Первый комендант Одессы, рассказ отца

Нина Ландышева
 Первый комендант Одессы


В КАНУН 65-й годовщины освобождения Одессы в редакцию «АиФ» приходят письма от ветеранов. В них рассказывается о тех героических, вошедших в историю днях.
Одно из таких писем мы предлагаем вниманию читателей. Речь о действиях частей знаменитой09-й гвардейской дважды Краснознаменной, ордена Суворова 2-й степени Бериславско-Хинганской стрелковой дивизии, которой командовал гвардии полковник Илья Балдынов. «Бериславской» дивизия стала после освобождения Херсона и Берислава. За освобождение Одессы она была награждена орденом Суворова 2-й степени, а за освобождение Николаева вторым ордерном Красного Знамени.
 БУШУЮЩИЙ ЛИМАН
 ПЕРВОГО апреля944 г. подразделения0-го гвардейского стрелкового корпуса вышли на юго-западную окраину Коблева. Чтобы не позволить противнику закрепиться и в то же время создать плацдарм на западном берегу Тилигульского лимана, было решено начать форсирование с ходу. Первыми стали 306-й и 308-и гвардейские полки09-й дивизии под командованием гвардии подполковника В. Настагунина и гвардии майора И. Пенькова.
Действовать приходилось в очень тяжелых условиях. Дул сильный северным ветер и шел дождь вперемешку со снегом. Временами он сменялся настоящей пургой. Тогда видимость становилась минимальной, но гвардейцы продолжали движение. От ледяной, доходившей до плеч воды деревенело тело. Синели руки, державшие над головой оружие, ноги вязли в глубоком иле, но бойцы упорно шли вперед.
К вечеру полки вышли на западный берег лимана южнее Кошар. Многие из бойцов погибли, так и не дойдя до противоположного берега. Ноте, кто дошел, преодолев бушующий лиман и смертельный огонь врага, с ходу, и обледеневшей одежде, сразу вступили в бой и захватили узкую полоску земли.
ИЗ РУК В РУКИ
Наличие плацдарма позволило командованию перебросить сюда несколько дивизий. Начались упорные бои за населенный пункт Кошары, который служил противнику опорным пунктом, не позволяющим использовать дамбу.
Упорные бои продолжались до 4 апреля. Кошары несколько раз переходили из рук в руки. В ночь на 4 апреля, сломив сопротивление врага, дивизия освободила Григорьевку и вышла к Аджалыкскому лиману, где в 1941 году проходила линия обороны Одессы.
Подтянув резервы, противник оказал серьезное сопротивление. И туг эффективную помощь наступающим оказал Черноморский флот. Он позволил нашим войскам вновь перейти в наступление. Освободив Чабанку, Александров и Фонтанку, поздно вечером 9 апреля полки дивизии вышли к Куяльницкому лиману.
ВЗРЫВ НЕ СОСТОЯЛСЯ
Ветеран дивизии И. Еременко вспомнил такой эпизод. Командир дивизии с группой разведчиков по указанному партизанами броду перешел на западный берег лимана. Противник не ожидал такой дерзости, т.к. считало этот участок непреодолимым. Затем, получив согласие командира 10-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-майора И. Рубанюка, лиман форсировали и остальные подразделения дивизии. Опасаясь окружения, противник в панике покидал заранее оборудованные позиции. Освободив Лузановку и Сортировочную, воины дивизии по заранее намеченному маршруту стали продвигаться к центру города. К утру 10 апреля после 907 дней и ночей оккупации Одесса была освобождена.
Командир дивизии был назначен военным комендантом Одессы. Еще до начала наступления он получил от командующего 5-й ударной армией следующее указание: «В полосе наступления вашей дивизии находится знаменитый Одесский театр оперы и балета. Немцы подготовили его т. взрыву. Сделайте все возможное, чтобы спасти здание театра».
Для выполнения поставленной задачи была создана специальная группа разведчиков. В первых рядах наступающих продвигался и саперный батальон. С помощью юных одесситов бойцы захватили на Дерибасовской в доме 20 немецкого ефрейтора из роты особою назначения, который должен был поджечь бикфордов шнур. Таким образом планируемый оккупантами взрыв был предотвращен. Саперы быстро разминировали Оперный театр и ряд других зданий на Театральной площади. Приказом командующего 5 –й ударной армией генерал-полковника Цветаева всем участникам этой операции была объявлена благодарность.
СПЕКТАКЛЬ ДЛЯ ГЕРОЕВ
Несмотря на героизм и находчивость освободителей, спасти, к сожалению, удаюсь не все. Понимая, что придется оставить город, оккупанты подготовили операцию «Пламя». Особенно свирепствовали подрывники и факельщики во второй половине дня 9 апреля. Ими были уничтожены многие фабрики и заводы, полностью разрушен морской порт, а также 17 поликлиник и больниц, 55 детских яслей, 29 санаториев, взорвано и сожжено 2290 крупных построек, представляющих архитектурную и историческую ценность, ограблены театры и музеи. Только из Одесскою оперного театра был изъят и вывезен целый вагон костюмов и вся нотная библиотека,  партитуры и оркестровые партии 36 опер и балетов, которые собирали десятилетиями, а также знаменитый персидский ковер ценой в сотни тысяч рублей.
11 апреля в театре была проведена сессия городскою совета. 12 апрели состоялось торжественное собрание личного состава дивизии, посвященное освобождению Одессы и награждению гвардейской 109-й дважды Краснознаменной Бсриславской стрелковой дивизии орденом Суворова 2-и степени. После окончания торжественной части бойцы с удовольствием прослушали оперу «Риголетто»: в условиях войны такая радость была просто неоценимой.
БРОСОК НА ВОСТОК
На этом героическая история 109-й дивизии не закончилась. Под руководством И. Батдынова она участвовала в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии, очищала от фашистской нечисти города Белград, Будапешт, Вену, и Прагу. После победы в Великой Отечественной войне дивизия была переброшена на Дальний Восток. Преодолев Хинганский хребет и пустыню Гоби, войны приняли участие в разгроме Квантунской армии, заслужив 5-й московский салют. За беспримерный поход ей было присвоено, наименование Хинганской. Ныне звание Бериславско-Хинганской дважды Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени гвардейской дивизии носит одно из воинских соединений ракетных войск России.
Командиру дивизии Илье Балдынову за заслуги перед Родиной было присвоено звание Героя Советского Союза, он стал генерал-майором. Иван Васильевич являлся почетным гражданином Одессы, Берислава и Будапешта, был награжден двумя орденами Ленина, четырьмя Красного Знамени, орденом Кутузова 2-й степени (за умелые действия по освобождении Одессы), а также орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и многими медалями.


