Творчество в воспитании

Александр Рубаник
         "Не сумма знаний, а "правильный образ мышления" и правильное
        воспитание-вот цель обучения" М.Ломоносов
         "Не мыслям надо учить, а мыслить". И.Кант


         Когда мы говорим: воспитание, воспитывать,- то, что подразумеваем? Что означает правильно воспитать? Кого мы считаем правильно воспитанным?
   Общепризнана правильность выражения о том, что тот учитель хорош, которого ученики превзошли. Потому что такой учитель приучил ученика к самому главному-к творческой целеустремлённости, к самостоятельности в достижении цели. Это даёт ученику возможность идти дальше, превзойти учителя, и достичь большего.
   Прежде всего, в ребёнке надо воспитывать творческое отношение ко всему. Творчество предполагает свободу, без которой его не может быть. Но, конечно, человек по своим моральным качествам должен вписываться в общество с его правилами, законами, однако, не подпадая под диктат шаблонов...
   Возникает вопрос: как развивать творческие способности? Надо не мешать ребёнку в том, что дано ему от природы, от рождения, и стараться не ограничивать его свободу в этом, создавать соответствующие благоприятные условия.
   Надо и учить ребёнка правильно пользоваться свободой. Но как это делать? В начале, надо помочь ему осознать, что всё, что происходит, всё, что существует, имеет причину. И любые его действия тоже приведут к соответствующим последствиям. Не следует заставлять поступать так-то и так-то, а лучше объяснить, и желательно, на примере, что к чему приведёт, и воспримут ли его с этим в обществе?..
   Ребёнок, когда гуляет, любопытный не только потому, что знакомится с окружающим миром, но и потому, что подсознательно стремится познать последствия действий, что только ни пробуя предпринять...В этом и есть ответ: какую черту характера важнее прежде всего беречь и развивать, воспитывая ребёнка. Кстати, в этом контексте, очень полезны шахматы, и заботливые родители непременно ненавязчиво заинтересуют ими своё чадо, начав играть с ним в эту игру, которая приучает видеть результаты действий, и развивает способность рассчитывать эти результаты наперёд.
   Если ребёнок научится постоянно анализировать последствия действий, то это бесценное качество и в дальнейшем будет очень полезным ему в любой сфере деятельности, помогая жить творчески.
   А ведь творчество, в общем смысле-это то, для чего мы ,по сути, живём. Творческим можно быть и в науке, и в искусстве, и в любой работе, и в семье, и в педагогике...Творческий человек свободен от стереотипов, предвзятостей. "Если художник нарисует мопса точь в точь как тот есть на самом деле, будет два мопса, а искусства не будет"(И.Гёте).
   Творческая  свобода - одна из составляющих счастья..."Мы и творимы, и творчество удел"(Живая Этика).В жизни людей творчество-это главное.

                2011