stihi.ru/2013/09/11/2116 
2. http://www.stihi.ru/2016/03/01/3705   
3. http://www.stihi.ru/2015/07/22/3649 
4. http://www.stihi.ru/2013/10/04/5183 
5. http://www.stihi.ru/2011/09/01/72 
9. http://www.stihi.ru/2013/07/09/5670 
10. http://www.stihi.ru/2011/11/09/7583 
13. http://www.stihi.ru/2015/08/19/977 
14. http://www.stihi.ru/2017/05/08/5224 
15. http://www.stihi.ru/2017/10/07/3069   
16. http://www.stihi.ru/2009/11/03/5837      
17. http://www.stihi.ru/2016/09/14/4076 
19. http://www.stihi.ru/2014/10/18/4237 
20. http://www.stihi.ru/2016/10/23/10688 
21. http://www.stihi.ru/2015/04/26/6027 
11. http://www.stihi.ru/2015/09/10/9946

С НАСТУПАЮЩИМ ДНЁМ ПОБЕДЫ ВСЕХ ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ РУБРИКИ! 
Всегда ваша Натико.