Озеро. филологический роман. ч. 1

Попов Владимир Николаевич
        Владимир Попов

        ОЗЕРО

        (филологический роман)

        часть 1

                ДОМ С БАШЕНКОЙ

Иван Егорович Тихомиров.
    Так зовут человека, к которому я приехал по литературным делам.
        В газете «Малаховский вестник» я опубликовал очерк «Воспоминание о сосновых лесах», где я пытался приоткрыть тайну «Малаховских рассказов» Ивана Алексеевича Бунина.
            И вот теперь я иду по Республиканской улице и ищу прибежище старого литератора.
                Дом был старый.
                В стиле «дачного» модерна
                начала ХХ века.
                Высокое крыльцо. Летняя терраса.
                И эта ломаная крыша.
                И фронтонный кокошник.
                И глухая острая башенка
                с длинным шпилем…
                Дом-кораблик, затерянный во времени.
        Я открыл калитку, и на ней зазвенел колокольчик.
        Пока я шёл по дорожке до крыльца, вышел, опираясь на палку,
        высокий старик: серый свитер, коричневая меховая безрукавка,
        синие стёганые брюки, чёрные валенки…
        Приветливое лицо. Цепкий взгляд.
        Голос громкий, с лёгким грассированием.
        – Здравствуйте, здравствуйте, Владимир Николаевич! А я уж вас заждался…
        – Рад вас видеть, Иван Егорович!
….А я знаю, откуда этот колокольчик: это когда сосед,
    господин Сван, открывает калитку в сад, то он звенит два раза.
    – Совершенно справедливо! Это его приладила Елизавета Владиславовна:
    она большая поклонница Пруста.

                АНГЕЛ ВЕЧЕРНЕГО ПОКОЯ

      Мы прошли через прихожую-кухоньку.
      – Раздевайтесь! –
      И переступили порог большой комнаты, вернее не комнаты, а библиотеки: полки, стеллажи, шкафы и единственный стул – всё было завалено книгами.
      Он поймал мой взгляд…
      – Всю жизнь еду на книгах и книгами погоняю!
      Он подошёл к столу и указал на три толстых папки:
      – Вам это будет интересно: я написал «Побег из Малаховки», но потом никак не мог оторваться от этой темы и стал собирать материал для большого романа. Ну, а сейчас, – не то, чтобы остыл, – просто время ушло и никогда я уже за роман не возьмусь. Мне уже за восемьдесят, да и здоровье… Через неделю ложусь на обследование… Я хотел бы вас попросить посмотреть эти бумаги и то, что вам нужно для работы над бунинской темой, отобрать для себя. Быть вашим помощником уже согласилась Елизавета Владиславовна… Да и она будет при деле, а то без меня она тут останется одна…
      – А Елизавета Владиславовна, кто она?
      – Она живёт через два дома отсюда. Её родители – мои старые друзья – ещё с молодости уехали за границу, а её бросили здесь одну. А вы её скоро увидите: она пошла за молоком в магазин. А варю картошку, хочу сделать пюре, а молока не оказалось… Вы любите картошку?
      – Люблю, – сказал я и начал доставать из сумки круг колбасы, шпроты и баночку с клюквой.
      – Как славно: зимой чай с клюквой! – воскликнул Иван Егорович.
      Я достал ещё керамическую фигурку: высокий и худой ангел с опущенными крыльями стоит, опустив голову вниз. Одно крыло чуть-чуть приподнято…
            – Ангел вечернего покоя, – сказал я.
            – Ах, как замечательно вы выразились!
            – Это не я, это Бунин.
            – И где вы это откопали?
            – Вы не поверите – в черновых набросках.
      И мы нашли 84-й том «Литературного наследия». Иван Бунин.
      И на странице 228 прочитали:
            «Петух на этой церкви древней
            В закрытых облаках плывёт
            В чудесное и неземное.
            И к ангелу вечернего покоя
            Могильный колокол зовёт».
                19.08.1922
      – Так это же набросок знаменитого стихотворения «Петух на церковном кресте»!
      – Совершенно верно, но из оригинала «ангел» выпал, а мне его стало так жалко… А тут, в Люберцах, на рынке, я увидел этих ангелочков и купил парочку, – и для вас.
      – Вот это подарок! Я обязательно возьму его с собой в больницу…