В какого БОГА веровал А. Эйнштейн? И веровал ли?

Славен Любомиров 5
В какого БОГА веровал А. Эйнштейн? И веровал ли?
1. Веровал ли А. Эйнштейн в БОГА? Да, безусловно! Именно в процессе глубокого научного  познания БОЖЬЕГО Мира А. Эйнштейн обрёл твёрдую веру в ТВОРЦА.
Более того, он утверждал: "Чем больше я изучаю мир, тем крепче моя вера в Бога". 
"Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога". 
"Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку". (Альберт Эйнштейн)

В процессе глубокого постижения Мироздания приходит глубокая вера в ТВОРЦА всего Сущего. Об этом говорят многие величайшие учёные.
 Выдающийся физик Кельвин говорил: "Если хорошо и глубоко подумать, то увидите, что наука заставляет вас верить в БОГА".
Фрэнсис Бэкон писал: «Лишь поверхностное знание уводит от Бога, глубокое познание, напротив, опять к Нему возвращает» и т.д.

*Науку, поиск Истины благословляет БОГ, чтоб человек, Премудрость БОЖЬЮ постигая,
  усвоил Творчества Божественный урок, свою гордыню пред ТВОРЦОМ смиряя.*
         

2. В какого БОГА веровал Альберт  Эйнштейн?

1) "Всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, - Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь.» (А.Э.)

Именно Осознания Божественного Мира как Духовного, управляемого Божьим Духом – признак  не наивной веры, но  христианского понимания Творения.
«Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его вся силы их» (Пс.32:6).

Во всём есть жизнь - в песчинке и звезде, но не в самой материи – её постигнет тление,
жизнь - в Духе, что присутствует везде и наполняет жизнью всё Творение!

2) Познание, независимого от  человека, ==созерцание вне-личного мира, который представлялся мне …как высшая цель. …Этот мир  является огромной вечной загадкой для нас, доступной, однако, по крайней мере, отчасти, нашему восприятию и нашему разуму==(А.Э.).

Истинный БОГ и есть  вне-личностный для человека трансцендентный Мир, но БОГ также  иманентен, близок человеку и отчасти познаваем в Своих Энергиях. Созерцание, познание, соединение с БОГОМ   в Христианстве – есть высшая цель  существования человека, что соответствует пониманию А. Эйнштейна как созерцание и ==мысленный охват в рамках доступных нам возможностей этого вне-личного мира==.(А.Э.) 

3) ===Созерцание этого мира (БОГА-Истины (С.Л.)) манило освобождением, и я скоро убедился, что многие из тех, кого я научился ценить и уважать, нашли свою внутреннюю свободу и уверенность. ==  А.Э.

И это перекликается с Евангелием от Иоанна 8:32-36: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными... Итак, если Сын (БОЖИЙ) освободит вас, то истинно свободны будете», ибо Он есть "Путь, Истина и Жизнь"

4). Эйнштейн мыслил масштабами Вселенной и изучал Творение БОЖИЕ  с точки зрения физики и космологии. У него не было ни времени, ни возможности, ни интереса изучать явления, не связанные с его научной деятельностью. Он хочет познать мысли ТВОРЦА: "Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента. Я хочу знать ЕГО МЫСЛИ, остальное - это детали". 
«…те или иные явления в спектре того или иного элемента» - этим занимаются другие науки, они тоже отвечают на научный вопрос – как? Но только Богословие отвечает на духовно-нравственный вопросы – как и зачем?

Мысли Творца изложены в Библии (их легко понимают верующие люди, но они не доступны атеистам и сектантам, наиболее сложные вопросы объясняют богословы). Мысли Творца заложены также в Природе, их пытается понять и "расшифровать" наука.
 
5) А.Э. приписывают высказывания, что ему ближе Бог Спинозы, и некоторыми авторами утверждается, что якобы, А.Э. отвергал персонифицированного БОГА.  Но так ли это?  Бог Спинозы это полная противоположность Богу в привычном понимании слова (Бог). У Спинозы Бог — вечная и бесконечная истина, не имеющая ценности и смысла, безнадежно истинная истина, или безмолвная реальность.
Но эмоциональные, восторженный и благоговейные  слова А.Э. о его вере и БОГЕ говорят совсем о другом.

