Как Чайнику издать свою книжку, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
      Или Выпускной экзамен для Чайников

Надумала я свою "Инструкцию по эксплуатации Стихи. Ру для Чайников" дополнить ещё одной новой статьей.  Она написана  для Чайников, хотя и набравшихся уже самого разного полезного опыта по части написания и публикации своих стихов на сайте, но пока ещё никогда не издававшихся. Поскольку всё, что я пишу в данном сборнике - это исключительно мой личный опыт, а сама я - точно такой же Чайник, как и очень многие мои читатели, то эта статья, возможно, окажется им полезной. Только сразу оговорюсь: она - не для специалистов по изданию книг (те  будут просто смеяться над моими простодушными открытиями!) и не для богатых авторов, которым  отстегнуть пару-другую лишних тысяч рублей на услуги издательства не представляет никакой проблемы. Она - для поэтов-любителей и трудяг, кропотливо работающих над повышением своего поэтического мастерства, для авторов стихов, живущих на среднюю  зарплату (причем, получаемую совсем не на поприще литератора!) и пишущих свои стихи для души, а не для заработка.

Сначала о том, что меня подвигло к написанию этих заметок.

Я "тусуюсь" на нашей стихире вот уже 9 лет (как же быстро и незаметно пролетело для меня это время!) и,  как внезапно обнаружилось, за это время успела понаписать достаточно много самых разных стихов, часть из которых - вполне сносна, особенно, если сравнивать их с теми, что были написаны мною ручкой в тетрадь  до моей регистрации на стихире! Оказывается, общение с поэтами и чтение чужих стихов пошло мне на пользу: почти ничего из написанного мною в молодости мне уже не хочется выставлять на суд читателей (хотя оно мне и дорого, и памятно сердцу!), зато среди последних стихов кое-что даже мне самой нравится: найду такое на своей страничке и диву даюсь, неужели это я - их автор?
 
И что мне с этим моим, незаметно образовавшимся "богатством" прикажете теперь делать? Кто же всё это прочтёт? Стоит ли? И надо ли - всё?

Слаб человек: ему хочется иногда перед ближними (не перед виртуальными авторами, а реальными людьми!) чем-то своим, честно наработанным, похвалиться - подарить себя любимую другим в бумажном переплёте! А вдруг мои знакомые всё-таки найдут время мои стихи почитать?  Тут ведь совсем не о славе речь и не о коммерции (какая уж тут слава, какие прибыли!), просто душа требует своими скромными достижениями с миром поделиться, а что-то и уже внукам-правнукам на память оставить.... Не всех же моих друзей можно силком на сайт затащить - им некогда в интернете сидеть: надо деньги зарабатывать, семью кормить, а многие "мои", те, что из  старшего поколения, и  вовсе в интернет ни ногой: "не умею, не хочу, не буду!!!" Короче, кошмар, а не родственники! Не поколение, а - полный отстой!  Шучу...

Подвожу итоги: захотелось мне книжку своих стихов в бумажном виде издать: все сейчас своё издают, а я-то чем хуже?! )) А тут ещё наш стихирский Литературный клуб поспособствовал:  шлёт да  шлёт мне,  как змей- искуситель, приглашения издаться то в "Поэте года", то в "Наследии", то ещё в каком-то коллективном альманахе... Как будто бы без моего несравненного  творчества им просто свет не мил: все только моих стихов и ждут! Ага. Так я им и поверила!

Поверила - не поверила, а поддалась. Все мы на такое легко  поддаемся! А кто бы не захотел прослыть  Поэтом Года??? Звучит, как песня... А то, что за издание всего одной странички в 35 строк там нужно заплатить аж тысячу рублей, не считая других дополнительных расходов, так это уже другая песня! И то, что ты,  войдя в  этот многоголовый конкурентный марафон, ещё не факт, что попадёшь в число финалистов, то это уже будет не песня, а целый концерт Шнитке с оркестром... Но мы про это не думаем, мы поддаёмся, платим и  участвуем - и мы гордимся своим участием вплоть до самого момента получения на руки коллективного сборника стихов! И тогда, если мы  всё-таки прочитываем ВЕСЬ томик номинантов "Поэта года"( а не только свои оплаченные страницы!!!), то с удивлением и ужасом обнаруживаем, что далеко не все "номинанты национальной литературной премии года" - это  талантливые поэты, иные даже и вовсе - не совсем поэты... И тут ты вдруг осознаёшь, что гордиться тебе своей "номинацией" особо-то и не стоит: просто поставь этот дорого оплаченный коллективный томик на полку и пудри своим друзьям мозги, что ты, мол, теперь где-то и кем-то в литературных кругах особо отмечен! )))