Юрий СУХОРУКОВ, профессор, доктор технических наук,  инвалид  Великой Отечественной Войны.


***


немного  от себя...;

есть  теория малых дел.


Сделай что- нибудь, чтобы твой двор был красивым. В моем детстве это было и сделали это фронтовики - родители!!!


Прежде всего нужно убрать битые стекла с детской площадки. Это первый шаг к хорошей жизни и элемент воспитания для старших детей.

  Наш двор, был сказка! Папа и его друзья и одноклассники в окопах мечтали о детях,о семье, они не все верили, что выживут...
 Нам делали горки во дворе, высаживали цветы в клумбах.
Они - родители выжили, чтобы создать на земле счастье!


А нынешняя молодежь зависает в сетях. Делает татуировки...НО только не делают те малые дела, которые им по силе...

И дети видят это и тоже сидят в сетях, мечтают о сладкой жизни... Просто тусуются без дела...

нет личного примера.


  Когда рассказывал ты о войне.
Не записала все на диктофон...
А по крупинкам тяжелей вдвойне
Мне вспоминать,тот жуткий страшный сон.

Их так осталось мало...Боль побед...
Уж в тех глазах так ярко не горит.
И в орденах уж не пройдется дед,
Среди акаций и могильных плит...

Друзей  же нет ...Тех просто не найти.
И льготные звонки уж не к чему...
Все там, в другом миру,не по пути...
Ушли они туда по одному.

Мне жаль то время. Радости побед,
И слово верное и честное житье
Осталось там, среди прошедших лет.
Как протекает наше житие?

Да мы летаем, мы кружИм над миром...
Валюта оттопырила карманы.
Но разве наша жизнь не тризна Пирра?
Ведь мы боимся каждого вулкана...

Поклонимся их памяти и жившим
В то время страшное: стихи, цветы, почет.
Их лица...И слова звучат чуть слышно:
За Родину любимую, вперед!



http://www.stihi.ru/2013/05/29/5115





Нина Ландышева

РОДНЫЕ, БЛИЗКИЕ, ЛЮБИМЫЕ


29 мая день рождения моего папы. Ему бы исполнилось в мае  95 лет.


Скоро 10 лет, как ушел из жизни мой папа: Сухоруков Юрий Николаевич, он был на фронте с начала и до 1948 года, закончил службу на Дальнем востоке.Потом выучился, стал преподавателем вуза, потом доктором наук, профессором.У него были прекрасные друзья, жизнь он прожил честную и радостную, умер в 85 лет, хотя его 1923 год был полностью выбит.Вечная память его однополчанам и братьям, которые погибли.

Он ушел в 2008 году в октябре,с тех пор нам грустно и одиноко, он был для нас защитником и опорой. Рядом с ним мы всегда знали, что небо над нашей страной будет мирным.Всегда! Я в это верю!!!



Последние годы папа жил и работал в Одессе. Я дам ссылки на его статьи.

http://www.stihi.ru/2013/03/06/3433


http://www.stihi.ru/2012/05/09/2406
   

На фотографии мой папа Сухоруков Юрий , 1942год, здесь ему 19 лет.

Заморозил иней
У сухой тростинки
На бумаге синей
Все ее слезинки.


И. Анненский


Время- лёгкий пепел,
«На бумаге синей»,
Звездочками светел
Серебристый иней.

Вдруг звонок в передней,
Двое, чье- то горе,
И упало сердце
В ледяное море.