6) «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение тайны. Оно лежит в основе подлинной науки (и, тем более,  веры!- С.Л.). Тот, кто не испытал этого чувства, кого уже не охватывает благоговение - практически мертв. Эта глубокая эмоциональная уверенность (вера? – С.Л.) в существовании высшей разумной силы, открывающейся в непостижимости Вселенной, и есть моя идея Бога". (А.Э.)(Цит. по: Libby Anfinsen 1995).
Разве эта идея Бога похожа на «вечную и бесконечную истину, не имеющей ценности и смысла, безнадежной истинной истины?

7) "Истинная религия - это подлинная жизнь, жизнь всей душой, со всей ее добротой и праведностью". (Цит. по: Garbedian 1939, 267). … Наших слабых сил недостаточно, чтобы дотянуться до этой высшей цели, но она формирует надежное основание всех наших устремлений и ценностных суждений". (А.Э.)(Albert Einstein, Out of My Later Years, New Jersey, Littlefield, Adams and Co., 1967, 27).

То, что Христианство есть основа нравственности и праведности, принятой в мире 2 тыс. назад,  вряд ли кто-то будет отрицать. И то, что А.Э. видит в религии (связующем звене  с Божеством), не только связь с Высшей разумной силой, но и высокие  нравственные требования, которым человек должен соответствовать, опять же подтверждает отношение к БОГУ как Личности.

8) "Все мы живем волей Божьей и развиваем практически идентичные духовные способности. Иудей или язычник, раб или свободный - все мы принадлежим Богу". (А. Э.) (цит. по: H.G. Garbedian, Albert Einstein: Maker of Universes, New York, Funk and Wagnalls Co., 1939, 267).

Воля – свойство личности. И это опровергает мнение тех, кто утверждает. Что А.Э. верил в Бога как в безличный Разум и силу, или безличную, не имеющую смысла, безнадёжную истину Спинозы.

В этом высказывание присутствует также  явный посыл к Новому Завету:

«Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли ...
От одной крови Он произвёл весь род человеческий ... дабы они искали Бога ... ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деяния 17:24-28).
«… нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».(Кол.3:11)
«..  прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1-ое Коринфянам 6:20)

9) Альберт Эйнштейн считал себя иудеем (по происхождению и вере). Но слишком много было в нём именно от христианского понимания БОГА и ХРИСТА.
Вот фрагмент диалога в его интервью американскому журналу "Сатердей ивнинг пост" (The Saturday Evening Post, 26 октября 1929 г.):
- Верите ли вы в исторического Иисуса?
- Разумеется! Невозможно, читая Евангелие, не почувствовать реальное присутствие Иисуса. Его личность дышит в каждом слове. Никакой миф не обладает столь мощной жизненной силой. … Я иудей, но меня завораживает яркая личность Назарянина. Иисус настолько масштабен, что не поддается перу фразеров, даже очень искусных. Христианство нельзя отвергнуть лишь на основании красного словца.
Заметим, что подобные слова для приверженца иудаизма не мыслимы и невозможны.

Можно сказать, что вера в БОГА Альберта Эйнштейна, так или иначе, более всего тяготела к её христианскому пониманию, а никак не к  агностицизму и спинозизму (простите за неблагозвучный термин)), несмотря на многие противоречивые утверждения и высказывания. Но назвать А.Э. христианином или иудеем по вере было бы преувеличением, но то, что не был атеистом - это совершенно точно можно сказать. Скромное созерцание Эйнштейном Величия Творческой, Разумной Силы, создавшем мир, никак не вяжется с наглой самоуверенностью и болтливым "всезнайством" атеистов.


Эти и многие другие высказывания великих учёных о БОГЕ, религии и вере с ссылками на оригинальные источники вы также найдёте на странице:

"Они верили в БОГА: Пятьдесят Нобелевских лауреатов и другие великие ученые"
http://www.scienceandapologetics.org/text/314.htm