Если только этим осознанием всё и заканчивается, то это уже хорошо, а вот если ты все-таки в список сотни отобранных авторов выбьешься и станешь финалистом года, то тут уже твоей гордости и счастью просто не будет никакого  предела! Тем более, если томик финалистов прочтёшь целиком, и сердце твое окончательно успокоится: авторы его - не гении, но хотя бы - поэты! Вполне приличные современные поэты! И среди них - ты  со своими 5-ю копейками (пятью-шестью стихами!) - лучше и быть не может!  Оказывается, что может.

В этом году случилось страшное: тех, кто раз или  более раза попадал в финал  конкурсов Литературного клуба нашего сайта (а я туда каким-то образом угодила дважды!), начали приглашать почётно издаться в "Антологии Русской поэзии" - шикарном (по качеству бумаги и переплёта) издании с цветными фотографиями авторов и подборкой их стихов! Как тут устоишь, как выпустишь из рук такой "подарок судьбы"!!! Дорогущий подарок! Вы не поверите: за издание семи своих коротких стихотворений в этом  коллективном Альманахе мне пришлось выложить 18 000 рублей. Для кого-то, может быть, это - вообще не деньги, а так - сумма на сдачу, но я-то пишу  не для них, для меня это очень даже большие деньги! И пишу я всю эту грустную повесть именно для тех, у кого лишних денег нет и не предвидится, а вот  хорошие стихи во множестве есть, и сохранить их для своих родных и друзей в хорошем и удобочитаемом виде и хочется и, конечно же, стоит.

А как это сделать, если вы, например,  не член Союза Писателей, у которых есть льготы на издание книг? (Вступить туда, конечно, можно, но, имейте ввиду: мало просто заиметь  удостоверение СП, вам надо будет ещё и ежемесячно немалые взносы в эту организацию платить, что как раз и покроет все ваши льготы на издание книг для членов СП!!!).

Можно, конечно, сидючи на диване, просто ввести рукопись своих любимых стихов в Издательскую систему сайта Стихи.ру, оплатить счет, и через какое-то время готовый, отредактированный сборник стихов вам сотворят и доставят по указанному адресу в нужном количестве. Вопрос только в цене. Например, 20 экземпляров книг стихов объемом 158 страниц (188 стихов) в мягком переплёте на офсетной бумаге и со всеми услугами (но без доставки) мне обошёлся бы в 27 580 рублей. И в эту сумму ещё не входит плата (порядка 7000 рублей) за рассылку 16-и положенных экземпляров книг в Российскую Книжную Палату и в главные библиотеки (что обычно делают все приличные авторы книг!).

Могу я это себе позволить? Выкинуть почти 28 000 рублей  на создание 20-и подарков родным и ближним? Не продавать же я свою книгу, в конце концов,  собираюсь!!! 

Может и могу, да... не хочется.

И вы не переживайте. Я поделюсь с вами своим личным, чайниковским,  опытом того,   как я всё-таки издала свою первую книгу  стихов в разы  дешевле, причем, и  качественнее,  и интереснее, приобретя при этом еще  массу полезных умений, а заодно, перебрав, перечтя и  исправив существенную  часть своего "поэтического богатства", накопившегося на моей  авторской странице за эти девять лет.

С чего начать?