Не хочу я слышать
Весточку плохую,
«Скороходы» вносят
Веточку сухую.

Все мои слезинки
В инее застыли,
Скороходы злые
Счастье загубили.

Иней на тропинке
Вычертил в раструбах,
Веточку сухую,
Плачущие губы…

***

И угас он , словно, свеченька!
Восковая, пред иконная,
Мало слов, да горя реченька.
Горе- реченька бездонная!

Из старинного стихотворения. Некрасов

Жизнь, как поле ,
Там дышится вольно!
Когда молод, дороги открыты,
Перевал, за спиной,
Видишь дроги,
И готовишься к новому "быту"...
Философия жизни понятна,
Жизнь, работа, забыться делами...
Высоко всё равно не подняться,
Но пока наши близкие с нами...

Не успела наговориться!
Только слёзы остались в наследство!
Возвратись, счастья милая птица!
Как я снова хочу в своё детство!




А.И. Макарова- Мирская, моя прабабушка,православная писательница.
На похоронах мужа и сына, в двадцатых годах расстреляли и второго сына, он был в форме военврача, имел Георгиевский крест.

 Ее завещание.


Как исчезает дым, исчезну в синем небе,
Как тает воск, растаю без следа
И кончится вопрос мой о насущном хлебе,
Томившем эти долгие года.

О, не жалейте, дети, я устала...
Устала жить и хочется уснуть.
Мне кажется- сейчас пора настала
С страдальцами, что ждут немного отдохнуть.

Мне жаль Вас оставлять, но коротка разлука:
И Ваша жизнь пройдёт, не оставляя след.
Ведь жизнь последних лет одна печаль и мука.
ВЫ, мои милые, одни давали свет.

Я Вас люблю, но друг мой ожидает
Там в синеве, где Господа чертог,
И жизнь моя, как воск, перед свиданием тает,
Я верю, что грехи мои простит мне БОГ.

Не плачьте обо мне, когда как дым кадильный,
Исчезну в синеве: я буду Вас любить.
Там, отдохнув от ноши непосильной,
И Вас оттуда я смогу благословить.

ВЫ дали мне любовь, ВЫ- все мои родные,
Вы душу грели мне, мой облегчали путь.
Поверьте, что иду к любви в страны иные,
Где так легко, так сладко отдохнуть.

Я завещаю Вам одно богатство-Веру!
Любите Господа тоскующей душой.
Любите Господа, в любви не зная меры,
И Вы тогда увидитесь со мной.


***

Уйдём, мне более невмочь,
Застылость этих четких линий,
И этот свод картонно- синий,
Пусть будет солнце или ночь..!

И. Анненский


Мы наблюдаем вновь и вновь:
Шар с осью, медленно вращение.
За утром день, там вечер, ночь,
Комет и звезд передвижение…

Пронзительная в сердце грусть,
Когда уходит тот, кто любит,
И эту жизнь из ярких буден,
Я в спешке позабыть боюсь.

Нет, не уйдем, а здесь до дна,
Мы «выпьем» и закат и море,
И велико у близких горе,
И хочется налить вина.

Любите жизнь, где каждый день,
И каждый миг, как мотылёк!
Как тих и слаб полёта срок,
И на огонь лететь не лень!


***

***

Написано по акафисту за единоумершего

Коротка разлука будет,
Нива примет лишь зерно.
И душа расти пребудет
В мире горнем все равно.
Ведь истлеют в той могиле
Плевелы грехов твоих.
Лишь добра ростки поныне
Радуют пока живых.
И, когда скорбь поутихнет,
Не оставь, Господь, его.
Дай отраду, радость, пищу,
Страждущей душе того,
Кто всю жизнь трудился честно,
Пусть грешил, но искупил.
Не оставь, Отец Небесный,
Чистую он воду пил.
И прости, помилуй душу,
Причастившись он ушёл.
Православный и послушный,
Сам на суд к тебе пришёл.
Аллилуйя, Аллилуйя!
Мир душе его вовек,
Мы помолимся не всуе,
Притомился человек.

***

Колышится венчик,
В далёкие страны
Душа улетела
Залечивать раны.
К холодному лбу
Я прильнула губами,
О, мой дрогой,
Ты не здесь,
Ты не с нами!
Толпа окружила,
Вы были друзьями!
Как страшно,
К огромной подходим мы яме.
И солнце пылает,
И гибнут герои.
А землекопы
Уж новое роют...
Очерчен круг жизни,
Поставлена точка,
Любимый, прости!
Твоя старшая дочка.


***



Грустно, больно,одиноко!
Ветер , солнце- не с тобою...
То, что было раньше счастьем,
Вмиг "подернулось" слезою.

Улетела счастья птица!
Никогда не будешь прежним,
Только с Богом вся надежда,
Где журавль, а где синица?

Все во мне застыло, грустно,
Слезы, радость не помогут...
Одиночество, как чувство-
Бьет отчаянно тревогу!

Берегите близких- нежно,
Никогда не обижайте,
Чтобы жить счастливым, прежним-
Все что есть в душе- отдайте!