Итак, Чайник принял решение издать, наконец,  первую книгу своих стихов  - пока малым тиражом. Не продажи ради, а просто для души -  чтобы раздарить её друзьям и родственникам. Скажем, тиражом 20 штук. Если тираж больше, то себестоимость одной книжки будет меньше, но зато общая стоимость печати все-таки возрастёт. Если книга не предназначена для продажи, то больший тираж вряд ли нужен: где хранить всю эту стопку книг хотя бы какое-то время, пока вы их не раздарили?

Начнём  с выбора характеристик книги, которую мы хотим издать. Разобралась я с этой премудростью не сразу и нелегко, но все же разобралась сама, и потому готова поделиться с вами своими "открытиями"

1. Формат книги

Формат книги - это её размер. Самый удобный - стандартный,  книжный, в котором  издается основная часть художественной литературы и учебников. Это формат А5 или 148х210 мм. Но издатели очень редко оперируют такими понятиями. Формат книги у издателей принято определять как 1/16 доли от офсетного печатного листа бумаги размером 60х90 см.

Для цифровой печати расчёт обычно делают в листах формата А3 (297 х 420), или А3+ (320 х 450мм), тогда  стандартный книжный формат – это формат 64х90/16 (А3+/4), под обрезной формат блока (130…150) ; (190…215).

Скажу честно, последняя запись для меня до сих пор остается сложна и мало понятна, но это не беда: в любом издательстве вас поймут правильно, если вы просто скажете, что хотите иметь книгу стандартного формата А5. )))

2. Бумага

Имеет значение, на какой бумаге вы собираетесь печатать вашу книгу.

Офсетная бумага – это бумага с высокой белизной. Именно она  наиболее часто используется  для печати книг. Мелованная бумага более дорогая, она  качественная  и  используется для печати изданий, где важна яркость красок и эффектный внешний вид. Мелованная бумага бывает двух типов: глянцевая, используемая для журналов, и матовая, применяемая для печати подарочных изданий книг. Мелованная матовая, конечно, дороже, чем офсетная, но при количестве страниц вашей книги  в 158 (как в моём случае) разница в стоимости  печати на офсетной и на меловой бумаге оказалась чуть меньше 1000 рублей.  Если сэкономить на других издательских услугах (о чём я расскажу далее), то есть смысл шикануть и напечатать свою первую книгу на меловой матовой.

Плотность бумаги тоже имеет значение. Чем бумага плотнее, тем она толще и меньше просвечивает. Совсем тонкая бумага используется для газет, а самая плотная – для буклетов и обложек. Плотность бумаги измеряется в граммах на квадратный метр. Плотность бумаги, используемой для лазерных и струйных принтеров обычно составляет 80 г/кв.м. Это нормальная бумага, на ней можно печатать книги. Плотность офсетной бумаги в книгах многих коммерческих издательств обычно не превышает 65 г/кв.м. - такие книги выглядят дёшево. Для печати стихов, где в каждую страницу нужно вчитываться и перечитывать по нескольку раз, чаще  используют бумагу повышенной плотности 120 г/кв.м. На ней и книга выглядит дорого и солидно.

Мелованная бумага имеет другую плотность: чтобы не просвечивать, она должна весить не менее 90 г/кв.м, - это стандартная бумага для массовых глянцевых журналов. Подарочные книги обычно печатаются на мелованной бумаге плотностью 135 г/кв.м.

Что касается меня, то я остановила свой выбор на мелованной матовой бумаге  плотностью 130 г/кв.м. 

3. Переплёт

Типографии предлагают много  разных типов переплета,  я расскажу о самых распространенных и наиболее пригодных для издания томика стихов малым тиражом.

Твёрдый переплёт - 7БЦ (Целлофанированный).

Изготовление книг с таким видом переплёта, как 7БЦ, подразумевает использование в качестве материала для обложки картона, который покрыт слоем полимерной пленки. Её толщина чаще всего равна 32 микронам, она может быть как глянцевой, так и матовой. Выбор того или иного варианта основывается на замысле дизайнера, но стоит учитывать, что дешевле обходится глянцевая ламинация. При создании данного вида переплета применяют офсетную и цифровую печать.

Мягкий переплёт

При изготовлении мягкого переплета (книга в мягкой обложке) страницы книжного блока могут компоноваться как тетрадками, так и составляться в подбор. В первом случае получается книга с ниткошвейным внутренним блоком, во втором - со внутренним блоком на клеевом бесшвейном соединении (КБС). При производстве мягкого переплёта внутренний блок книги соединяется с обложкой, отпечатанной на офсетной или мелованной бумаге плотностью 160-300 гр/м. Бумагу меньшей плотности использовать для печати обложки не рекомендуется, т.к. она не сможет обеспечить книге необходимой долговечности.

Твердый переплёт, конечно же, обойдется  дороже, но зато он  долговечнее и красивее. Что касается меня, то я выбрала твердый переплет 7БЦ с обложкой  4/0, мел. 170 гр + матовая ламинация 1/0.  Форзацы без печати, оф. 160 гр.
Во всяком случае, образец книги именно с такими  характеристиками мне понравился больше всех, а насколько я была права в своем выборе - покажет только время.

4. Количество страниц в книге

Вопрос не простой:  пока рукопись не подготовлена и макет книги полностью не свёрстан, автор смутно представляет себе, сколько страниц (или, если говорить  языком полиграфии, сколько полос в блоке) будет в его будущем томике стихов. Кроме того, если  вы выбрали твердый переплёт и предполагается  потетрадное шитьё, то необходимо, чтобы количество  полос /страниц было кратно 4. Например, если у меня подготовлено 161 страница текста, то мне придётся  добавить в конец книги еще 3 страницы (можно просто белые). Так что на первом этапе, пока ваша книга не свёрстана, количество её страниц мы знаем  только ориентировочно, и при выборе издательства и предварительном расчёте стоимости работ мы будем указывать  его приблизительно.

О том,  как готовить рукопись (а фактически - верстать макет книги ) поговорим позже.

5. Выбор издательства

Если вы живёте в большом городе, то никаких проблем с организациями, готовых издать вашу книгу малым тиражом (особенно в Москве или Петербурге) у вас не будет. Просто наберите в поисковике интернета "издать за свой счет книгу малым тиражом в (название города)" и прямо с экрана знакомьтесь с поступающими вам предложениями. Если ваш город не велик и издательств в нём нет, то придётся обратиться в ближайшее издательство другого города и потратиться на доставку тиража и на личные встречи с исполнителем.

Первый совет от меня (чайника):  ищите издательство поближе к вашему дому. Чтобы на доставку заказа почтой или курьером вам совсем не тратиться. На самовывозе (а тираж в 20 книг - это не тяжело!) вы сэкономите где-то около тысячи рублей, что совсем не лишнее. Как раз на эти услуги лучше попусту не тратиться!

Каждое рассматриваемое вами издательство прямо по интернету охотно сделает вам ориентировочный расчет (с задаваемыми характеристиками книги мы уже определились выше!), а вот суммы работ могут сильно разниться. Но, как показывает мой опыт,  всё отличие будет вовсе не в стоимости печати книг, а в том, насколько на одном языке вы говорите с издателем! И, конечно же, от того, насколько полно и тщательно будет подготовлена ваша рукопись при ее передаче в типографию. За каждую услугу в оформлении вашей книги с вас охотно возьмут хорошие деньги профессионалы. Не видя вашей рукописи, никакой издатель с ходу не определит, что именно у вас еще не доделано и что именно вы сами бы хотели иметь в итоге. Тем более, что вы и правда, пока ещё толком не знаете, чего вам нужно и до какой степени это вам нужно!

Поэтому мой вывод такой: цены на основные виды издательских работ у всех  примерно одинаковы. Нужно 1) искать то, что ближе к вашему дому (чтоб лично навестить, руками бумагу пощупать, вопросы задать...) и 2) перед сдачей рукописи как можно качественнее и полнее подготовить макет книги самому, не привлекая к этому издателей. Дело это не простое, но интересное и даже весьма полезное, не говоря уже о громадной экономии затрат...

                Продолжение см. http://www.stihi.ru/2018/05/08/1484